— По поводу «межколенных браков». Уважаемый рав Эссас, очень жаль, что подобные вещи утеряны из вида, и уже никто не помнит, как должен выглядеть счастливый еврейский брак. А я знаю. Для меня — это пример бабушки и дедушки по маме. Один из секретов счастливого брака — за ними всегда присматривают родственники. И даже, когда им по 70-80 лет, за ними присматривают их дети и внуки.
Алексеевна, Волоколамск
— Не очень ясно, что Вы подразумеваете под выражением «межколенные браки». После разрушения Первого Храма наш народ уже не подразделялся на 12 колен, как это было раньше, но фактически — лишь на два: колено Леви (две подгруппы — коэны и левиты) и все остальные евреи (исраэль).
Допускаю, что Вы имеете в виду браки, заключенные между представителями разных групп в нашем народе. Например, ашкеназские евреи и сефардские. Не забудем, что в каждой из этих групп — более десятка по разным «парметрам» отличающихся друг от друга подгрупп. А также и то, что внутри религиозного сегмента — десятки различных религиозных направлений, объединенных при этом принадлежностью к так называемому ортодоксальному иудаизму. Хорошо это или плохо, когда женятся люди из разных групп в нашем народе (каждый со своими особенностями в соблюдении наших традиций, со своими семейными и прочими обычаями и т.п.)?
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Иногда такие различия осложняют создание и строительство семьи, иногда, наоборот — обогащают семейную жизнь, внося в нее какие-то новые для сторон краски и оттенки, делая ее содержательней и интересней. Если Вы, написав «межколенные браки», имели в виду именно это — такое явление действительно существовало раньше и существует теперь. Образование этой мозаики, как очевидно, следствие исторических процессов, в результате которых бок о бок, рядом (к примеру, в одном населенном пункте) живут разные еврейские общины. Что наиболее наглядно и ярко проявляется в Израиле, в котором можно без труда насчитать более ста, а может быть, и более двухсот еврейских групп и подгрупп.
Понятно, что в Израиле таких, как Вы выразились, «межколенных браков» — очень много (их количество достигает примерно 80-90 процентов от общего числа создаваемых в Израиле семейных союзов). Во всей этой «мозаике» очень трудно выбрать какие-либо надежные критерии, которые, хотя бы в какой-то степени, определяли бы, насколько удачен семейный союз. Их тоже — множество. Большинство из них — не универсальны и могут быть вообще не связаны с происхождением (в том смысле, в котором мы здесь это рассматриваем) мужа и жены.
Однако же есть и общие показатели. Что касается еврейского брака — можно сказать, что создание хорошей еврейской семьи в значимой мере определяется общностью мужа и жены в стремлении к духовному росту, к расширению и углублению знаний в Торе, к реализации наших заповедей. Что, безусловно, отражается и на воспитании детей. В этом смысле вполне могу согласиться с Вами, что постоянная помощь, которую оказывают дети своим родителям, дедушкам и бабушкам — один из надежных показателей удачного брака.
Отвечал рав Элиягу Эссас