В полиции столицы ФРГ вводится должность уполномоченного по антисемитизму
Поскольку в Берлине усиливаются антисемитские проявления, руководство столичной полиции приняло решение ввести специальную должность уполномоченного по антисемитизму. Задачей нового чиновника будет не только предупреждение выступлений против евреев, но и ведение профилактической работы в этом направлении в самом полицейском ведомстве.
На церемонии назначения на новую должность сотрудника криминальной полиции Вольфрама Пемпа городской сенатор по внутренним делам, социал-демократ Андреас Гайзель заявил, что «в Берлине уже пять лет неохотно говорят об антисемитизме, поскольку полагали, что он уже исчез. Но последние годы показали, что это не так».
Информагентство N-tv приводит цифры случаев антисемитизма за 2018 год. Их было зарегистрировано полицией 324. Но агентство считает, что инцидентов, не попавших в официальную полицейскую статистику, гораздо больше. И действительно, по данным исследовательского ведомства по вопросам антисемитизма (RIAS), расположенного в Берлине, в 2017 году таких случаев было 947, а за первую половину 2018 года — 527. Радиостанция Deutschlandfunk утверждает, что в 2017 году антисемитских проявлений было еще больше — 1453. Такой статистический разнобой связан с тем, что проявления антисемитизма официально регистрируются только в случае поступления соответствующего заявления в полицию. Однако заслуживает внимания, что и уполномоченный еврейской общины Берлина Зигмунт Кёнигсберг предупреждает об увеличении случаев проявления антисемитизма в Берлине. Он даже говорит о так называемом латентном, или скрытом, антисемитизме. По данным газеты Zeit, 60% проживающих в Германии евреев сталкиваются с проявлениями антисемитизма.
Возможно, поэтому в Берлине еще в марте была принята концепция борьбы с антисемитизмом. Она предусматривает прежде всего введение специальных образовательных программ для учителей, усиление школьного воспитания в плане привития школьникам толерантности. Подобными программами должны быть охвачены даже детские сады. Введение должности уполномоченного по антисемитизму в полиции также является результатом реализации этой программы.
Причиной проявления антисемитизма, по оценке берлинской газеты Tagesspiegel, является не только правый, но и левый экстремизм. Хотя считается, что большинство инцидентов на антиеврейской почве приходится на правых радикалов. А примерно 25% случаев приписывается мусульманским фанатикам. Однако сами евреи полагают, что проявлений антисемитизма, связанного с действиями мигрантов, гораздо больше.
В последнее время, как считает Deutschlandfunk, в Германии появилось новое явление, связанное с проявлениями антисемитизма со стороны граждан Германии с миграционным прошлым. Этот факт признала и канцлер Ангела Меркель, которая заявила в интервью израильскому телевидению еще в начале 2018 года, что Германия сталкивается с феноменом антисемитизма, привносимого арабскими беженцами. Миграционная подоплека антисемитизма в Германии даже побуждает иных политиков говорить об «импортируемом антисемитизме». Ведь в ряде арабских стран Израилю отказывают в праве на существование.
Видный зеленый политик Фолькер Бек полагает, что было бы ошибкой говорить только о мусульманском антисемитизме в Германии. По его мнению, антисемитизм не является проблемой среды. Он встречается и у правых, и у левых, и в других слоях общества, а также и у мусульман, и у христиан, и у атеистов.
Как считает известный немецкий специалист по социальным конфликтам профессор Беате Кюппер, классический антисемитизм, основанный на расистских или религиозных представлениях, не так уж сильно распространен в Германии. А вот так называемый вторичный антисемитизм, связанный с отрицанием или принижением значения Холокоста или основанный на критическом отношении к Государству Израиль, по-прежнему распространен. Им охвачено от 25 до 40% немцев. Типичным для этого вида антисемитизма, по мнению профессора, является высказывание, что насилие нацистов в отношении евреев не хуже, чем насилие израильтян в отношении палестинцев. Или, анализируя политику Израиля, можно, мол, понять, что евреев не любят. В этом плане, с точки зрения Кюппер, жертвам, по сути дела, приписывается вина за совершенное в отношении их насилие.
Олег Никифоров, «Независимая газета»