Во многих семьях передаются из поколения в поколения семейные реликвии — кольцо прабабушки, дедушкин кубок, наградной офицерский кортик прадеда… А в этой семье из поколения передавали драгоценные свитки, содержащие знания о сокровенном устройстве мира.
Сегодня я хочу рассказать вам о рабби Йеуде аХасиде, авторе знаменитой «Сефер хасидим» (обычно её название переводят как «Книга праведных», но точнее сказать: «Книга тех, кто хочет служить Творцу больше, чем от него требует Закон»). В первую очередь она посвящена этическим вопросам — и уже больше восьмисот лет пробуждает она в людях беззаветную любовь к Создателю и к людям, направляет на пути благочестия, скромности и Б-гобоязненности. Кроме этого, в ней приводятся немало законов — Субботы, кашрута, трепета перед Создателем и т.д. А сопутствует книге базирующееся в основном на каббале «Завещание», обычно публикуемое как вступление.
Это сочинение было, как сегодня сказали бы, «бестселлером» — пожалуй, самой популярной еврейской книгой во всём позднем Средневековье. Она переиздаётся и поныне (первое печатное издание: Болонья, 1538) — и до сих пор поколение за поколением черпают из неё и из других его сочинений полным ковшом. Добавлю — из до нас дошедших (таких меньшинство) и из до нас не дошедших — ибо цитаты и ссылки на них изобильны у более поздних авторов; всего же его перу принадлежало более 20 работ.
Некогда я изучал фолиант с простым названием: «Байт» (Дом) — автор её, современный раввин, описывая законы, связанные с еврейским домом, всё построил вокруг «таканот» (постановлений) рабби Йеуды аХасида. Другая работа того же автора, посвящённая законам ухода за своими телом и душой, в той же степени берёт за основу постановления и советы рабби Йеуды аХасида. Многие мудрецы наши считают, что всё, написанное рабби Йеудой, создано в состоянии «руах акодеш» (духе святости) — и поэтому принято очень бережно и трепетно относиться к его словам.
Немало вещей, содержащихся в «Завещании (testament) рабби Йеуды аХасида», стали буквально «народными» — исполняющие их не всегда даже знают источник. Но избегать тех поступков, против которых мудрец предупреждает, во многих общинах норма жизни. Кому хочется рисковать, пусть ты и не осознаёшь, в чём этот риск состоит? Например, непросто вам будет отыскать покупателя для долго стоявшего разрушенным дома — ведь сказал рабби Йеуда, что его могли облюбовать духи-разрушители, которые постараются причинить вред жителям построенного на этом месте или отремонтированного жилища. Многие опасаются полностью заделывать капитальными стенами окна и двери при перестройках — рабби Йеуда в деталях объясняет возможные опасности и говорит, как их избежать. Стараются учитывать имя отца девушки при выборе невесты — нежелательно, чтобы оно совпадало с именем жениха (поэтому ради прекрасных глаз меняют или добавляют имя жениху); также евреи учитывают предостережение рабби Йеуды — не жениться на девушке, имя которой совпадает с именем матери жениха…
Здесь не место, да я и совершенно не готов толковать, а уж тем более дискутировать с великими мудрецами нашими, обсуждающими эти и многие иные предостережения героя статьи; скажу лишь, что в спорах на эту тему и в детализациях «таканот рабби Йеуда аХасид» принимали и принимают участие духовные лидеры поколений. И что часть наставлений касается каждого еврея, а часть — только его собственных потомков. В некоторых случаях не вполне ясно, к кому относится конкретное правило — и мудрецы с чернилами наперевес пытаются это уточнить, в частности, прибегая для того к каббалистическим знаниям. Огромные пласты еврейского Закона, порядки и тексты молитв, а также элементы повседневной жизни еврейского народа связаны с его книгами, его учениками и идущей от него традицией.
Ну а теперь — как вы думаете, чему посвящал свои юные годы наследник семьи, хранящей и распространяющей уникальные знания? Семьи, несколько поколениях подряд рождавшей знаменитых раввинов, выдающихся знатоков сокрытого учения. Семьи, столетиями передающей от отца к сыну свитки, в коих собраны знания, полученные ещё от великого мудреца 9-го века рабби Аарона бар Шмуэля из Багдада. Рабби Аарон — воспитанник Вавилонских академий, праведник и чудотворец, совершённым им чудесам посвящена изрядная часть книги о чудесах «Мегилат Ахимаац»; в очень большой степени именно от него пошло по Европе всё знание о сокровенном.
Мы говорим, учтите, о юном потомке переселившихся из Италии членов семьи Клонимусов, основавших знаменитую ешиву в Майнце (Магенце). О внуке рабби Клонимуса — лидера общине в большом городе Шпеере (Шпайере), куда ему удалось бежать, спасаясь от угрозы погрома в Майнце. После страшного пожара 1084 года евреев обвинили в поджоге, хотя горел и еврейский квартал,- и многие предпочли убраться подобру-поздорову в Шпеер, где отношение к евреям у местных властей было более благосклонным. Благосклонным настолько, что через 12 лет, во время 1-го Крестового похода, местный епископ спрятал евреев в своём дворце и сурово наказал пойманных погромщиков. Правда, около десяти евреев эти звери успели растерзать.
Именно общине Шпеера евреи Германии были обязаны определённой государственной защитой. Епископ города пригласил к себе беженцев из Майнца, чтобы «в тысячу раз увеличить славу города». На основании данной евреям епископом грамоты император Генрих IV в 1090 году пожаловал аналогичные права всем евреям Германии — свободу торговли, общинную автономию и т.д., обещал им своё покровительство. Впрочем, через 6 лет началась эпоха Крестовых походов и решать стали не грамоты, а мечи.
Мы говорим о сыне главы ешивы этого германского центра еврейской учёности, великого рабби Шмуэля аХасида, отличавшегося невероятным благочестием и весьма необычными личными качествами и обычаями. Так, он не раз, одеваясь как бродяга, неделями и месяцами ходил по дорогам Германии и Франции, чтобы воистину познать и пережить, что значить быть бедным и бездомным — как его народ без Святой Земли и Храма. Говорят, однажды рав Шмуэль добрёл до места жительства величайшего тосафиста рабейну Тама и несколько дней молча слушал в его гостеприимном доме диспуты мудрецов, сидя в углу у плиты… Лишь когда он однажды забылся и поправил неточность в деталях обсуждаемого закона, святой рош ешива был «разоблачён». Рабби Шмуэль и начал писать «Книгу праведных», законченную его сыном.
Ну…? Что делал сиятельный отпрыск? Конечно, сутками грыз гранит открытой и тайной науки, да?
Не угадали! Хотя папа чему-то его, конечно, обучал, как и его брата Авраама, но лет до 18 младой Йеуда предпочитал, подобно Эсаву, поля и спортивные забавы. Он считался одним из лучших стрелков из лука во всей Рейнской области и взял немало призов на состязаниях по дальности и меткости стрельбы.
Дальше идёт обильно цитируемая легенда, поверить в которую непросто и которая, вероятно, несколько заостряет сюжет — но явно нет дыма без огня. Мол, однажды, когда юноше исполнилось 18 лет, но он всё ещё оставался полным неучем, отец позвал его и произнёс: «Йеуда, сын мой, если ты хочешь учиться, я испытаю тебя, чтобы не оказался твоим ремеслом разбой! Ведь это позор тебе и мне!». Взял папа балбеса на свой урок, тот внимательно слушал, задавал сложные и каверзные вопросы — и с того дня принялся рьяно учиться и стал гигантом Торы и полным праведником. Я лично настроен предположить, что в дело вмешалось нечто в духе «шерше ля фам» («ищите женщину!») и что, вероятно, юный спортсмен встретил прекрасную даму из далёкой от Торы семьи, союз с которой подвёл бы жирную черту под перспективами непутёвого, но талантливого отпрыска. Что, по логике, и вынудило папу действовать решительно. А также выскажу подозрение, что лучник был не настолько уж прост и неучён — тогда он просто не понял бы, о чём рассуждают раввины на уроке. Вероятно, речь идёт о «неуче» по сравнению с семейным стандартом. Но легенда настолько изящна и обнадёживающа для каждого из нас, что давайте сохраним её в первозданном виде!
О биографии рабби Йеуды аХасида известно не так много, но всё-таки побольше, чем о многих его мудрецах-современниках. Родился он в Шпеере (по другой версии в Вормсе), вероятно в 1150 году (впрочем, другие источники называют 1140), сразу после второго Крестового похода (1147-49),- в период некоторой передышки в погромах и гонениях. Несмотря на периодические волны бедствий, в основном связанные с расцветом фанатизма в эпоху Крестовых походов, евреи умели восстанавливать пострадавшие твердыни. Ешивы Германии, одной из главных стран-спонсоров крестоносцев, подготовили тогда немало выдающихся мудрецов. Процветало изучение сокрытой Торы, сам рабби Йеуда создал немало основополагающих каббалистических сочинений («Книгу гематрий», «Смыслы заповедей», «Тайна единства», «Песня величия» и т.д., написал комментарии на каббалистическую «Книгу творения», приписываемую праотцу Аврааму…).
Не знаю, связано ли это с гонениями — в период бедствий многие пытаются понять, найти причины происходящего в глубинах мироздания;, или же здесь влияние соседей-христиан, ударившихся в мистику «роз и крестов»; или же за этим стоят нормальные внутриеврейские процессы развития и преемственности знаний? Как бы то ни было, «немецкий мистицизм» — движение «Хасидей Ашкеназ» (Праведники Германии), связывают с отцом нашего героя и с ним самим, хотя они явно не первые из мудрецов этого направления. Тогда возникали новые школы познания, новые обычаи и было создано огромное количество чудесных литургических песней.
Сам рабби Йеуда был блестящим поэтом, многое, им написанное, стало частью Б-гослужения. Немало повлиял на это и собранный рабби Йеудой молитвенник, включивший только что созданную им и его современниками литургическую поэзию. Наверное, самая известная из приписываемых лично ему поэм — это приводимая во всех сидурах (молитвенниках) «Песнь Славы», которой поныне многие общины заканчивают субботнюю утреннюю молитву. Также его считают вероятным автором траурного плача-молитвы «Ав арахамим» (Отец милосердный), посвящённого жертвам погромов — его мы произносим в утренней молитве большинства Суббот, вскоре после чтения Торы.
Считается, что отец его, рабби Шмуэль аХасид (род. около 1115), умер, когда Йеуда был ещё довольно молодым человеком. Точный год этого печального события неизвестен. Сын унаследовал место отца во главе Бейт Мидраша Шпеере, он оказался уникальным, «от Б-га» наставником и воспитателем. Рабби немало разъезжал — его выступления сильно влияли на слушавших, пробуждаю в них веру, трепет перед Всевышним и способность искренне на Него уповать. Евреям это пригодится не раз, в том числе и для того, чтобы пережить следующие волны погромов, связанные с очередными Крестовыми походами (3-й — 1189-1192, 4-й — 1202-1204…).
Но самое большое влияние на соплеменников оказывал образ и путь жизни рабби Йеуды. Многие годы он почти всё дневное время постился (ел только ночью), в том числе порой даже в Шаббат — с его тремя заповедованными трапезами! Рабби объяснял своё право голодать в день Святой Субботы тем, что после длительного поста есть для него будет не отдохновением, а мучением, и что истинное субботнее наслаждение доставляет ему пост и занятия вещами возвышенными. Его вера Б-гу была сильна и несокрушима; множество чудес окружало его (и ещё больше, вероятно, приписывалось молвой).
