Евреи больше не космополиты

В слове «космополит», которое в переводе с греческого значит «гражданин мира», то есть человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, и признающий своим отечеством весь мир. В Древней Греции мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но первым космополитом провозгласил себя Диоген.

 Сетевая энциклопедия Wikipedia, которую может отредактировать каждый, знаменосцами космополитизма в культуре называет француза Фужере де Монброна, англичанина Сомерсета Моэма и родившегося в Рязани, выросшего в Риге и проживающего в Нью-Джерси Александра Гениса – все трое назвали одно из своих произведений этим словом. В бывшем Советском Союзе, где антисемитизм был государственной политикой, это слово стало бранным, и «безродными космополитами» называли евреев.

С тех пор многое изменилось, и, во всяком случае, в постсоветской России стать «гражданином мира» стало не презренным, а престижным. У зажиточных, уже не говоря о богатых россиян, почти всегда есть иностранный паспорт – у кого ради удобства передвижения, а у кого про запас. У нас в США «граждан мира» – не лиц без гражданства, поскольку есть и такие, а именно тех, кто «не считает себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности» уважали всегда, и в июле 2008 года Барак Обама побывал в Берлине, где заявил, что прибыл туда «не как кандидат в президенты.., а как гражданин мира». В октябре того же года, за месяц до выборов, датский историк Франк Эйби Поулсен назвал Обаму «первым космополитом», которого выбирают в президенты США, поскольку Барак Обама сын отца-кенийца и матери американки, родился в Гавайях и рос в Джакарте.

Сенатор Джош Хоули и президент Дональд Трамп. Фото: cnews.ru
Сенатор Джош Хоули и президент Дональд Трамп. Фото: cnews.ru

Космополитами у нас не укоряют никого, но недавно из-за этого слова под обстрел прогрессистов попал 39-летний Джош Хоули, сенатор-республиканец от штата Миссури. На прошлой неделе Хоули выступил в Вашингтоне на конференции консерваторов  и произнес речь, в которой заявил, что «наша страна расколота, политический класс парализован, старые политические программы в руинах, а будущее неопределенно». Этот «величайший раскол нашего времени», по мнению Джоша Хоули, не на сторонников и противников Трампа, не на деревню и город, не на «красную» и «синюю» Америку. Все дело в «мощном верхнем классе и его космополитических привилегиях». Этот класс, по словам сенатора Хоули, живет в США, но называет себя «гражданами мира», занимается бизнесом или руководит университетами, но лоялен, прежде всего, не Америке, а глобализму. Хоули назвал этот класс «космополитической элитой», которая верит в «космополитический консенсус» и выстраивает в США «космополитическую экономику».

Нечто отдаленно подобное утверждала член Палаты представителей Ильхан Омар, 37-летняя мусульманка и беженка из Сомали, но она имела в виду исключительно евреев, причем больше израильских. Джош Хоули о евреях-космополитах не заикался, но тут его мигом зачислили в антисемиты. «Если вы еврей и слово «космополит» ваc не пугает, – написал обозреватель New York Times и нобелевский лауреат Пол Кругман, – загляните в историю». Газета St. Louis PostDispatch мрачно заметила, что Хоули «намеренно выбрал это слово», а левый журнал The Atlantic согласился, что Джош Хоули «точно знал толкования слова «космополит».

«Нет сомнения, что этим словом пользовались в отвратительных целях, – написал Рич Лури, редактор консервативного журнала National Review. – В 1946 году Иосиф Сталин благословил преследование евреев в литературе и искусстве, заявив, что в советской литературе «высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества».  Привожу точные слова Сталина на встрече с творческой интеллигенцией, а не перевод, которым воспользовался  Лури. Далее он  написал, что трудно, если вообще возможно, найти связь между сталинской трактовкой слова «космополит» и Джошем Хоули, который, став юристом дорос до генерального прокурора штата Миссури и с января этого года стал сенатором США.

«Зачем вообще прибегать к этому слову?» – продолжает Рич Лури и поясняет, что «война культур, которая сейчас идет в нашей стране, сместилась в области национального самосознания, иммиграционной политики и гражданства, для чего ей требуется новый словарь». Было реабилитировано слово «национализм», в чем заслуга той самой организации National Conservatism Conference, на встрече которой выступил сенатор Хоули. Но новому значению национализма необходим антоним, поскольку ни «социал-либерализм», ни «Большое Правительство» больше не подходят. А тут подвернулся «космополитизм», который Энциклопедический философский словарь Стэнфордского университета трактует как слово, «использовавшееся для обозначения широкого круга важных взглядов в морали и социо-политической философии. Туманным ядром, которое разделяют все виды космополитизма, служит идея, что все человеческие существа, невзирая на их политические убеждения, это граждане одного общества». Действительно, туманнее не скажешь, но туманно думать не возбраняется.

Выступление сенатора Джоша Хоули в Вашингтоне не без греха, и Рич Лури называет его «излишне редуктивным» за то, что сенатор видит все наши проблемы в разнице между населением побережья и середины страны. Но его речь следует считать приглашением к дискуссии, которой заткнут рот заявлениями, что он прибег к слову на «К», со времен холодной войны запретному в нашей политкультуре. В словаре этой культуры и так хватает запретных слов.

4-Depositphotos_18355499_s-2019ууффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,40 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора