Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В «йовель» также нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен Израиля. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его в течение двух лет. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.
***
«И если будете продавать что-либо ближнему своему или покупать что-либо у ближнего своего, не обижайте друг друга… И не обижайте друг друга, и бойся Г-спода твоего…» (25:14,17).
В стихе 14 речь идет о поведении в деловых отношениях, а во втором стихе 17 Тора требует, чтобы мы не обижали других людей в повседневной жизни. Запрещено, например, напоминать людям об их прошлых ошибках и неприятных аспектах их прошлого, о темных сторонах их происхождения; нельзя давать советы, которые наверняка пойдут им во вред. А чтобы мы не подумали, что нанесенные обиды сойдут нам с рук, и никто не догадается о наших злых намерениях, Тора добавляет: «…и бойся Г-спода твоего».
Мудрецы Талмуда (трактат «Бава Мециа», 58б) учат, что гораздо хуже обидеть человека лично, чем обмануть его в финансовых делах, потому что денежный урон можно компенсировать, а причиненный стыд никуда не денется. Тот, кто стыдит человека публично, подобен убийце, и ему уготовано место в аду.
Примером того, как надо беречь достоинство человека даже в самой неловкой ситуации, может служить история, рассказанная раввином и известным педагогом Моше Ауэрбахом. Она произошла около ста лет назад. Духовный руководитель ортодоксальной общины Эрец-Исраэль рав Йосеф-Хаим Зонненфельд приехал по делам в Петах-Тикву, и рав Ауэрбах, тогда еще молодой человек, недавно сыгравший свадьбу, пригласил его к себе на обед.
Когда все расселись за столом, в комнату вошла молодая хозяйка и, извинившись перед гостями за неудобство, обратилась с галахическим вопросом к раву Зонненфельду. Готовя обед, она забыла удалить из курицы сердце. Можно ли есть эту курицу?
Рав Зонненфельд разрешил, но тут же предупредил хозяев, что не в его правилах есть мясо животного, относительно кошерности которого был задан вопрос. Поэтому он вынужден с сожалением отказаться от обеда…
Однако перед уходом он сердечно поблагодарил ребецен Ауэрбах за гостеприимство и мягко добавил: «Если такая женщина, как вы, не стыдится задавать подобные вопросы в присутствии уважаемых гостей, я целиком полагаюсь на ее кашрут и ставлю его на самый высокий уровень — «меадрин мин а-меадрин»!
Выйти за барьер
«Если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя…» (25:35).
Русскую поговорку «по одежке встречают, по уму провожают» можно перевести в категорию устаревших. В западном обществе молодежь «встречает» себе подобных не по одежке, а по лицу и фигуре, и чем меньше одежки, тем лучше. Фигура есть — ума не надо, и одежды тоже.
Когда-то девушки скрывали недостатки своей внешности высокими вырезами платья, шарфиками и кринолинами. Теперь подобного рода «дефекты» исправляют пластическими операциями, порой опасными для жизни, и многочасовыми занятиями в тренажерных залах, до седьмого пота, до потери сознания.
Ибо в современной цивилизации тело правит бал. Главная цель — получить красиво вылепленную фигуру, чтобы гордо демонстрировать ее на пляже или в плотно облегающей одежде вольного покроя — в парке, на улице и в любом другом людном месте.
В разделе «Кдошим», который мы читали две недели назад, сказано: «И если человек возьмет сестру свою…и увидит наготу ее, и она увидит наготу его, то это позор…» (20:17).
В этом стихе употребляется слово «хесед» в значении «позор». Но почему «хесед»? Ведь «хесед» — это доброта, милосердие. Инцест, кровосмешение — это далеко не милосердие. Так что же означает здесь «хесед»?
Если к вам подойдет голодный человек и попросит денег на еду, и вы дадите ему несколько монет или купюр, то это не «хесед». Это лишь значит, что вы нормальный человек и адекватно реагируете на ситуацию.
Но если вы приведете его к себе домой, посадите за стол и угостите по-королевски, а когда он соберется уходить, то дадите ему приличную сумму денег и пакет, набитый лучшей едой, — это и будет настоящий «хесед».
«Хесед» означает выводить себя за пределы своей зоны комфорта ради помощи ближнему. «Хесед» требует сломать барьеры своего естественного эгоизма. Но он может также означать и преодоление сдерживающих барьеров, чтобы пойти на запретную близость — на «позор».
Нормы поведения светского обществ неизбежно влияют и на «еврейский мир». Сегодня даже в ортодоксальных кругах ведутся дебаты на такие темы, которые были немыслимы еще лет пятьдесят назад. Обсуждаются идеи и явления, которые Тора однозначно называет «тоэва», мерзость.
