В Нью-Йорке возбуждено дело против уроженца Казахстана Рустама Маратовича Асаинова, который обвиняется в «предоставлении существенного содействия» террористической организации «Исламское государство».
Как утверждается в обвинительном документе, вышедшем из-под пера детектива нью-йоркской полиции и члена объединенной спецгруппы по борьбе с терроризмом Кевина Мартина, 42-летний Асаинов проживал в Буклине с 1998 по 2013 года и получил гражданство США.
Об американском периоде его жизни пока известно лишь то, что 18 июля 2003 года он объявил банкротство. Это число оказалось для него роковым: 18 июля с.г. Асаинов был доставлен под конвоем в Нью-Йорк с Ближнего Востока, где он некоторое время назад попал в плен к «Сирийским демократическим силам», пользующимся американской поддержкой, и был передан в руки ФБР. На следующий день его привели на первоначальное оформление в федеральный суд Восточного округа Нью-Йорка в Бруклине, где в среду был приговорен к пожизненному сроку наркобарон Эль Чапо.
Если Асаинова признают виновным, то пока ему грозит до 20 лет тюрьмы. Прокуратура, однако, замечает в судебных документах, что ему еще могут быть предъявлены дополнительные обвинения.
В декабре 2017 года в том же суде услышал приговор гражданин Казахстана Ахрор Сайдахметов, арестованный за два года до этого в аэропорту им. Кеннеди с билетом в один конец до Стамбула и признавшийся в намерении присоединиться к ИГИЛу. Он был приговорен к 15 годам и, по выкладкам тюремного управления США, освободится 17 июня 2028 года, после чего его депортируют на родину.
Сосед Сайдахметова по квартире 24-летний узбек Абдурасул Хасанович Джурабоев был арестован в Бруклине в феврале 2015 года. В марте он тоже собирался вылететь в Турцию и уже купил билет. Другой узбек, 30-летний Аброр Хабибов, был арестован во Флориде и обвинен в том, что финансировал попытку Сайдахметова влиться в ряды ИГИЛа.
Потом по тому же обвинению были арестованы Дильхаёт Казимов, Акмал Закиров и Азизжон Рахматов. Я извиняюсь, если плохо транскрибировал их имена с английского.
По словам детектива Мартина, 24 декабря 2013 года Асаинов вылетел из нью-йоркского аэропорта им. Кеннеди в стамбульский аэропорт им. Ататюрка и прибыл в Турцию на следующий день. Как неоднократно подчеркивается в судебных документах, Турция известна как перевалочный пункт для тех, кто хочет попасть в Сирию.
Асаинов пробыл два дня в стамбульской гостинице, а затем перебрался в Сирию, где со временем сделался одним из лучших снайперов ИГИЛа и дослужился до почетного титула эмир. По данным следствия, он обучал боевиков обращению с оружием и принимал участие в создании учебных лагерей ИГИЛа.
Он переписывался из Сирии с одним нью-йоркским знакомым, которого знал с 2008 года. Тот был платным полицейским осведомителем. Теперь их переписка составит доказательную базу обвинения. Однажды Асаинов прислал своему корреспонденту смс, прикрепив фотографию трех убитых боевиков. У одного имелась нашивка с арабской надписью, изобличавшей принадлежность покойного к ИГИЛу. «Мы здесь умираем, – написал Асаинов. – Это молодые ребята, друзья, погибшие в последнем бою».
Послание, датируемое январем 2015 года, невозможно привести полностью из-за его лексических особенностей. С купюрами оно звучит так: «Вы будете напуганы до конца своих дней. Мы до вас доберемся. Мы вас порвем. Вы слышали об ИГИЛе. Мы до вас доберемся. Вам нужно повиноваться. Вас нужно наказать… Мы найдем вас и научим, как себя вести».
Другой текст начинается с похвальбы: «Мы – самая страшная террористическая организация, когда-либо существовавшая в мире». Одновременно автор сообщает, что над ним «кружат самолеты неверных», и замечает, что хотел бы погибнуть на поле брани.
В ходе переписки, продолжавшейся с авуста 2014 года по март 2015 года, Асаинов пытался уговорить осведомителя присоединиться к нему в Сирии, где ИГИЛ воспользуется тем, что тот свободно знает английский, и задействует его в своих медийных проектах. Асаинов обещал, что в Сирии ИГИЛ обеспечит его собеседнику работу, жилье и пропитание, будет платить ему 50 долларов в месяц и обеспечит сопровождение из Турции в Сирию. Он призывал осведомителя взять с собой в Сирию семью, отметив, что «даже бабушки сюда едут».
В марте 2015 года Асаинов попросил осведомителя прислать ему около 2800 долларов на покупку прицела. Тот ему деньги не послал. Месяц спустя Асаинов прислал ему фотографии, на которых он вооружен винтовкой большого калибра с прицелом и одет в военную форму.
В апреле 2015 года осведомитель спросил его, принимает ли он участие в боях. Асаинов ответил, что воюет уже целый год, и отметил, что в последнее время боевикам сильно достается от воздушных налетов.
В конце недели прокуратура попросила суд не освобождать Асаинова под залог. Обвинение представляет поистине экуменическая прокурорская тройка: Дуглас Правда, Сарита Коматиредди и Мэтью Хэгганс.