— Уважаемый рав! Ко мне перед Йом-Кипуром обратилась подруга и попросила прощения. Но, если честно, я на нее в обиде. И это чувство не проходит. Что мне надо было сделать? Сказать, что прощаю? Но я же не чувствую, что простила. Спасибо за потраченное время на ответ на мой вопрос.
Рахель, Нетания. Израиль
— Вы, вероятно, и сами того не подозревая, выявили корень проблемы. Он — в написанных Вами словах — «чувство (обиды) не проходит». По-человечески это легко понять. Здесь подчеркну, что я, разумеется, не знаю, что за обиду нанесла Вам подруга. Но это в контексте нашего с Вами разговора неважно. К сути дела это не имеет никакого отношения.
Отмечу еще одну деталь Вашего письма. «Подруга, — пишете Вы, обратилась к Вам перед Йом-Кипуром». За несколько дней или, может быть, за несколько часов. Это означает, что, выслушав ее и отреагировав на ее просьбу, Вы должны были вместе с еврейским народом в синагоге (или, быть может, дома; не принципиально — где именно) сами просить прощения у Всевышнего. Просить, чтобы Он простил Вас. За то, что Вы (как каждый из нас) в каком-то смысле обидели или оскорбили Его, Творца мира, который дал нам, к примеру, шаббат, а мы что-то нарушили (о несоблюдении шаббата вообще здесь не говорю).
Или, например, Он дал нам указание в Торе — благодарить Его всякий раз после трапезы (произносить Биркат а-мазон). А мы пренебрегли этим. И даже если произносили благодарственную молитву каждый раз (читали по Сидуру) — где в те моменты были наши мысли и сердце?
Как расценивается такое поведение? На что это похоже? И вот, мы приходим (и правильно делаем) к Всевышнему и просим Его, с вечера до вечера, в течение всех суток, чтобы Он простил нас. И надеемся (и правильно делаем), что Он, если наше обращение искренне, простит нас. Не за что-то одно, но за тысячи «безобразий», которые мы совершали в течение всего истекшего года. Мы (каждый из нас надеемся в этот великий День на милосердие Всевышнего…
Как выглядит с позиции Небес во всем этом человек, который не может простить своему товарищу какое-то одно (да хоть и десять) «прегрешение»? Усиливает ли это его просьбу о прощении, обращенную к Творцу?
Ответ, полагаю, очевиден. А теперь — несколько слов о человеке, который перед Йом— Кипуром приходит к другому человеку с просьбой о прощении. Из всего сказанного выше со всей определенностью вытекает, что в ситуации, когда кто-либо обратился к кому-то со словами «прости меня», а при этом не заметно (нет и намека), что он осознал свою ошибку, это, как говорится, мало весит. Более того. Когда один человек нанес другому конкретный ущерб, допустим, материального характера (ущерб, конечно же, может быть и иным), чего стоят просьбы о прощении без возмещения этого ущерба?
Поэтому, кстати, обращаясь к Всевышнему в Йом-Кипур, мы не просто читаем установленные молитвы, в которых перечисляются всевозможные проступки и т.п., но не едим и не пьем 25 часов подряд. А перед этим в течение многих дней встаем по утрам раньше обычного, совершаем какие-то действия, направленные на укрепление соблюдения тех или иных заповедей. И в этом наш скромный вклад в исправление ситуации, в которой мы находимся перед Всевышним. Так же и тот, кто просит прощения у товарища, тоже должен внести свой вклад в нормализацию взаимоотношений. Например, вернуть долг. Или если говорил плохо о нем другим людям, сказать о нем же что-то хорошее. И т.д. и т.п.
И, наконец, последнее. В любом случае ни на кого не надо держать обиду. Ибо даже если «обидчик» не попросил прощения правильно, это, как говорится, его проблема перед Всевышним. Ваша проблема — не держать в сердце никаких обид (о невозврате долга и т.д. тут не говорю — долги обязательно надо отдавать). И все же, как избавляться от чувства обиды, если, как Вы пишете, оно не проходит?
Это, как ни странно, нетрудно. Нужно только отчетливо осознать, что в Йом-Кипур решается твоя судьба: жить или нет, быть здоровым или болеть, жить в достатке или в нищете… И это буквально может зависеть от того, простишь ты или не простишь товарищу нанесенную им (пусть и нешуточную) обиду.
Полагаю, что мне удалось в достаточной мере ответить на заданный Вами вопрос.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС