В США арестован россиянин Владимир Кузнецов, обвиняемый в попытках отправить в Россию детали огнестрельного оружия и сопутствующие товары без экспортной лицензии.
Помимо российского гражданства, 58-летний Кузнецов имеет гринкарту, полученную благодаря браку с натурализованной американской гражданкой Мариной Маллер, тоже приехавшей в Америку из России. Кузнецов, который проживает на Кони-Айленд, был арестован в Пенсильвании и доставлен в федеральный суд Восточного округа Нью-Йорка. Судья-магистрат выпустил его из-под стражи под залог в 75 тысяч долларов.
Кузнецов, который въехал в США в 2011 году со стандартной визой В1/В2, объяснялся с судьей с помощью ветерана судебного перевода Валерия Глейха. Как заявил суду следователь Министерства внутренней безопасности США Джимми Сепеда, Кузнецов и его непоименованные сообщники, «по крайней мере, с февраля 2017 года и по настояший момент» приобретали у американских компаний онлайн лицензионные изделия, сообщая при этом ложную информацию, чтобы у них не потребовали экспортную лицензию. По словам Сепеды, Кузнецов просил продавцов отправить товар на свой домашний адрес, перепаковывал его и посылал в Россию, указывая на почте, что посылки содержат предметы, вывоз которых за границу не требует экспортной лицензии.
22 мая 2017 года, например, на почте была перехвачена посылка, содержавшая винтовочное ложе-шасси марки AICS AX MKII стимостью 1662 доллара, пусковой механизм Timney Sportsman для виновки Mauser 98, обтюраторы затвора для винтовки 375-го калибра, винтовочные магазины и другие сопутствующие товары.
Следствие сверилось с экспортной базой данных и установило, что лицензии на вывоз вышесказанного Кузнецов не просил.
Посылка была адресована в Россию Вадиму Новикову. На ней было написано, что она содержит «оборудование для снаряжения патронов, инструменты, спорттовары и средства уборки». Детали винтовок не упоминались. Следствие выяснило задним числом, что Кузнецов закупил лицензионный товар у двух американских компаний в марте и апреле 2017 года. В полученных им потом счетах были предупреждения, что для вывоза купленных изделий за границу требуется экспортная лицензия.
2 июля 2017 года на почте была перехвачена другая посылка Кузнецова, содержавшая алюминиевое ложе для винтовки модели Remington 700 со скользящим затвором стоимостью 435 долларов. Изделие было спрятано под коробкой с новеньким фрезерным столом для ручного фрезера марки Bosch. Получателем опять числился Вадим Новиков. К посылке прилагалась таможенная декларация, в которой отправитель Влад Кузнецов заверял, что не шлет ничего запретного или требующего лицензии на вывоз.
Следующая посылка Кузнецова была перехвачена 18 апреля 2018 года. Она содержала винтовочное ложе-шасси Savage 180-Alpha стоимостью 768 долларов и магазин на 5 патронов, которые были упакованы вместе с кроссовками New Balance, джинсами, электрогрелкой и цифровым монитором артериального давления.
Следователь Сепеда пишет имя получателя в России как Кирилл Semivkajnrv и отмечает, что отправитель перечислил в таможенной декларации лишь сугубо мирное содержимое посылки.
Наконец, 10 мая 2018 года власти якобы изъяли посылку, отправителем которой числилась Марина Маллер, супруга Кузнецова, а получателем в России — Дмитрий Кузнецов. Следователь отмечает, что, согласно иммиграционному досье Кузнецова, у него есть в России сын Дмитрий. Эта посылка содержала крепление Wilcox L4 на шлем для прибора ночного видения, упакованное вместе с машинкой для стрижки волос, дальномером, набором инструментов и наушниками. Крепление входит в список лицензионных товаров. Его в декларации отправитель не упомянул. В случае признания виновным Кузнецову грозит до 20 лет тюрьмы и штраф до миллиона долларов. Это наказания, предусмотренные Конгрессом, и в реальной жизни неслыханные. Например, на прошлой неделе в Майами был вынесен приговор жителю Владивостока Дмитрию Макаренко, арестованному 29 декабря прошлого года на Северных Марианских островах по обвинению в контрабанде из США лицензионных прицелов, монокуляров и капсюлей. Макаренко, который быстро признал себя виновным, был приговорен к уже отбытому сроку и штрафу в 40 тысяч долларов, равную стоимости незаконно вывезенных им изделий.
Мне на данный момент известны десятки уголовных дел о незаконном вывозе в Россию лицензионных изделий американского производства, прежде всего ПНВ, приборов ночного видения. Когда речь идет всего о нескольких изделиях, признание вины может гарантировать контрабандисту копеечный срок.
В 2010 году в бруклинском федеральном суде слушалось дело 24-летней Анны Фермановой, которую привезли в США ребенком из Латвии. Она обвинялась в том, что возила прицелы своему мужу в Россию. Речь шла всего о трех изделиях, поэтому миловидной Фермановой, которую бульварная пресса немедленно уподобила арестованной незадолго до этого русской шпионке Анне Чапмен, дали всего 4 месяца тюрьмы.
В 2014 году Дмитрий Устинов, арестованный за год до этого в Вильнюсе и быстро выданный в США, получил 18 месяцев за сговор с целью незаконного экспорта 17 приборов ночного видения и тепловизионных прицелов, которые были спрятаны в партиях измельченных деталей автомашин. Другое дело, когда вы вывозите лицензионную продукцию вагонами.
В том же 2010 году была арестована большая группа эмигрантов-контрабандистов во главе с Александром Фишенко. В 1994 году приехал в Америку с женой Валерией Соркиной, которая получила беженскую визу как еврейка. С 1994 по 2001 год он работал техником в магазине электроники Circuit City в Хьюстоне. Когда магазин закрылся, Фишенко основал свою собственную фирму ARC и занялся бизнесом.
По словам федеральной прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка, фирма с самого начала предназначалась для незаконной переправки в Россию электроники потенциально военного назначения и в общей сложности вывезла из США без надлежащей лицензии буквально миллионы изделий стоимостью десятки миллионов доларов.
Прокуратура заявила судье, что, «бежав» из России и получив убежище в США, Фишенко действовал в качестве неофициального агента российского правительства, посвятившего себя переправке за границу сложнейшей микроэлектроники для нужд российских военных. Фишенко более десятилетия преступно наживался, ставя этим под угрозу национальную безопасность США».
9 сентября 2015 года, меньше чем за две недели до начала суда, он признал себя виновным в том, что был незарегистрированным агентом иностранного правительства, в преступном сговоре с целью нарушения экспортных законов и совершения мошеннических операций, препятствовании правосудию и отмывании денег.
Поскольку он отправил в Россию куда больше, чем гостку прицелов, Фишенко приговорили к 10 годам. На воле время летит куда быстроее, чем за решеткой, поэтому я с изумлением обнаружил, что он «откинется» уже 19 июня будущего года. Я не желаю ему зла, но хотел бы, чтобы Фишенко депортировали в Россию, поскольку он все-таки вывозил туда не бананы, а вещи, которые в один прекрасный день могут обрушиться нам на голову. Но, наверное, он давно получил гражданство США, поэтому насильное возвращение на родину ему не грозит.