МИССИЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА («Тазриа»)

Если бы Адам и Хава нарушили заповедь «плодитесь и размножайтесь», но не нарушили бы заповедь «не вкушай», они бы и по сей день находились в Эдемском Саду, представляя собой все человечество. Но они нарушили заповедь «не вкушай от него» и умерли, превратив заповедь «плодитесь и размножайтесь» в центральный акт, позволяющий преодолевать смерть.

Первородный грех

Недельная глава «Тазриа» начинается с описания законов, связанных с рождением ребенка: «Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его. И тридцать три дня должна она оставаться в чистом кровотечении ее… Если же она девочку родит, то она нечиста две недели, как во время своего отлучения, и шестьдесят шесть дней должна оставаться в своем кровотечении чистом. По исполнении же дней очищения ее за сына или за дочь пусть принесет она ягненка однолетнего во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в шатер соборный, к священнику. И он принесет это пред Господа, и искупит ее священник». (12.2-7)
Невольно возникает вопрос: о каком грехе идет речь в связи с рождением ребенка, что Тора вдруг требует принести за него грехоочистительную жертву?
Ответ, который дает в этой связи традиция, столь же прост, сколь и неожидан — это грех Адама и Хавы, т.е. тот грех, который зовется у христиан «первородным грехом»!
Так, рабейну Бехайе (1255-1340) пишет относительно слов Торы «и искупит ее » — «почему роженица должна приносить жертву? Во искупление греха Хавы, за который она и наказана родильными муками».
Христианские авторы постоянно вынуждены оговариваться, что «первородный грех» никак не связан с половой близостью прародителей человечества. Вывод, который невольно напрашивается на основании общего подозрительного отношения христианства к сексуальности.
Что же касается иудаизма, то идея такой связи в нем просто не может зародиться, и еврейская традиция подобных оговорок даже не знает. Размножение признается иудаизмом заповедью, которую р.Аарон Галеви в своей книге «Сефер Хахинух» закономерно ставит на первое место. Более того, традиция считает, что Адам и Хава находились в любовной связи еще до грехопадения и даже успели родить в Эдемском Саду Каина.
Но почему тогда «первородный грех» все же как-то связывается с рождением, почему роженица приносит искупительную жертву?
По-видимому, потому, что в тяжелых родах проявляется проклятие, наложенное на женщину за совершенный ею грех. Ассоциация строится здесь не по греху, а по наказанию за него: «а жене сказал: умножая умножу муку твою в беременности твоей; в муках будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (2.16).
Таким образом, нам уместнее задать другой вопрос, почему за нарушение одной заповеди (не вкушать плод древа познания) Всевышний покарал женщину страданиями, сопровождающими выполнение другой заповеди («плодитесь и размножайтесь»), заповеди, которую женщина не нарушала? При этом вполне стоит обратить внимание на то, что человеческие роды действительно выделяются среди родов других млекопитающих, которые хотя и могут быть тяжелыми, но в норме достаточно безболезненные, чего почти не бывает у женщин.
Но что странного в том, что нарушение, влекущее смерть, отразилось на исполнении заповеди, дающей жизнь? Коль скоро в силу вступило проклятие «смертью умрете», то стоит ли удивляться тому, что дарующая жизнь заповедь стала сопровождаться смертными схватками?
И то, что родившая женщина приносит жертву за грех, т.е. за «первородный грех», лишний раз напоминает нам об этой достаточно естественной связи.
Однако мы вправе предположить, что связь в данном случае двусторонняя, а именно, что деторождение является своеобразным искуплением первородного греха.

