— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас
Меня зовут Яна, я с 12 лет интересуюсь тем, что обычно девочкам в православном мире не свойственно. А именно — читаю Тору, Талмуд, Мишну… Сейчас мне 30, и я поменяла в своей жизни страну проживания с России на Канаду, поменяла свою боязнь быть интересующейся иудейством на открытость.
Мой муж нееврей. Но он не мешает мне соблюдать субботу, кашрут (ибо он тоже не ест свинину и доверяет, что я не смешаю молоко с мясом). Я в этом же духе воспитываю двоих детей. В свободное время мы ходим в еврейские центры и музеи Холокоста (Монреаль), и я им рассказываю о Хрустальной ночи, погромах, Собиборе, Майданеке, Дахау — потому что наши предки из Смоленска и были евреями, но, чтобы выжить, приняли христианство, которое никак не отразилось на жизни и традициях соблюдающих. Я в этом выросла. Я объездила Израиль: Тель-Авив, Иерусалим, Хайфу… И сейчас, имея двоих детей до 4-х лет, я хочу пройти гиюр.
Какое ваше мнение насчет моего решения? Я и так все соблюдаю.
Спасибо.
Яна. Монреаль
— Судя по тексту Вашего письма, Вы, безусловно, очень близки к тому, чтобы начать процесс гиюра. Однако еще до того как к этому приступить, Вам надо принять в расчет и серьезно обдумать два дополнительных аспекта ситуации, в которой Вы оказались. Начну с относительно простого.
Очень важно усвоить, что гиюр — не только соблюдение тех или иных законов, пусть даже и краеугольных, фундаментальных, таких, как шаббат и кашрут, но и глубокое осознание, что присоединение к нашему народу предполагает полный и окончательный (на всю жизнь) разрыв с любым другим народом. Причем, подразумевается отказ не только от традиций, образа жизни, обычаев народа, в среде которого родился и жил человек, но вообще от всего, что с ним связано, включая самоидентификацию. А теперь перейдем к намного более сложной проблеме.
Ваш муж, как мне увиделось при прочтении Вашего письма, достойный и благородный человек. Но чтобы стать главой еврейской семьи этого недостаточно. Ведь еврейская семья, это в каком-то смысле «образовательный центр», в котором воспитывают и обучают следующее поколение. И на практике реализуют еврейский образ жизни во всех его гранях и направлениях.
Способен ли Ваш муж возглавлять такой «центр»? Ведь в этом деле мало нейтралитета и доброжелательного наблюдения со стороны. Даже если он будет совершать какие-то действия, правильные, с точки зрения еврейского мировоззрения и еврейской традиции, оставаясь неевреем, он, при всем его желании, не сможет вкладывать в эти действия духовное содержание. При этом, исходя из собственного реального, немалого в этом деле опыта попытаюсь помочь Вам следующим своим замечанием.
Процесс приближения человека к гиюру — совершенно индивидуален. И по конкретным шагам, и по скорости «продвижения».
Полагаю, что на данном этапе Вам надо больше разговаривать с мужем на эту тему — ни в коем случае, не оказывая на него давления и не подстегивая его. При этом, хотя бы у Вас должно быть какое-то понимание, что нельзя подталкивать свою семью к некой шизофренической ситуации («раздвоение личности», в данном случае, речь об образе жизни семьи). Это неправильная дорога. Вместе с тем, мне известны многие случаи, когда одна из сторон в ситуации, подобной Вашей, в конце концов нашла правильный путь решения поставленной задачи, что в результате привело к «рождению» еще одной по-настоящему еврейской семьи.
И все же не могу не завершить свой ответ напоминанием, что мы никого не призываем совершать гиюры, и никого к этому не подталкиваем. Такова наша постоянная еврейская позиция. И она, на мой взгляд, увеличивает шансы на то, что гиюры будут настоящими.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС