Материалы сайта www.evrey.com
29 мая, после многочисленных и безуспешных попыток главы партии Ликуд Биньямина Нетаниягу заключить коалиционное соглашение с лидером партии «Наш дом Израиль» Авигдором Либерманом, который с самого начала переговоров предъявил членам коалиции ультимативные требования — Кнессет 21-го созыва, просуществовав рекордно короткий в истории страны срок, объявил о самороспуске. Новые выборы назначены на 17 сентября.
Следует отметить, что большинство израильских политиков и политических комментаторов (за исключением авторов этого материала) до последнего момента были уверены, что итогом кризиса, в конце концов, как уже не раз бывало в истории Израиля, станет заключение коалиционного соглашения с партией НДИ, которая на последних выборах получила 5 депутатских мандатов. Вопреки прогнозам, дружно обещавшим, что она не пройдет электоральный барьер. Однако глава партии Авигдор Либерман последовательно отклонял все предлагаемые ему компромиссные варианты. Параллельно — обвиняя в «несговорчивости» своих коалиционных партнеров. Камнем преткновения на коалиционных переговорах стал Закон о призыве, и, в частности — о порядке призыва в армию учащихся йешив. В варианте, на котором настаивал Либерман, предусматривались расширенные жесткие квоты призыва йешиботников, не подлежащие изменению даже волей правительства, а также — крупные денежные штрафы в случаях, если йешивы не выполнят предусмотренную проектом закона норму «поставок» в армию учащихся. На позднем этапе переговоров, отклонив очередной, предложенный Нетаниягу компромиссный вариант закона, лидеры НДИ заявили, что их борьба за принятие Закона о призыве точно в том виде, на котором настаивает А. Либерман — символ более масштабной войны партии с «религиозным засильем» в стране. Войны с возникающим на месте «светского» Израиля «государством Галахи«, выступающем против нарушения шаббата, за соблюдения правил о «гиюре» (переход в еврейство) и т.д. Многие комментаторы отмечают, что ведя коалиционные переговоры на языке ультиматума, ни в чем не уступая, вплоть до развала коалиции (что, в конце концов, и произошло), борец с «религиозным диктатом» Либерман во много раз переплюнул всех, самых «жадных» коалиционных партнеров в Ликуде, которых он ранее сам столь яростно критиковал за «жадность и наглость». И действительно. Нет, и не было ни одной партии в Израиле, которая с самого начала коалиционных переговоров — отказалась бы от компромиссов и жестко диктовала свои требования, понимая, что это грозит развалом коалиции и назначением новых выборов. Особенно вопиюще выглядит данная ситуация, если принять во внимание, что будущие выборы отнюдь не гарантируют победу правому лагерю, сторонниками которого объявляют себя деятели партии НДИ. Приходится говорить, по меньшей мере — о чудовищной безответственности в отношении к своему электорату, наивно принимавшему «правизну» НДИ за чистую монету. Равно как и — в отношении к стране, рискующей, в результате авантюрной политики г-на Либермана, оказаться «в руках» деятелей левого лагеря, не скрывающих своих планов о продолжении кровавой политики т.н. «мирного процесса». Действия Либермана по развалу коалиции можно исчерпывающе описать одной фразой — «После меня — хоть потоп!». «После меня» — потому что, находясь на грани электорального барьера, лидер НДИ почувствовал, что терять ему больше ничего. И что нужно идти ва-банк. Однако за действиями главы НДИ стоит нечто большее, чем циничная попытка сыграть на чувствах «светского электората», с тем, чтобы в качестве «борца за права светских израильтян» добыть себе несколько дополнительных мандатов. Причина столь беспардонного поведения лидера НДИ на коалиционных переговорах, как нам представляется — его подспудная, накапливающаяся в последние годы ненависть к традиции нашего народа, в основе которой непоколебимая вера, что духовность главенствует над материальностью. При этом, даже у него есть некое подсознательное ощущение, что духовность — это Тора, что и обозначило четкое направление выхода этой ненависти. Следствие этого — постепенное, по нарастающей, культивирование ненависти к изучению Торы и к ученикам Торы. Еще одним мощным фактором, как выше уже сказано — стала фрустрация, разочарование в своей способности иметь адекватных последователей. Время, как говорится, идет, а «всеобщей народной любви», как не было, так и нет. Либерман окружен, по сути, духовными люмпенами. И он — чувствует это. Как опытный политик, он видит, насколько нищий духовно (даже среди нерелигиозных, но уважающих свой народ израильтян) его электорат. О процветающей вражде к традициям еврейского народа среди его «электората» мы даже и не говорим. В Израиле это, так сказать — политически бесперспективно. В итоге (с учетом всего вышесказанного) и вызрела — низкопробная зависть лидера НДИ к успеху Нетаниягу. Ревность к народной любви, которой пользуется сегодняшний глава правительства у значимой части здравомыслящих израильтян. Соединение жгучего, мощного чувства ненависти и зависти с ощущением беспомощности и невостребованности, дает, как видим, «удивительный» результат, ведя к полной (!) потере рационального мышления. Отсюда — и политические «ходы», все больше и больше напоминающие действия безумца. Причем, уверенного, что его решения — рациональны.
Трудно предвидеть, к каким последствиям приведут действия Либермана, который, ради собственного политического выживания и ради удовлетворения своих «благородных побуждений» — решил мобилизовать все самые низменные, самые темные силы «светского Израиля», давно искавшие повод для политического объединения против еврейства, Торы и евреев Торы. И вообще — против традиций нашего народа. Однако вполне понятно, что в ближайшей исторической перспективе проявится, что дело борца с «государством Галахи» — безнадежно. Возможно, как раз этим (сознательным или подсознательным ощущением полной бесперспективности своего «дела») и объясняется то отчаяние, которое сопровождает политическую агонию лидера «светской партии» НДИ. Вопрос лишь в том — сколько вреда еще удастся нанести стране «борцу с религиозным засильем» Либерману, прежде чем политическое движение, которое он представляет, в конце концов, уйдет в небытие.
Борьба Либермана с Галахой, с еврейским законом, с законами Торы в еврейской стране, стране народа Книги, в стране, где все большее число граждан начинает следовать еврейским традициям и изучать еврейские законы, в стране, большинство еврейских учащихся начальных классов школ которой носят кипы — нелепа, если не сказать — безумна.
С какой целью Всевышний собирает еврейский народ на земле обетованной? Разве не для строительства Третьего Храма? Тогда почему религиозные граждане не требовали и не требуют у главы правительства хотя бы, (для начала ее возвращения), — восстановления израильского суверенитета над Храмовой горой? Почему религиозные отстранились и оставили Храмовую гору под властью и управлением арабов, что может привести к ее окончательной утрате с частью Иерусалима, со всеми вытекающими из этого последствиями для Израиля? Либерман хотя бы честно говорит, что он против государства Галахи, а не против религиозных, не против изучения ими Торы. В Израиле живут и другие евреи и не евреи, и приезжают туристы… А защищать свою семью от врагов — святая обязанность каждого мужчины, и в этом меня не переубедить.