ГОВОРЯЩАЯ ОСЛИЦА («Балак»)

Получив дар разума, человек лишился не только хвоста и волосяного покрова, но также и множественных сверхчувственных каналов, связывающих его с космосом.

Мистические звери

В недельной главе «Балак» рассказывается странная история о говорящей ослице: «И встал Билам поутру, и оседлал ослицу свою, и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал ангел Господень на дороге в помеху ему. А он ехал на ослице своей и два отрока его с ним. И увидела ослица ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; и Билам стал бить ослицу, чтобы поворотить ее на дорогу, И стал ангел Господень на тропинке между виноградниками: ограда с одной и ограда с другой стороны. Ослица, увидев ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Билама к стене; и он опять стал бить ее. Ангел же Господень прошел дальше и стал в узком месте, где не было пути, чтоб свернуть вправо или влево. Едва увидела ослица ангела Господня, легла она под Биламом. И воспылал гнев Билама, и бил он ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и сказала она Биламу: что сделала я тебе, что ты бил меня уже три раза? И сказал Билам ослице: за то, что ты издевалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. И сказала ослица Биламу: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил издавна и до сего дня? Имела ли я обыкновение так поступать с тобою? И сказал он: нет. Открыл Господь глаза Биламу, и увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и он преклонился и пал на лицо свое. И сказал ему ангел Господень: за что бил ты ослицу твою уже три раза? ведь это я вышел помехою, так как не по мне этот путь. И увидала меня ослица, и свернула от меня вот уже три раза; если бы она не свернула от меня, я даже убил бы тебя, а ее оставил бы живою». (22:21-32).
История эта может показаться нам совершенно вздорной, или по меньшей мере сказочной. Между тем, если вдуматься, «сказочным» может показаться другое, а именно отсутствие дара речи у животных. То, что из всех живых существ лишь некоторые птицы и человек получили подходящие для речи голосовые связки, выглядит куда большим чудом, чем отсутствие таких связок даже у приматов.
Ведь с одной стороны, мы — люди — прекрасно видим, какой это, в сущности пустяк (сравнительно с тем же четырехкамерным сердцем, которым располагают все теплокровные), а с другой, разве не ясно, что не получи мы этого дара, то наверняка создали бы альтернативную систему коммуникации, основывающуюся на зрении.
Согласно каббале, в конце времен все животные приобретут дар речи, и в том, что какая-то ослица заговорила, можно усматривать лишь предвестие этой трансформации.
Между тем, помимо дара речи, как мы видим, биламова ослица обнаружила еще и мистические свойства, проявила себя как ясновидящая. А это явление, следует заметить, уже гораздо более ожидаемое и широко известное.
Магараль в «Нецах Исраэль» (26) пишет: «живые существа, не имеющие дара речи, получают свыше чувствительность большую, чем человек. И человеку по важности его формы не дано иметь ту чувствительность, которой обладают животные в своей простоте».
Получив дар разума, человек лишился не только хвоста и волосяного покрова, но также и множественных сверхчувственных каналов, связывающих его с космосом. В этом плане поведение биламовой ослицы вписывается в целый ряд других аналогичных историй.
Действительно, поведение животных исстари служило для самых разнообразных – в первую очередь метеорологических — прогнозов. Широко известны способности сурка Фила из города Панксатони (США) предсказывать 2 февраля приближение весны. Многие животные проявляют выраженную тревогу за много часов до землетрясения, когда сейсмические приборы еще не обнаруживают никаких отклонений. Так мелкие звери и даже дождевые черви покидают свои норы задолго до землетрясения. Горные козлы спускаются в долины порой за сутки до толчков, а некоторые собаки проявляют тревогу (воют, беспричинно лают) за час-два до катастрофы.
Так после землетрясения в Армении в 1988 году сообщалось о том, как житель Ленинакана Гарибян за два часа до толчков вышел погулять с собакой, которая отказалась возвращаться в квартиру, и при входе в дверь стала дико выть и лаять. Испуганный хозяин увел из дому свою семью и то же самое посоветовал сделать и соседям. Вскоре их дом рухнул.
Иногда эти предчувствия животных носят мистический характер. Имеется множество свидетельств времен Второй мировой войны, когда кошки проявляли крайнее беспокойство уже за несколько часов до бомбардировок, то есть в то время, когда экипажи только еще готовились к вылету.
Не удивительно, что с древних времен существовали животные-оракулы, а в ходе футбольного чемпионата в 2010 году все современное человечество выказало полное доверию осьминогу Паулю, который из двух совершенно одинаковых корзинок с едой выбирал именно ту, на которой был укреплен флажок той команды, которая на другой день становилась победительницей в чемпионате. Пауль действовал вполне открыто, повторяя свой трюк множество раз, так что никто из землян не мог усомниться в его провидческих способностях.

Богопослушные ослы

Между тем приведенными примерами небывалой чувствительности животных дело не ограничивается. В Талмуде описываются два осла, которые проявляли сверхчувствительность не в сфере предчувствия стихийных явлений, не в сфере предвосхищения опасных или просто примечательных событий, а в ситуации… моральной дилеммы, в ситуации галахических трудностей.
Так в трактате Хулин рассказывается: «Рабби Пинхас бен Яир направлялся выкупать пленных. По дороге он остановился в одной гостинице, в которой его ослу положили овес. Однако тот не притронулся к пище. Овес провеяли, но и тогда осел к нему не прикоснулся. Очистили от камней и прочих примесей – он не ел и после этого. Сказал рабби Пинхас бен Яир тем, кто кормили осла: может быть, вы не отделили десятины? Тогда отделили десятину – и осел стал есть. Сказал: этот осел желает исполнить волю своего Создателя, а вы хотите накормить ее непригодным?!». Далее в приведенной Гемаре выясняется, что осел рабби Пинхаса бен Яира пошел по пути устрожения, так как использование плодов земли, от которых не отделили десятину, в случае кормления животного допустимо (Хулин 7, а).
В другой истории, на этот раз про осла рабби Йоси из Йукрас, говорится: «Был у него (рабби Йоси) осел, которому после дневной работы на спину клали плату за работу, и он сам шел в дом своего хозяина. Если же переплачивали или недоплачивали, то он не возвращался (домой). Однажды те, кто нанимали осла, забыли на нем пару сандалий, и он не тронулся с места, пока не взяли с него, и только после этого пошел» (Таанит 24, а).
В устной Торе содержатся и другие примеры богопослушности животных, и несомненно, что этим качеством в полной мере должны быть отмечены также и грядущие волки, львы и леопарды, возлежащие в видении Иешайи в окружении агнцев и козлят.
Как бы то ни было, в некоторых необычных и странных предчувствиях и повадках животных можно усмотреть проблески того грядущего преображения всего живого, о котором предвещают пророки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора