Будучи известным киноведом (или кинологом? Вечно путаю), я давно хотел написать о кино, но повода не находилось. Наконец, его предоставила… кончина режиссера Франко Дзефирелли, ушедшего от нас на днях в возрасте 96 лет.
Я пил с ним всего однажды, но это все равно чаще, чем большинство других людей, поэтому расскажу о нашей встрече. Она состоялась в 1990 году в Москве в доме у художника Васи Кафанова, который давно живет в Нью-Йорке, а тогда еще жил на родине.
Меня позвала к нему Алена Баранова, с которой мы чуть не поженились в 80-х, пока я не сообразил, что Баранова-Козловская будет слишком отдавать «Скотским хутором» (Animal Farm), и мы от этой мысли отказались. В то время Алена работала переводчицей Шона О’Коннери, который снимал в Москве «Русский отдел» по роману Ле Карре.
Коннери она к Васе не привела, но притащила с собой Дзефирелли с его пожилым любовником, а также Мишель Пфайффер, которая в тот момент приходила в себя после расставания с Джоном Малковичем и утешалась в объятиях актера Стивена Фишера. В 2009 году он получит «Оскара». Фишер тоже присутствовал на Васиной вечеринке и дал мне свой нью-йорский телефон, которым я так и не воспользовался. Список почетных гостей замыкала юная Ира Панкратова, секретарша Олега Табакова.
Я интересовался Панкратовой, но скоро оказалось, что Дзефирелли интересуется мною. На мое счастье, на вечеринку заглянул мой приятель Дима Липскеров, драматург и ресторатор, который был намного моложе и краше меня, так что Дзефирелли переключился на него. Так я остался необесчещенным.
Пока Дзефирелли прикалывался к нам с Димой, его спутник сильно переживал, но терпел. Мишель купила у Васи Кафанова картину, заплатив чеком, который в 1990 году трудно было пристроить в России, и я вывез его в Нью-Йорк.
Сайнербастеры пикетируют вахтанговцев
В середине июня московский театр Вахтангова в очередной раз привозил в Нью-Йорк «Маскарад». Сам я к театру равнодушен, но театралы эту постановку хвалят. Москвичей, однако, встречали у нас не только цветами, но и пикетами.
В среду один из них состоялся у здания нью-йоркской публичной библиотеки, в которой вахтанговские актеры встречались с публикой. Пикет, как всегда, был устроен группой, имеющей в Нью-Йорке неофициальное название «Сайнербастерс», «Охотники за подписантами», по аналогии с популярными американскими фильмами Ghostbusters.
В Бостоне аналогичная группа называется Arts Againt Agression. Есть группы пикетчиков и в Вашингтоне, Сан-Франциско, Филадельфии.
По словам представителя группы концертного пианиста Павла Гинтова, она состоит из «пассионарных людей, которые против войны и репрессивного государства», и с 2014 года устраивает акции против гастролирующих на Западе российских мастеров культуры, подписавших письмо «Деятели культуры России — в поддержку позиции президента по Украине и Крыму». На данный момент письмо подмахнули 511 человек, которые, как говорится в листовке сайнербастеров, своими подписями поддержали не только варварскую военную тактику Путина, но и «угнетение прав крымских татар, коренных жителей Крыма; убийства и увечье многих тысяч солдат и мирных жителей в войне, развязанной кремлевскими стратегами в Восточной Украине; разруху и лишение крова миллионов граждан соседней страны; невиданный доселе разгул лживой пропаганды. И все это под лозунгами «наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности». См. подробнее на russianartists4war.com.
«В Нью-Йорке за пять лет с момента появления письма деятелей культуры РФ в поддержку аннексии ни один приезд подписантов не остался без акции протеста, — написал мне Гинтов. — Вот несколько имен: дирижер Валерий Гергиев (№97), пианист Денис Мацуев (№270), дирижер Владимир Спиваков (№404), саксофонист Игорь Бутман (№63), сопрано Хибла Герзмава (№98), актеры Евгений Князев (№189) и Алексей Гуськов (№116).
Мы называем подписантов по номерам их подписей под письмом, опубликованным на сайте Министерства культуры РФ».
Сайнербастеров, по словам Гинтова, насчитывается около сотни, причем они есть не только в США, но и в Европе, например, в Германии. Франции, Израиле. В общей сложности они провели уже «как минимум 50 пикетов, а то и больше», сказал мой собеседник. Они включают россиян, украинцев, белорусов, американцев и одного француза.
Среди людей, подписавших письмо в поддержку позиции Путина, — упомянутые выше актеры театра Вахтангова Гуськов и Князев и его директор Кирилл Крок.
В среду вахтанговцев встречали плакаты, наклеенные на стеклянный подъезд публички, на одном из которых аршинными буквами было написано по-английски «Тем, кто поддерживает ВОЙНУ, здесь не место!».
В зале бибиотеки было около ста человек, в том числе правозащитник Александр Гольдфарб, которого сидевший на сцене Князев играет в российской многосерице «Неподсудные». Во избежание судебных исков Гольдфарб выведен в сериале под именем Алекса Френкеля. Я нашел «Неподсудных» в Youtube, но быстро понял, что не смотрю российских сериалов не случайно.
«Отдаю должное, — писал в 2015 году в «Снобе» учтивый Гольдфарб, — меня совсем неплохо сыграл народный артист Князев». Я знаю Гольдфарба с 14 лет и считаю, что Князев сыграл его плохо. С другой стороны, задачей актера было изобразить «Алекса» максимально зловеще, а в жизни Гольдфарб совсем не зловещ, а скорее, безобиден.
В «Неподсудных», изготовленных при участии российского парламентария Андрея Лугового, которого британский судья обвинил в отравлении Александра Литвиненко полонием-210, говорится, что последнего отравил Борис Березовский по наущению Гольдфарба.
Назвав его не Гольдфарбом, а Френкелем, сценаристы как в воду глядели, потому что в сентябре прошлого года Гольдфарб подал в Нью-Йорке в суд на Первый канал и «Парашу тудей» за то, что они транслировали на весь мир утверждения отца Литвиненко, что его сына якобы убил Гольдфарб.
На нынешнем этапе иска, который слушается в манхэттенском федеральном суде, стороны ждут решения судьи о том, есть ли у него юрисдикция на эту тяжбу.
Я, кстати, угодил в исковое заявление Гольдфарба, который должен был давать интервью Первому каналу в моей манхэттенской квартире. В последний момент канал передумал и так упустил случай спросить у него, убивал ли он Литвиненко, которого Гольдфарб на самом деле спас, вывезя в Лондон из Турции после того как американское посольство в Анкаре отказало беглецу в убежище.