«Обжившись везде на планете,
Покинув свой дом и свой сад,
Спешат твои блудные дети,
Тебе поклониться спешат».
Лина Шнейдер
Когда видишь, как в нашем эгоистическом мире обычные евреи, молодые и не очень, совершают свой негромкий подвиг, покидая насиженные места в благодатной Америке, чтобы строить новую жизнь в многострадальном Израиле, сердце наполняется любовью и гордостью за наш древний народ. И верой, что он вечен.
9 июля из аэропорта Кеннеди на Святую Землю репатриировалась очередная группа — 220 американцев из 19 штатов.
Домой на историческую Родину улетали 34 семьи с 78 детьми и 58 молодых одиночек, мечтающих создать в Израиле свои еврейские семьи.
Самому старшему репатрианту — 86 лет, а самому маленькому — 11 месяцев. На другой континент также отправлялись 11 собак и 3 кошки. Теперь они не просто любимые животные, а ещё и репатрианты, о чём свидетельствуют наклейки на их спинках — «оле» (репатриант).
Хочу на Святую Землю!
8 человек из этой группы говорили по-русски. Как сказала Элеонора Шифрин, встречавшая самолёт с репатриантами в Израиле, они совершили алию с длительной «пересадкой» в Америке.
— Я родился в Москве, много лет жил в Краун-Хайтсе, медик по профессии, — рассказал о себе отец троих детей (5, 3 и 1 года) Иегуда (Вадим) Травинский. — Мы репатриируемся в Израиль, так как считаем, что наше место только там. Всё, что происходит на Святой Земле, имеет особую цену: добрые дела, совершённые там, приносят многократно большую пользу (злые, соответственно, — гораздо больший вред). Очень хочется быть более полезным.
Другая репатриантка — молодая девушка Аня Салганик в Израиль улетает одна. Её провожают родители, они остаются в Бостоне со своей младшей дочерью. Пятилетней девочкой Аня с семьёй приехала из Москвы, училась в иешиве в Бостоне, закончила Чикагский университет, в Израиле будет продолжать образование в медицинской школе.
— Анечка, ты говоришь, что неоднократно была в Израиле, у тебя там друзья. Что ты скажешь по поводу конфликта между религиозными и светскими евреями?
— Я соблюдаю ортодоксальную еврейскую традицию и считаю, что никакого конфликта быть не должно. Рав Кук говорил, что у каждого еврея своя миссия, и мы все делаем общее дело. Каждый на своём месте и в меру своих возможностей.
Александр Рувинский из Сан-Франциско тоже репатриируется один. К еврейской традиции приобщился ещё в Днепропетровске. В Сан-Франциско он был организатором многих еврейских мероприятий, в том числе демонстраций в поддержку Израиля, против депортации поселенцев из Гуш Катифа, и др.
На вопрос, как он решился совершить алию, Александр ответил:
— Я всегда хотел жить в Израиле. Но до сих пор обстоятельства не позволяли. Мои мотивы очень просты: я еврей, и единственное место, которое еврей может назвать своим домом, это Израиль.
А вот в окружении родных и друзей стоит весёлый молодой человек — Леонид Канторович. Ему только 28 лет, а он уже доктор математических наук. В совершенстве владеет четырьмя языками. Леонид едет прямо на роботу в Институт Вейцмана в Реховоте. Семья Канторовичей приехала в Нью-Джерси из Воронежа. Все четверо детей очень успешные. Брат Леонида тоже доктор математики и музыкант. Другой брат — профессор права. Все дети считают себя сионистами. На наш вопрос, адресованный матери Леонида, в чём корни сионистских устремлений её детей (вряд ли их следует искать в Воронеже), Алла Борисовна уклончиво ответила:
— С детьми нам просто повезло. Америка, огромное ей спасибо, предоставила им возможность сделать собственный выбор. Живя в России, они, конечно, многого не понимали.
И всё же роль родителей в еврейском воспитании детей неожиданно прояснила такая её фраза. Когда в разговоре возникла тема об израильском правительстве, мать заметила: «Значит, нужно ехать и выбирать другое…»
«Далёкие города»
— Посмотрите, — сказала Полина Менделевич, — уезжают лучшие люди.
Ари Каган, Полина и её брат Лев Менделевич приехали в аэропорт как представители Ассоциации восточноевропейских евреев.
Есть у брата и сестры Менделевичей ещё одна важная миссия. В 1990 году, в Ленинграде, они организовали центр по содействию эмиграции евреев, помощью которого воспользовались 16 тысяч человек. А в 1997 году эти бескорыстные энтузиасты создали фонд «Дальние города», целью которого было оказание материальной и практической помощи евреям, эмигрировавшим из мест, удалённых от Москвы и Петербурга. Теперь, когда этот поток почти иссяк, средства направляются на помощь русскоязычным репатриантам из Америки и Канады.
— Только русскоязычным, — поясняет Лев Менделевич, — потому что им тяжелее, для них это вторая эмиграция. В прошлом году помощью фонда воспользовались 79 человек, в нынешнем — пока 45 (в перспективе — до 100), и за это искренняя благодарность спонсорам программы: Сьюзен Майкл (Вашингтон), Улло Ярвилехто (Хельсинки) и Говарду Флауэр (Петербург).
А всего в этом году из Америки и Канады репатриировались 1000 евреев, и предполагается, что до конца года число репатриантов превысит 3500 человек. Организацией алии вот уже 5 лет вместе с Сохнутом занимается «Нефеш бэ Нефеш» («Душа к душе»). Раввин Иошуа Фасс вместе с Тони Гелбартом, бизнесменом и филантропом, создали эту организацию после того как в теракте в Израиле погиб близкий родственник рабби Фасса. Благодаря чёткой, хорошо организованной работе «Нефеш бэ Нефеш» количество репатриантов из Северной Америки постоянно растет. В 2002 году репатриировались 2024 человека, а в 2006 году — 3174.
«Мы беду и нужду одолеем,
И еврейство своё отстоим.
Для того ты родился евреем,
Чтоб вернуться в Иерусалим».
Михаил Бриф, 1983 г.
От всей души желаем нашему Израилю мира, процветания, и всем репатриантам — счастья на Святой Земле! Даст Б-Г, всё это сбудется!