Помните эту дату? 19 августа 1991 года москвичи увидели на улицах города колонны танков, а по телевидению весь Советский Союз узнал, что президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев отстранен от руководства страной по состоянию здоровья, и власть взял на себя ГКЧП.
А я проснулся утром в гостях у своей девушки, и мы с ней и ее родителями отправились на дачу. Все были в шоке от случившегося, хотя внешне, в отличии от Москвы, ничего не изменилось, кроме программы передач. Янаев с кодлой зачитал по телевизору указ о вступлении в “исполнение обязанностей Президента СССР” “в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей”.
ГКЧП выступил с обращением к советскому народу, в котором сообщалось, что начатая Горбачевым перестройка потерпела крах, что, воспользовавшись предоставленными свободами, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Постановлением № 1, принятым ГКЧП, в качестве мер выхода из кризиса была запрещена деятельность структур власти и управления, не узаконенных Конституцией СССР, приостанавливалась деятельность политических партий, движений, объединений, оппозиционных КПСС, а также выпуск нелояльных газет, восстанавливалась цензура. Силовые структуры должны были поддерживать режим чрезвычайного положения.
19 августа, по решению ГКЧП, в Москву были введены войска.
Это был типичный путч хунты. Но недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах. А мы, пока москвичи, смотрели на танки, ехали в автобусе на дачу. Мне было 17. Я громко, смело и глупо на весь автобус говорил, что коммунисты сволочи, и надо идти взрывать обком партии.
Тетя Аня шикала на меня, а остальные пассажиры испуганно оглядывались. Такое было тогда в новинку в нашей провинции. А пока мы были на даче, все решили москвичи и гости столицы, Ельцин и его команда. Только эти люди спасли страну от превращения в гипер-КНДР.
Куда они делись? Их ведь было много. Они были насквозь советскими. Откуда же в них появилась эта жажда свободы и презрение к смерти? Спасибо вам, ребята! Мы многим вам обязаны!
Чем дело закончилось — вы знаете. Именно ГКЧП развалили Союз — не Горбачев. Именно после их свержения пошел парад суверенитетов. Очень может быть, во всяком случае, шанс этого велик, что без путча СССР остался бы единой державой, ну разве что без Прибалтики. Я лично не считаю, что это было бы хорошо, а просто констатирую факт. Но что случилось — то случилось. У истории нет сослагательного наклонения.
Сегодня мы вспоминаем начало этих событий.
Алексей С. ЖЕЛЕЗНОВ, публицист. Израиль