В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для прощального напутствия. Он говорит, что союз с Б-гом заключило не только поколение пустыни, но и евреи всех грядущих эпох. Пророк вновь предостерегает сынов Израиля от увлечения идолами.
Он знает, что даже отвращение к египетским «гнусностям» не помешает им экспериментировать с чужими философскими концепциями, ведущими к моральной распущенности. Он описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям и поймут, что это наказание евреям за измену Б-гу и Торе. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий евреи осознают свои ошибки и раскаются. Как бы ни подражали они другим народам, как бы ни пытались ассимилироваться, Б-г вернет их в Эрец-Исраэль. Моше напоминает им, что Тора не удалена от них исполнение ее законов доступно каждому человеку. Раздел завершается ярким описанием духовно-нравственного выбора, который представляет собой, по существу, выбор между жизнью и смертью. Пророк заклинает каждого из нас: «Избери же жизнь» жизнь по Торе.
***
«Вы стоите сегодня все пред Б-гом…» (29:9). Наши дальние предки, вышедшие из Египта, удостоились прямой встречи с Творцом вселенной, уникального откровения, первого и пока единственного в мировой истории.
Можем ли мы с ними равняться? Может ли простой смертный претендовать сегодня на особые отношения с Б-гом? Ведь Б-г существует вне пространства и времени. Такой контакт невозможно даже представить себе. Способен ли наш современник преодолеть пропасть, разделяющую материальное и духовное, ограниченное и бесконечное?
Ответ мы находим в Торе, в том же сегодняшнем разделе: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе сегодня, не скрыта она от тебя» (30:11).
Ошибаются те, кто думает, будто человек одинаков снаружи и внутри? На самом деле, сущность человека это то, к чему он стремится. Воля человека выражает его суть. А выполняемые мицвот, заповеди это воля Б-га, Его желания, материализованные в доступных нашему разуму и чувствам категориях.
Однако повеления Б-га не похожи на повеления земных царей. Царские указы никак не связывают простого человека с самим монархом; они всего лишь слова. Между тем, заповеди Небесного Царя представляют собой каналы, соединяющие нас с запредельной, истинной реальностью, с Ним самим.
Каждый еврей может ощутить это свойство выполняемой заповеди. Потому и сказано в стихе: «не скрыта она от тебя». Когда человек вкладывает сердце и душу в заповедь, он получает заложенный в ней заряд Б-жественной энергии, подсоединяется к ее Источнику. Не случайно говорили наши мудрецы: «Награда за мицву мицва».
Важная мысль, особенно сейчас, в канун Рош-Хашана, ежегодного отчета перед Верховным судом.
Отпечаток изгнания
Американский президент Линдон Джонсон заметил как-то Голде Меир во время их официальной встречи, что быть президентом в стране с населением 180 миллионов человек невероятно трудно. Голда ответила, что прекрасно понимает его и даже сочувствует, но гораздо труднее быть президентом в стране, где живут три миллиона президентов.
Израильские таксисты славятся своей словоохотливостью, причем многие из них считают себя начинающими предпринимателями. Узрев в пассажире обеспеченного человека (по его английскому или французскому акценту), они не преминут спросить, во что он вкладывает свои капиталы и сколько вкладывает (как, вы не вкладываете!?). Может быть, ему стоит познакомиться с братом таксиста, открывающим свою маленькую фирму «стартап» в хай-теке.
Достаточно бегло ознакомиться с Мишной, чтобы понять, что евреи были когда-то нацией земледельцев и скотоводов. Были, конечно, и купцы среди них. Например, эмблема колена Звулуна корабль, и их главным занятием была международная торговля. Однако традиционным еврейским занятием долгие столетия оставался сельскохозяйственный труд, что отражено в нашем календаре и обычаях.