«Если обеднеет брат твой…».
Мы живем в эпоху духовной нищеты, грубого материализма. Как можно этому противостоять?
Б-г задумал этот мир как нечто целостное, неразделимое. Если мы будет готовы выйти за барьер, преодолеть свое равнодушие, не идти на поводу у окружающего общества, а напомнить ему о настоящих, непреходящих ценностях, своим поведением, отстаиванием своих принципов, это и будет настоящий «хесед», истинное милосердие, нечто прямо противоположное позору.
Колокольный звон
«И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилеем будет это у вас…» (25:10).
В Америке сильны библейские традиции. Среди ее жителей популярен псалом Давида № 23 «Г-сподь — мой пастырь». На долларовых ассигнациях выведен девиз: «In God we trust» («Мы уповаем на Б-га»). В столице штата Алабама фойе муниципалитета украшает скульптура Скрижалей завета с Десятью заповедями. Перед входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке выведены слова пророка Иешаягу: «И перекуют мечи свои на орала» (2:4), ставшие универсальным девизом борцов за мир. Иллюстрацией к ним служит здесь же установленная скульптура Е. Вучетича.
И, наконец, на колоколе Свободы, одном из главных символов Америки (наряду со статуей Свободы), выбиты слова из сегодняшнего раздела Торы: «Объявите свободу на земле всем жителям ее».
У этого колокола любопытная история. 8 июля 1776 года он впервые прозвенел с башни Здания Независимости в Пенсильвании, собирая граждан на первое публичное чтение Декларации Независимости.
Двадцатью годами ранее законодательное собрание Пенсильвании приняло решение отлить специальный колокол в ознаменование 50-летней годовщины принятия Хартии привилегий. Этот основополагающий документ американской государственности был подписан в 1701 году основателем английской колонии в Северной Америке Уильямом Пенном, в честь которого и был назван штат Пенсильвания.
Стих из книги «Ваикра» («Левит») очень точно подходил к этому колоколу, звон которого был призван «освятить» юбилей (по-еврейски «йовель», пятидесятый год) столь важного события в истории Америки.
Однако колокол Свободы знаменит не связью с Хартией Пенна и не мелодичным звоном, а …своей трещиной. В марте 1753 года, когда его подвесили для пробного звона, один из современников написал в дневнике: «К своему ужасу я услышал надтреснутый звук… при ударе языка о тело колокола».
Колокол Свободы расплавили и снова отлили, добавив полторы унции меди на фунт материала, чтобы уменьшить его хрупкость. Когда его снова повесили на башне, лица присутствующих вытянулись от разочарования: звук был очень глухой. «Наверное, переложили меди», — предположил кто-то.
Этот второй колокол тоже со временем треснул. Трещина росла и росла, и, наконец, в день рождения Джорджа Вашингтона в 1846 году колокол признали «негодным для звона». С тех пор установилась традиция: в День независимости США, отмечаемый 4 июля, в колокол Свободы символически «звонят», похлопывая рукой по нему.
Не странно ли, что символом Америки стал дефектный предмет? Впрочем, что тут странного. Ведь символы другой великой державы, России, тоже с брачком: никогда не стрелявшая Царь-пушка и расколовшийся Царь-колокол, а Египет узнают по Сфинксу с отбитым носом. Получается, что сам дефект символа становится частью его славы.
Размышляя над своей жизнью, мы иногда приходим в уныние. Часы тикают все быстрее с каждой прожитой минутой. У нас еще столько дел, а мы так мало успели. Мелкие недостатки нашего характера превращаются в серьезные пороки. Когда же мы научимся подавлять свои инстинкты и низкие побуждения? Сумеем ли мы, наконец, взять в руки штурвал своей судьбы, чтобы жить согласно воле Творца? Легко сказать… и легко впасть в отчаяние.
И все же, видимо, не случайно именно треснувшему колоколу было суждено «объявить свободу на земле». Ничто в мире не совершенно — ни символы, ни люди. У каждого из нас есть свои «трещины». Но даже в самом несовершенном человеке заложена способность «объявлять свободу» — настоящую свободу. Ибо подлинная свобода — это умение властвовать собой, управлять своими побуждениями и не давать им управлять нами.
Такая свобода достижима только в том случае, если мы впитаем сердцем слова Высшей правды, заложенные в Торе. Ведь Тора способна впечатываться даже в самые упрямые, неподдающиеся сердца, сердца из закаленной стали, проникать в душу, как раскатистый звон колоколов.