— Здравствуйте, уважаемый рав! Скажите, пожалуйста, что такое совесть, какую функцию она несёт, ходит ещё такое мнение, будто совесть можно убить, и как совесть связана с душой и со служением Творцу. Спасибо Вам и Вашей команде за добро, которое вы делаете. |
Роман, Москва
— Слово «совесть» (на иврите — мацпун) в Торе нигде не встречается. И, по свидетельству израильской Академии языка иврит, вошло в наш язык лишь в Средние века, появившись как аналог понятию «совесть» в европейских языках. Однако было бы неверно предполагать, что свойство человеческой души, которое называют «совесть», «совестливость», чуждо еврейскому мировоззрению. Чтобы разобраться, как это проявляется в нашей традиции и как это качество, как Вы пишете, связано с душой и со служением Творцу, попробуем понять, о чем идет речь. Основная функция совести — фиксировать отклонения от некоего внутреннего нравственного стандарта, которым обладает каждый человек. За фиксацией, при оптимальном развитии ситуации, следует переосмысление взглядов и внесение изменений в поведение. Таким образом, совесть играет роль некоего «измерительного прибора», действие которого помогает корректировать поведение и отдельного человека, и общности людей. Потенциал, позволяющий критически оценить собственное поведение и ощутить «угрызения совести», заложен в каждой душе. И это не случайно. Именно способность «запустить механизм» совести делает возможным нравственное развитие общества в целом и каждого человека, подталкивая к исправлению ошибок и неверно выбранных путей. В этом аспекте очень важна роль семьи. Родители, разъясняя своему маленькому ребенку разницу между «хорошим» и «плохим», выстраивают в его душе основы того самого морального и поведенческого стандарта, с которым в свое время ребенок войдет в мир взрослых. По мере его роста и взросления, да и потом во взрослой жизни его представления о добре и зле под воздействием окружающей его социальной и культурной среды, а также под влиянием людей, которых он встретит на своем пути, претерпят дополнительные изменения.Вы спрашиваете, можно ли «убить совесть». И это, конечно же метафора. Ведь совесть — объект не физического, но духовного мира. Чтобы ответить на Ваш на вопрос, отметим, что совесть — результат работы души в нашем материальном мире (которая проверяет, соизмеряет и «редактирует» проявления человека), работы разума и чувств. Вернемся к мысли, что потенциал духовной работы под названием «совесть» — есть всегда и у всех. Однако можно, пусть и «не убить», но «заглушить» ее голос. Например, когда человек не хочет анализировать собственное поведение или сознательно игнорирует некие принятые стандарты поведения. Из определения, что такое совесть, вытекает, что необходимое условие ее функционирования — готовность к рефлексии и самооценке. Именно они должны «пробуждать голос совести». И если этого нет, или человек, допустим, волевым усилием подавляет это в себе — следствием почти наверняка станет грубое нарушение норм поведения. Многие из нас, особенно те, кто живет в социально неблагополучных сообществах, нередко, к сожалению, наблюдают грубое попирание основных человеческих ценностей. В западной культуре обман, воровство, нанесение тяжких оскорблений — считаются очевидными проявлениями «бессовестного» поведения.
В качестве небольшого исторического экскурса вспомним, насколько совесть была важна для настоящей интеллигенции. «Жить по совести» — это было своеобразным лозунгом данной социальной группы, по крайней мере — лучших ее представителей. Совесть, верность гуманным ценностям, позволяли честно, насколько это было возможно, жить в мире «кривых зеркал», что особенно было трудно при советском режиме. Обратим внимание и на то, что совесть в современном обществе ориентирована на сложившийся у каждого отдельного индивидуума комплекс ценностей. Такой эгоцентризм свойствен всей современной цивилизации, ставящей во главу угла личные предпочтения. Есть в этом и своя положительная сторона. Можно предположить, что «преклонение перед собственным я» появилось как своеобразная антитеза тоталитаризму ХХ века, поглотившего личное в угоду навязанным коллективным античеловечным ценностям. С другой стороны, «праздник релятивизма» и вера в относительность всего привели к размыванию базисных понятий о добре и зле, когда нередко находятся оправдания неприемлемым, с точки зрения исторически сложившихся ценностей, формам человеческого поведения. Вдобавок к этому одержимость политкорректностью возвела совесть на новый недостижимый пьедестал. Поскольку от каждого теперь требуется быть в состоянии постоянной рефлексии и в страхе следить, не обидел ли он кого-то, не причинил ли кому-нибудь зло.
Сочетание релятивизма с политкорректностью привело современное общество в состояние, когда подвергаются сомнению или же вовсе опровергаются принципы, на которых столетиями строилось западное общество. Взамен это общество получило — фейерверк мнений, видов поведения и моральных принципов, что значительно осложняет применение механизма «совести» и на личном, и на общественном уровне. Но оставим в стороне проблемы современного западного общества. Вернемся — к народу Торы. Еврейским религиозным самосознанием управляет иная, отличная от выращенной на Западе системы ценностей. Нравственный эталон поведения обеспечивает нам Тора, ее ценности и законы. Соответственно, размышления религиозного еврея о своих поступках непременно соизмеряются с заповедями и моральными установками, которые даны нам в Торе. Наша традиция выделяет особые дни и временные периоды для углубленного самоанализа и исправления своих поступков. Например, сейчас мы — в разгаре одного из таких периодов. Это— дни Сфират а-Омер. В эти 49 дней, которые мы отсчитываем от начала Песаха, праздника выхода из Египта, мы занимается особой и интенсивной духовной работой. Ее цель — очищение души в преддверии праздника дарования Торы, Шавуота. Все семь недель между праздником Песах и Шавуотом— специально выделенное время для активизации «механизма совести», когда мы, каждый еврей и весь еврейский народ, стараемся исправить поведение и повысить духовный уровень. Но днями Сфират а-Омер наша внутренняя духовная работа, конечно же — не ограничивается. Например, некоторые наши Учителя советуют каждый вечер, перед сном, оценить прошедший день, задав себе вопрос: провел ли я его как нужно? Совершил ли добрые дела? Не нарушил ли заповеди? Не причинил ли кому-то зло? Поскольку ежедневный самоанализ — дело трудоемкое и, как правило, недоступное среднему человеку, Учителя советуют проводить такую духовную работу хотя бы раз в месяц, скажем, накануне дня новомесячья, размышляя о прошедшем месяце и о своих личных успехах и неудачах. Стоит напомнить и о таких днях, как дни Суда — от Рош Хашана (еврейского Нового года) до Йом-Кипура, когда наш народ, по крайней мере, евреи, старающиеся соблюдать наши традиции, проводят время в размышлении и в раскаянии в надежде получить хороший приговор Неба на следующий год.
В заключение отмечу, что верующие евреи, как и все люди — тоже бывают разные. Среди них — множество совестливых и праведных. Но есть и другие…
Пока существует свобода выбора (а она дана нам на все времена), всегда найдутся люди, по тем или иным причинам нарушающие принятые в обществе нормы.
Вместе с тем, резонно предположить, что серьезность, духовная высота и постоянство, с которым наш народ осуществляет работу по «исправлению ошибок» — не имеют аналогов в мировом сообществе.
Отвечал Рав Элиягу Эссас
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400