Двумя разделами «Матот» и «Масэй» завершается книга «Бамидбар». Со следующей недели и до осеннего праздника «Симхат-Тора» в синагогах будут читать пятую заключительную часть Пятикнижия – «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).
Содержание разделов
«Матот»
Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну с мидьянитянами. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу над врагом. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев в разделе «Балак». Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых женщин Мидьяна, стремившихся совратить сынов Израиля и склонить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят к Шатру Откровения дары из золота. Представители колен Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для скота. Моше опасается повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от обоих колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль, и лишь затем вернутся на восточный берег Иордана.
«Масэй»
Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит им изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут «колючками в глазах и шипами в боках ваших». Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить свои земельные наделы за коленом Менаше. Так заканчивается книга «Бамидбар».
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам…» (31-1-2).
В одной иерусалимской иешиве была проведена кампания по сбору средств. Эта кампания длилась полтора дня, она охватила еврейские общины не только Израиля, но и Европы, и Америки, и в ней приняли участие все учащиеся и преподаватели. Цель состояла в том, чтобы собрать два миллиона долларов, чтобы покрыть накопившийся финансовый дефицит иешивы.
Успех был полный. Намеченная сумма была собрана с превышением. Но дело было не только в деньгах, не только в том, что учащимся были выплачены задолженные стипендии, а преподавателям – зарплаты. И даже не только в том, что совместное мероприятие сплотило молодых иешиботников и их раввинов….
«Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам…».
Почему в этом стихе из раздела «Матот» говорится о мести именно за «сынов Израиля»?
Когда женщины Мидьяна совратили евреев в Шитиме, «и звали они народ приносить жертвы божествам их, и ел народ, и кланялся божествам их, и прилепился Израиль к Бааль-Пеору» (25:1-3), они понесли двойную вину: за то, что толкнули еврейский народ на грех, и за понесенное им наказание.
Хотя Б-г, создавая мир, придерживался принципа «мера за меру», Он не соблюдал баланс: Его милосердие намного перевешивает меру строгого суда.
Если мидьянитяне понесли наказание сразу и за грех, совершенный евреями, и за Б-жественную кару, наложенную на них, то насколько больше выиграет человек, выполнивший заповедь и удостоившийся за это награды.
Иешива не только улучшила свое материальное положение, но и заслужила гигантскую награду за то, что позволила многим евреям на трех континентах выполнить уникальную по важности заповедь – заповедь «цдака», материальной помощи изучающим Тору.
Как правильно сказать «нет»?
«И сказал им Моше: «Если вы сделаете это… Если же не сделаете так, то согрешите пред Б-гом…» (32:20, 23).
Альберт Эйнштейн сказал однажды, что образование – это то, что остается с вами после того как вы забудете все, что учили в школе.
Поколение, родившееся на Западе после Второй мировой войны, учили, как правильно и вежливо говорить «Нет!» Они прилежно заучивали фразы типа: «К сожалению, я вынужден отказать…», «Простите, но мне придется сказать вам «нет» и даже: «Извините, но мне придется оставить этот вопрос без внимания». Просто игнорировать чью-то просьбу считалось немыслимым.
Одна из неприятных черт нынешнего кибер-века – это то, что некоторые называют «вопиющим молчанием» в электронной переписке. Речь идет о следующем. Допустим, вы ведете переговоры по и-мейлу с кем-то о покупке или сдаче в наем, и вдруг связь прерывается: вы посылаете сообщения, одно за другим, но вам не отвечают. Ни да, ни нет – ничего.
Может быть, ваш собеседник передумал и не хочет покупать, но ему неловко сказать «нет». Да, люди не любят отказывать, но если отказ – это затяжное молчание, то получается огромная трата времени впустую и… горькое разочарование.
В сегодняшнем разделе Торы мы видим, как Моше ведет переговоры с коленами Реувена и Гада об их участии в завоевании Эрец-Исраэль и выделении им наделов на восточном берегу Иордана.
Соглашения должны быть точны и обдуманны. Условие должно предшествовать предмету соглашения, и его надо дублировать. Например: «Если условие выполняется, то соглашение имеет силу, но если оно не выполняется, то соглашение аннулируется…».
Так далек такой подход от нынешних соглашений по электронной переписке.
Этапы большого пути
«Вот странствия сынов Израиля…» (33:1).
Раши комментирует: «Б-г перечисляет все стоянки на пути из Египта в Эрец-Исраэль. Это можно сравнить с такой историей. У одного царя заболел сын, и он повез его в далекий край на лечение. На обратном пути отец напомнил сыну те места, которые они проезжали: «Здесь мы спали, здесь нам было холодно, а здесь у тебя болела голова».
Адмор из Гура (глава гурских хасидов) объясняет глубинный смысл этого комментария. «Здесь мы спали» – утром шестого сивана, дня дарования Торы, евреи долго не просыпались, и Моше пришлось лично пройтись по стану и разбудить их, чтобы они не пропустили важнейшее событие в своей коллективной судьбе.
«Здесь нам было холодно» – в этом месте устроил засаду Амалек, исконный враг еврейского народа, сумевший «охладить» своим коварным нападением их душевный пыл в служении Творцу.
«А здесь у тебя болела голова» (дословно: «ты морочил сомнением свою голову»). В истории поклонения Золотому тельцу евреи «морочили сомнением» свои головы. Они усомнились в Моше-рабейну. Они думали, что, уйдя на гору Синай за скрижалями Завета, пророк не вернется, и сделали себе другого «вождя», литого истукана, проявив тем самым слабость веры в Б-жественное Провидение.