Помню, как впервые на праздник Симхат Тора я направился в Московскую синагогу. Шел по улице Хмельницкого и думал, как печально, что улица эта названа именем второго после Гитлера убийцы евреев. Повернул на улицу Архипова и вдруг увидел тысячи, нет, десятки тысяч поющих и танцующих евреев.
«Ам Исраэль Хай!» — «Народ Израиля жив!», — распевали молодые люди, взявшись за руки и кружась в традиционном еврейском танце. Хмурые милиционеры, показывали своим видом, что только и ждут приказа «разорвать этих евреев на куски». Я думал, что евреи боятся даже близко к синагоге подойти, чтобы не вылететь из института, не потерять работу. Сердце переполняла гордость за мой народ. Сколько евреев победили страх и радуются тому, что, несмотря ни на что, народ Израиля жив. Думаю, что именно тогда я перестал быть «советским» человеком. В тот момент я преодолел страх и твердо решил «жить евреем», и радоваться тому, что принадлежу к этому древнему и жизнестойкому народу. Любопытно, что когда я делюсь с друзьями этими воспоминаниями, то часто слышу в ответ: «Я испытал то же самое в праздник Симхат Тора в Ленинграде… а я в Киеве… а я в Одессе». Почему этот праздник радости Торы обладает таким удивительным воздействием?
Возможно, что тайна Симхат Тора в огромной созидательной силе РАДОСТИ!
Если слезы открывают ворота (врата небес в Йом-Кипур), то радость разрушает стены (преодолевая все преграды, еврей достигает небес своей души в этот праздник), — учил рабби Нахман из Бреслава.
«С радостью выйдете и с миром водимы будете», — предвещал пророк Исайя (55:12). Радость дает человеку силы выйти из «своего личного Египта», преодолеть испытания и страдания в жизни. Конечно же, бывают тяжелые, даже трагические ситуации, когда чрезвычайно сложно испытывать чувство радости. Однако рабби Нахман повторил: «Великая мицва (заповедь) — всегда радоваться! Как и призывал евреев царь Давид: «Служите Всевышнему с радостью!» (Псалом 99:2). Следует помнить, что чем труднее ситуация, тем больше будет награда! Потому человеку следует проявлять стойкость духа и уметь радоваться даже в минуты страданий, ибо в награду за радость человек и удостоится «выйти» из проблемы, преодолеть испытание!
Но как научиться радоваться? На иврите слова «смоах» — радоваться и «смох» — облокачиваться, положиться, звучат почти одинаково. Мудрецы Каббалы учат, что одинаково звучащие буквы «хет» и «хав» указывают на глубокую внутреннюю связь этих слов. Тот, кому есть на кого положиться, чувствует себя в безопасности и радуется.
Также в словах «печальный» — «ацав» и «оставленный» — «азав», похожие звуки ц и з указывают на связь этих понятий. Печалится тот, кто ощущает себя брошенным, оставленным. Царь Давид утверждал (Псалом 37:25): «Молод я был и состарился, но не видел праведника оставленного!» Человеку следует помнить о том, что он не один, ибо Всевышний всегда с ним: «Видел Всевышнего перед собой всегда!» (Псалом 15:8).
Радость познания
Три раза в году еврей должен был исполнить заповедь и подняться в Иерусалимский Храм. Там он ощущал присутствие Всевышнего и радость, которую «брал с собой», возвращаясь домой.
Но почему нет заповеди подняться в Храм в день Симхат Тора (названного в Торе «Шмини Ацерет»)? Каждый праздник несет благословения наших праотцев: Песах — благословение Авраама, Шавуот — благословение Ицхака, Суккот — благословение Яакова, а Симхат Тора — благословение Моисея! Тора Моисея — это тоже Храм Всевышнего, который никогда не был разрушен!
Однажды мне посчастливилось услышать урок Торы великого мудреца рава Шломо Волбэ, который привел слова царя Соломона.
«Песнь песней Соломона» (1:4)… «Влеки меня! И мы за Тобой побежим. Привел меня Царь в палаты свои, — возликуем и возрадуемся с Тобою!» Когда человек направляется к Трону царя, то проходит через царские палаты, где одна красивей другой. «Но что это за палаты Царя царей?» — спросил рав Волбэ. — Это разные уровни понимания Торы. Чем глубже человек познает Тору, тем скорее приближается к Трону Царя и начинает ощущать близость Всевышнего. Это ощущение перерастает в радость, как и сказал царь Соломон: «возликуем и возрадуемся с Тобою!»
Художник Алекс ЛЕВИН