Во вторник 30 июля с 8 до 10 часов вечера в детройтском кинотеатре Fox прошла первая часть вторых дебатов претендентов Демократической партии на Белый дом в 2020 году. Сразу отмечу, что этот театр не имеет никакого отношения к Fox Broadcasting Company и телеканалу Fox News, который верой и правдой поддерживает республиканцев вообще и Дональда Трампа в частности.
Этот крупнейший в Детройте кинотеатр вместимостью более 5 тыс. зрителей открылся в 1928 году по инициативе американца венгерского происхождения Уильяма Фокса, одного из пионеров нашей кинематографии. Дебаты 30 июля, как и их вторая часть на следующий день, проходили в строгом формате, и участникам давалась одна минута на ответ ведущего и полминуты на ответ коллеге или свое заявление.
30 июля это условие практически никем не выполнялось, и ведущие постоянно напоминали претенденту, что его (или ее) время истекло. Решительно воспротивилась этому только сенатор Элизабет Уоррен, напомнив поведение в моих передачах русскоязычного телеканала RTN нью-йоркского писателя Владимира Соловьева, но Уоррен демократ, а Соловьев ни от кого не зависимый. Дебаты в Детройте были организованы телекомпанией CNN и вели их Дана Баш, Джейк Таппер и Дон Лемон, которые, к моему удивлению, были достаточно корректны, хотя это было понятно по мирному ходу дебатов.
Три женщины и семеро мужчин по очереди вышли на сцену и встали за синими трибунами, как за рыцарскими щитами, хотя друг с другом не ругались, не чета претендентам-республиканцам в 2016 году. Среди женщин были два сенатора и писательница, а среди мужчин — сенатор, конгрессмен, губернатор, мэр, а также два экс-конгрессмена и экс-губернатор. Обе сенаторши были в красных пиджаках, а писательница — в темно-синем брючном костюме. Мужчины вышли в строгих черных или синих костюмах, и только мэр в голубом, дав повод для размышлений. Идеологически они делились от неистового социалиста сенатора Берни Сандерса до умеренного экс-губернатора Джона Хикенлупера, а поколенчески от того же Сандерса, которому через два месяца стукнет 78, до 37-летнего Пита Баттиджиджа, мэра городка Саут-Бенд в Индиане, участника боевых действий в Афганистане и открытого гея.
Между собой претенденты на Белый дом не ругались, кто больше, а кто меньше махали руками и в меру повышали голос. Если, конечно, не считать все того же Сандерса, которому, как и в прошлом, не хватало матросской бескозырки и пулеметных лент через плечо. Ругаться не было смысла, и на ответы ведущих, как они, став президентом, поведут себя в решении главных проблем страны, претенденты отвечали, что главное не в этом, а в ненавистном президенте Дональде Трампе, словно с уходом которого все проблемы решатся.
Как заметила по горячим следам первой части вторых дебатов корреспондент канала NBC News Шаннон Петтипис, для некоторых участников эти дебаты могли быть последними, так как только половина тех, кто появился в Детройте, дотянут до следующих дебатов в сентябре, а остальным придется бороться за Белый дом в одиночку. Ведущие леваки дебатов, сенаторы Берни Сандерс и Элизабер Уоррен, отстаивали бесплатную медицинскую помощь «всё для всех», бесплатное высшее образование, повышение налогов с самых богатых и ужесточение правил работы корпораций. Умеренный экс-губернатор и явный меньшевик Хикенлупер, возражая большевику Сандерсу, призвал к «эволюции, а не революции». А на предложение Уоррен не считать преступниками нарушителей границы, губернатор Монтаны Стив Буллок заметил, что такое предложение «сыграет на руку Дональду Трампу», и пояснил, что «разумная система иммиграции нуждается в разумном лидере, и без декриминализации таких переходов (границы) вполне можно обойтись». Согласитесь, что выслушать такое 70-летней Элизабет Уоррен после 7 лет в Сенате США было очень даже обидно.
Уоррен, которую Трамп прозвал «Покахонтас» за ее желание расово приобщиться к краснокожим индейцам, в дебатах потребовала «больших структуральных перемен» и предупредила, что политическая «бесхребетность» оставит в живых «прогнившую систему, которая помогала тем, кто с деньгами и связями, швыряя грязь в лица всех остальных». Ее и Сандерса слегка пожурил умеренный экс-конгрессмен Джон Дилени, в положенные ему полминуты заявив, что их «сказочная экономика» приведет страну к банкротству, а их «плохие программы, вроде «Медикер для всех», всё бесплатно и невероятные обещания оттолкнут независимых избирателей и дадут Трампу переизбраться».
Сенатор Эми Клобучар говорила бойко и решительно, не стесняясь называть себя президентом, хотя, судя по опросам ее поддерживают менее 2% избирателей-демократов. «У меня смелые идеи, — сказала 59-летняя Клобучар, — но они зарыты в реальность». Как уже было отмечено, чем меньше у кандидата поддержки, тем смелее его взгляды, и такая же малопопулярная претендентка Марианна Уильямсон, которая первый раз в жизни выставила себя на голосование, сказала коллегам: «Меня чуть ли не удивляет, что вы демократы». Как истинный литератор и автор 13 книг, 67-летняя Уильямсон заявила, что Америку гнетут темные силы расизма, имя которому белый национализм, а выразитель — Дональд Трамп. «Для большинства из нас, элиты, — иронически отреагировал на это консервативный обозреватель Джон Подгорец, — это звучит либо бредом сумасшедшего, либо безграмотным переводом классической мысли христианства о роли дьявола в жизни людей».
Куда больше единогласия и единодушия участники «первых вторых» дебатов в Детройте выразили, говоря о расизме Трампа. 45-летний экс-конгрессмен Бето О’Рурк сказал о Трампе, что «мы называем его расизм таким, как он есть, но также говорим о последствиях», а 37-летний мэр Пит Баттиджидж, очаровавший зрителей молодостью, спокойствием и изящными манерами, назвал иммиграционную политику Трампа комбинацией «жестокости и некомпетентности».
Мягкость критики президента-республиканца, которую сенатор Уоррен назвала бесхребетностью, сломала хребет ее терпения. «Не понимаю, — заявила она, — почему люди берут на себя груз баллотироваться в президенты США, только чтобы сказать, чего мы не можем сделать и с кем нам нельзя бороться». Пятитысячный зал «Фокса» ответил ей продолжительными аплодисментами. «Если бы вторничные дебаты прошли полгода назад, — написал обозреватель газеты The New York Post Майкл Гудвин, — в вопросах и ответах преобладала бы Россия, Россия и Россия. Но обвинения Трампа в предательстве оказались ложью, и леваки вышли с новой мантрой: расист, расист и расист. Вечером 1 июля в том же театре «Фок» с теми же ведущими прошли «вторые вторые» дебаты, от которых я ждал того же, но в более авторитетном исполнении вице-президента Джо Байдена, сенаторов Камалы Харрис, Кори Букера и Кирстен Джиллибранд. Ну и, конечно, нью-йоркского мэра Билла Де Блазио, которого, по данным сайта realclearpolitics.com, поддерживают всего лишь 0,5% избирателей-демократов.