Завершился период сравнительного затишья. Возбуждённые катастрофическим провалом Второго Крестового похода, рыцари и прочие бандиты и фанатики Европы стали основательно готовиться к реваншу похода Третьего. Состоялся он в 1189-92 годах, но отдельные его завихрения продолжались ещё несколько лет, как минимум до 1195. На излёте, примерно в 1195 году безумие накрыло Шпеер — банды крестоносцев и беснующиеся толпы черни, нападающие на еврейские кварталы, сделали невозможной нормальную жизнь, учёбу и торговлю в городе. Рабби Йеуда с семьёй вынуждены были бежать из города на юг и несколько лет скитались по Рейнской области, находясь в основном среди неевреев. Большинство еврейских общин Прирейнья было разрушено, истреблено или изгнано крестоносцами. Следы этого горького опыта можно найти в «Книге праведников» — там, где речь пойдёт о законах отношений евреев с их соседями-иноверцами.
Наконец место, где можно восстанавливать нормальную жизнь, было найдено — город Регенсбург (Ратисбон) возле слияния рек Дуная, Нааба и Регена. Здесь правили разумные и гуманные люди (в дальнейшем герцог Регенсбурга, увлекавшийся астрономией и астрологией, немало пользовался советами рабби Йеуды аХасида, которого глубоко уважал). Изгнание и скитания закончились. Евреи быстро «раскусили» нового поселенца и относились к нему как к одному из ведущих мудрецов страны. Местный епископ нередко проводил вечера в беседах с рабби Йеудой. Изгнанники из Шпеера создали в Регенсбурге новую ешиву, из которой вышли величайшие раввины следующего поколения. В частности, каббалист рабби Элазар из Вормса, известный по названию самого его популярного труда как «Рокеах» (Составитель благовоний). Он также автор многих фундаментальных каббалистических сочинений. Пишут, что рабби Элазар пробирался в Регенсбург как раз тогда, когда под городом расположилась перед походом на Восток 100-тысячная армия крестоносцев-погромщиков,- важнее опасности было для него обучаться у рабби Йеуды аХасида тайнам каббалы. Написано также, что рабби Йеуда раскрыл ученику тайны «Маасе аМеркава» — пути Б-жественного управления вселенной. После смерти учителя рабби Элазар отредактировал «Книгу праведных» и добавил в неё некоторые разделы — вероятно, на те темы, которые он с учителем обсуждал.
Через годы рабби Элазар стал наставником великого Рамбана — так цепочка из золота наращивала звенья. Другой знаменитый ученик рабби Йеуды (а в дальнейшем и ученик его ученика рабби Элазара) — рабби Ицхак из Вены, автор «Ор заруа» (Посеянный свет) — многотомного анализа практического еврейского Закона. Рабби Ицхак, в свою очередь, стал учителем Маарама из Ротенбурга, лидера следующего поколения мудрецов Германии — и нарастали у золотой цепочки новые звенья. Единственный же сын рабби Йеуды — рав Моше известен своими глубокими комментариями на Танах.
Рабби Йеуда аХасид покинул эту землю в Регенсбурге 13 Адара 1217 года, в предшествующий Пуриму пост Эстер. Множество легенд сохранил о нём наш народ — таких легенд, которые, вероятно, не совсем легенды. Говорят, что на Пасхальные Седеры к рабби Йеуде всегда приходил сам пророк Элиягу и что его нередко видели в синагоге Регенсбурга. В некоторых книгах написано, что «даже пророки не поднимались до уровня рабби Йеуды аХасида».
И вот, на прощанье, один практический совет, который дал рабби Йеуда: «Кто призывает на Небесный суд другого — сначала Небесный суд разбирает его собственные дела. Правило: не проклинай никого, ибо проклятья рано или поздно возвращаются на проклинающего и/или на его потомков.»