В течение года, с начала сентября 1936-го до сентября 1937-го, германскому отделению Еврейского национального фонда удалось заключить на территории Третьего рейха несколько необычных сделок. Таких сделок могло бы оказаться даже больше, но в конце 1937 года нацистские власти спохватились и перекрыли лазейку в своем законодательстве.
Тем не менее сионистская организация добилась значительного успеха. Этот успех, в каком-то смысле, даже определил будущее лицо третьего по значимости израильского города — Хайфы.
Впрочем, на самом деле все началось задолго до 30-х годов и совсем в другом месте… Орден кармелитов был создан в середине XII века на склонах горы Кармель католическими монахами, вдохновленными образом Ильи Пророка, который, как они верили, жил отшельником именно в этих краях. В конце XIII века, с падением Акко (последнего оплота крестоносцев), из Святой земли были изгнаны и кармелиты. Лишь в середине XVII века под покровительством французских дипломатов орден сумел вернуться к горе, имя которой носил. Благодаря приобретению Францией статуса ведущей мировой державы, французские кармелиты обзавелись бумагами от турецкого султана, обеспечивавшими ордену неприкосновенность и права на значительную часть не только самой горы Кармель у морского побережья, но и всего кармельского кряжа, протянувшегося на юго-восток. На протяжении двух веков кармелиты постепенно укрепляли свое влияние в Хайфе, расположившейся у подножия горы Кармель, пока на плиты хайфского пирса осенью 1868 года не ступили темплеры.
Лютеранская секта темплеров (Храмового общества) сформировалась в середине XIX века в Южной Германии. Через несколько лет руководители движения прибыли в Святую землю, чтобы выбрать места для своих будущих колоний. Выбор их пал в том числе и на Хайфу.
Вражда между кармелитами и темплерами неожиданностью не стала. Эти две группы были противоположны друг другу по всем параметрам: французы против немцев; католики против протестантов; консерваторы против сторонников технического прогресса. Главным камнем преткновения стала земля на склоне горы Кармель. Темплеры, трудолюбивые фермеры, презирали монахов, предпочитавших бедность и духовное самосовершенствование, физическому труду и считали несправедливым то, что огромные пустые участки плодородного склона не используются для сельскохозяйственной деятельности.
Борьба за землю продолжалась два следующих десятилетия и включала в себя все элементы драмы: интриги, подкуп, шантаж, насилие. Обе стороны боролись за влияние среди местного населения. Кармелиты — через школы, темплеры — с помощью внедрения передовых технологий, общественного транспорта и промышленного производства. Наконец двадцатилетняя война завершилась победой немецких колонистов. Не в последнюю очередь и потому, что Турция окончательно определилась со своими европейскими союзниками, поддержав Германию. Темплеры овладели значительной частью кармельского склона, однако триумф их был недолгим. В 1918 году Палестину заняли британские войска во главе с генералом Эдмундом Алленби. Хайфа вошла в состав территории британской подмандатной Палестины. К середине 30-х годов XX века жители немецкой колонии в Хайфе, в большинстве своем поддерживавшие нацистскую идеологию, чувствовали себя не слишком уютно на британской территории, да еще и по соседству с крупным еврейским центром. Многие из них желали покинуть Палестину, максимально выгодно продав свои земельные участки в Хайфе. Среди потенциальных покупателей, естественно, преобладали евреи. В то же время в банках третьего рейха застряли значительные денежные активы немецких евреев, обладатели которых еще были живы и могли покинуть Германию, но уже не имели возможности, в силу антисемитского законодательства, забрать свои деньги из банков.
И тогда у работников берлинского филиала Еврейского национального фонда созрел блестящий план. Фонд решил покупать землю у немцев, возвращавшихся в Германию из Палестины, за деньги немецких евреев, находившиеся в немецких же банках. Частные лица становились компаньонами фонда и передавали ему права на свои активы в обмен на обеспечение их пожизненной пенсией. С точки зрения законодательства Третьего рейха, все субъекты финансовой операции были гражданами страны, деньги оставались в банке, меняя лишь своего владельца, поэтому сделка не требовала никаких специальных разрешений от властей.
Более того, покупка земель была организована таким образом, что компания, представлявшая интересы покупателей, выглядела как немецкая, что облегчало утверждение документов в земельном управлении Палестины. В противном случае чиновники-арабы, узнав, кто является истинным покупателем, сделали бы все возможное, чтобы затормозить сделку. В конце 1937 года нацистским властям стало известно о способе, позволяющем евреям уводить значительные суммы из банков Германии, и соответствующее законодательство было изменено.
Все же за год сионисты сумели заключить четыре подобные сделки и приобрести 12,6 га на склоне горы Кармель по цене около 2 млн рейхсмарок (12 млн. долларов по современному курсу).
На выкупленных участках были построены новые еврейские кварталы. Вот так и вышло, что немцы-темплеры отбили у французов-кармелитов подножие горы Кармель, чтобы евреи-сионисты смогли в итоге превратить Хайфу в третий по значению город Израиля.