Однако две тысячи лет изгнания и преследований, невозможность вступить в гильдии мастеровых и запреты владеть землей и выращивать урожаи вынудили нас стать нацией предпринимателей. Почему, например, евреи преуспели в торговле бриллиантами, в ювелирном и часовом деле? Потому что, когда жаждущая крови толпа антисемитов ломится в твою дверь, ты быстро сметаешь все свое имущество в кошелек или, в крайнем случае, в саквояж и скрываешься через заднюю дверь.
Две тысячи лет изгнания наложили на нас свой неизгладимый отпечаток. Мы так и остались нацией предпринимателей. Посмотрите, сколько в нашем маленьком Израиле посреднических, страховых и консультационных контор, сколько фирм, оказывающих телефонные и интернетовские услуги.
Одного моего знакомого целый час убеждали по телефону купить страховку то ли на квартиру, то ли на машину. Тот вежливо с питерской интеллигентностью отказывался, не решаясь, просто пожелать «хорошего дня» и бросить трубку. Он твердил, что и так тратит кучу денег на разные страховки. После часа такой бесперспективной беседы, исчерпав все доводы, девушка на другом конце провода предъявила свой последний, неотразимый аргумент: «Нам ведь тоже надо на что-то жить!» Вряд ли представитель американской или немецкой страховой компании так «раскололся» бы перед потенциальным клиентом.
Сегодняшний раздел Торы «Ницавим» начинается со слов: «Вы стоите сегодня все пред Б-гом…». Приближается Рош-Хашана, когда мы все предстанем перед Владыкой мира каждый еврей, каждый земледелец, каждый программист, каждый солдат и каждый моряк. И хотя нас, выходцев из десятков стран, носителей множества культур разделяет очень многое, перед Б-гом мы все едины один народ, сплоченный и неразделимый.
Сто минус два
«Вы стоите сегодня все пред Б-гом…» (29:9)». Нет ничего страшнее неизвестности. Дети просят родителей перед сном оставить дверь спальни приоткрытой, чтобы в комнату проникал свет. Скрытая, неясная угроза приводит в оцепенение даже самых отважных. Ведь ее никак не отразишь: откуда нам знать, что она собой представляет? А тем временем услужливое воображение подсовывает нам такие кошмары, от которых стынет кровь.
Мидраш спрашивает: какая связь между сегодняшним разделом «Ницавим» и 98 карами, которыми завершился прошлый раздел «Ки Таво»? Ответ такой: «Евреи услышали сто проклятий минус два… Их лица сразу позеленели, и они воскликнули: «Кто может устоять перед этими проклятиями?!» Странный комментарий. Почему в нем сказано «сто проклятий минус два»? Ведь легче сказать девяносто восемь проклятий. Неужели мидраш хочет проверить наше знание элементарной арифметики?
С другой стороны, перед лицом неведомой угрозы можно действительно позеленеть от страха. Евреи только что выслушали 98 проклятий. И у каждого из этих проклятий была своя причина, которой, в свою очередь, можно было найти соответствующую панацею: 98 проклятий = 98 причин = 98 панацей. Это уравнение вселяло надежду в истерзанные страхом еврейские сердца.
Их выбивала из колеи лишь одна короткая фраза: «Также и всякую болезнь, и всякий удар, о которых не написано в книге Учения этого, наведет Б-г на тебя, пока не будешь ты уничтожен» (28:61).
Обещание «болезни» и «удара» ничем не объяснялось и не уточнялось. Причины этих кар не были указаны. Можно представить себе, какие мысли пронеслись в их головах: «Может быть, эти два проклятия хуже всего, что им предшествовало? Может быть, именно поэтому Тора не сообщает нам их суть?» Тут уж действительно душа уйдет в пятки.
Вот почему в самом начале «Ницавим» Моше спешит успокоить народ, снять напряжение и страх. Он сообщает евреям, что эти проклятия даны не для того, чтобы уничтожить, раздавить их, а для испытания, проверки на прочность. Для того вы и «стоите сегодня… перед Б-гом», говорит пророк. Еврейский народ должен стойко выдержать испытания, а не ломаться под их гнетом.