Моти Карпель
Сделка века Трампа ждет нас за углом, и хоть она может произвести изменения, возможно, даже исторические, мы не уделяем ей должное внимание.
Одна из причин этого заключается в том, что мы мало знаем о ней, разумеется, не знаем детали и вынуждены удовлетворяться предположениями. Это не обязательно плохо: высказывание предположений и мозговой штурм, по крайней мере, в отношении принципов этого плана, подготовят нас лучше к моменту публикации плана.
Большая часть обсуждения плана исходит из предположения, что это будет еще один типичный американский вариант «плана двух государств» из тех, что мы видели в прошлом, но, похоже, что на этот раз это совсем другое. И возможно, как это будет объяснено немедленно, это не совсем «мирный план» и не план по упорядочиванию и по согласию между сторонами. Вполне возможно, что это одностороннее решение.
Что да, мы можем предполагать, так это то, что Нетаниягу был среди формулировавших программу, она с его ведома и при его полном согласии. Еще мы знаем, что она полностью согласована с «умеренными» арабскими странами и в ее основе находится стратегический союз против Ирана. Палестинцы на этот раз обнаружат себя перед широким израильско-американско-арабским фронтом, поддерживающим программу.
Еще можно предположить, что принцип, находящийся в основе плана, — это признание де-юре ситуации де-факто. Это государственный принцип, стоявший в основе двух революционных процессов администрации Трампа на Ближнем Востоке до сих пор: перевод американского посольства в Иерусалим и признание израильского суверенитета над Голанскими высотами.
В обоих случаях администрация Трампа просто решила признать существующую ситуацию и предоставить ей официальную поддержку. Если предположим, что этот принцип будет в основе и сделки века, то смысл этого в признании израильского суверенитета на часть района C и признание палестинского «государства-минус» на остальной территории. Ответ на вопрос: какова будет судьба «изолированных поселений», которые останутся на территории, предназначенной для палестинцев (если вообще будут такие поселения) – еще не ясен.
Самый важный факт, который вопиет, требуя объяснения, — администрация Трампа не реагирует на палестинский отказ и не переживает из-за него. Американцы продолжают давить на палестинцев, пренебрегать ими, огорчать их жизнь и сокращать субсидирование их, как будто те не являются стороной на переговорах. Администрация Трампа не считается с ними и даже на «экономический семинар» они не прибудут.
Вполне возможно, что план основывается на палестинским отказе. Речь не идет об отказе, который нам знаком и который у нас ожидают с надеждой, что вновь арабы спасут нас от ужасов «мира». На этот раз, возможно, речь идет о другом. Администрация Трампа рассчитывает на то, что палестинцы откажутся.
Американцы намерены представить план и сказать сторонам: примите его, согласитесь с ним, подпишите его, возьмите то, что предлагают вам – и согласие одной стороны предоставит ей ее часть даже без согласия другой. Т.е., это не в точности план мира, это решение, которое даст международное признание ситуации на местности и превратит его в постоянное и окончательное.
Сообщения о том, что администрация Трампа введет экономические санкции против стороны, которая откажется от плана, уже распространяются. Сообщения о том, что план будет реализован даже при согласии только одной стороны, мы еще не слышали. Но безразличие американской администрации к отрицательной реакции палестинцев трудно истолковать иначе.
«Передо мной была поставлена задача попытаться найти решение для двух сторон», — сказал в начале месяца Джаред Кушнер, зять и советник президента Трампа, и выразил надежду, что «обе стороны реально рассмотрят план перед тем, как предпримут односторонние шаги».
Предпримут односторонние шаги? Что подразумевал автор?
Подытожим предположение: план века основывается на палестинском отказе. Разумеется, план будет представлен как объективная программа мира, в которой обе стороны должны будут заплатить цену, но это лишь прикрытие для процесса иного рода.
Цель плана – международное признание и легитимация распространения израильского суверенитета на часть района C – бОльшей части, возможно, всей. Это будет сделано при американской, арабской и международной поддержке (за исключением ЕС). Палестинцы откажутся, и Израиль проделает свою часть односторонне. Учитывая палестинский отказ, положение в районах А и В останется прежним, включая ситуацию с изолированными поселениями, которые на этом этапе останутся на своем месте. Возможность признания палестинцами действительности и подписания ими договора останется малой к тому же лишь будущем, хотя они будут приглашены сделать это в любой момент.
Это только предположение, разумеется. Лишь попытка проанализировать ситуацию. Через несколько недель план будет представлен, и мы будем умнее. В любом случае план будет представлен как программа по упорядочиванию и по согласию, как план мира. Мы будем должны читать между строк, чтобы понять, к чему план ведет в самом деле.
Источник на иврите — Макор ришон
Перевел Моше Борухович -МАОФ
Июнь 2019
Интересны были бы комментарии не израильских евреев.
Эдмонд, вы бы сразу сказали: «интересно послушать что Аврутин скажет».
Не возможно комментировать не одев вашей шкуры на сябе. И здесь место прагматизму а не эмоциям. Но предположение/идея хорошая: так сказать подвести что есть под общую черту, а потом продолжать с этого листа после черты.
Поверьте на слово, что именно мнение Аврутина мне не интересно. Мне интересно мнение не ангажированных евреев, причём именно Германии, поскольку с ситуацией евреев Франции и Англии всё обстоит проще, и понятнее.
Там, как возможный плюс для Израиля, по моим прикидкам, не более 10-12% от общей их численности.
А вот с евреями Германии всё более интересно, поскольку их ситуация гораздо сложнее, в подавляющем большинстве. Я, с помощью знакомых немцев, это неплохо знаю.
Меня частенько обвиянют в склонности к розовым очкам но отношение к этой вечной «Сделке века» скептическое: либо не появится либо обречена на провал.
В чём-то согласен, относительно того, что американская команда так и недопонимает полной неспособности арабов к реализму и, тем более, к прогнозу.
Насколько можно судить из утечек, в основе плане принцип «Бабло побеждает зло».