Преступление и искупление

Прямых утверждений об искупительном смысле деторождения, возможно, найти и не просто, однако встречаются высказывания, которые косвенно подводят к такому заключению.
В самом деле, нарушение заповеди «плодитесь и размножайтесь» считается очень серьезным. В Талмуде воздержание от деторождения приравнивается к кровопролитию, к убийству.
Если бы Адам и Хава нарушили заповедь «плодитесь и размножайтесь», но не нарушили бы заповедь «не вкушай», они бы и по сей день находились в Эдемском Саду, представляя собой все человечество.
Но они нарушили заповедь «не вкушай от него» и умерли. Таким образом, в условиях греховного мира, в котором царит смерть, заповедь «плодитесь и размножайтесь» оказалась центральным актом жизни, позволяющим преодолевать смерть. Т.е. деторождение обернулось своеобразным искуплением первородного греха.
В контексте этого положения было бы опять уместно коснуться христианского взгляда на этот вопрос.
Как известно, христианство утверждает, что искупление от смертоносного первородного греха заключено в страданиях Мессии.
Со своей стороны иудаизм признает и то, что страдания праведника искупают мир (Моэд Катан 28.а), и то, что Мессия может быть страдающим. По меньшей мере, это относится к Мессии сыну Йосефа (Сукка 52.а). Однако уместно отметить, что это общее для иудаизма и христианства представление об искупительности страданий праведника традиционно противопоставляется христианством деторождению.
Христианство как бы невольно видит в продолжении рода конкурирующий канал искупления от первородного греха, но только «ветхий», природный и тщетный. Так апостол Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1.18) Т.е. от отцов «по роду» можно унаследовать только суету.
«Во Христе» «нет иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского» (Гал 3.29). Вечность наследуют лишь те, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1.13).
Позитивное отношение к безбрачию было задано уже апостолом Павлом, который не был женат и писал: «хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежания блуда, каждый имей свою жену» (1 Коринф 7.1)
Иными словами брак и деторождение — это зло, хотя и меньшее сравнительно с распутством. Впоследствии эта тенденция только усилилась. Один из отцов Церкви Тертулиан пишет: «Есть люди, которые женятся для потомства, из желания иметь детей, желания иногда весьма горького. Зачем желать детей, когда имея их, мы желаем им поскорее покинуть наш злосчастный век и быть принятыми у Господа, как того хотел апостол? Хватит с нас забот о своем собственном спасении, если даже не заводить детей! Нам ли искать обузы, которой тяготятся сами язычники, от которой даже нарушая законы они стремятся избавиться?»

Демографический апокалипсис

Как известно, издревле иудейская традиция приписывает Эсаву страсть к кровопролитию. Тот факт, что традиция возвела к Эсаву Рим, по-видимому, во многом было обусловлено именно кровожадностью римлян, гордящихся своей военной мощью и превративших кровопролитие в одно из своих излюбленных зрелищ.
Прозорливости такого взгляда можно лишь удивиться. Действительно, в дальнейшем христианские народы отличались значительной воинственностью, которая завершилась двумя чудовищными мировыми войнами в прошлом веке.
Говорят, что европейцы вынесли из произошедшего урок, что они научились решать свои проблемы без войн, что кровопролитие стало европейцам столь же ненавистно, как оно всегда было ненавистно евреям.
Но на самом деле кровопролитие на европейском континенте продолжается. В наши дни европейцы продолжают проливать кровь, воздерживаясь от деторождения. По иронии судьбы гедонистический Запад сегодня воплощает в жизнь завет аскета Тертулиана: не заводи детей.
В начале нашего века американский публицист Патрик Бухенен опубликовал книгу «Смерть Запада», в которой предрек европейцам биологическое вымирание, остроумно назвав презерватив и гормональную пилюлю серпом и молотом буржуазной цивилизации.
В своей работе Бухенен ссылался на статистические данные ООН, согласно которым население Европы к 2050 году сократится на 128 млн. Италия потеряет 16 млн., Германия — 23 млн., Россия — 33 млн. Но при этом лишь 10 процентов населения Европы в 2050 году будет по происхождению европейским!
Согласно более позднему отчету экспертов Комиссии по демографии Европейского Совета, если до войны население европейских стран составляло 22% от общего числа жителей земли, то за 50 мирных лет этот показатель сократился до 12%. В следующие же 50 лет прогнозируется снижение численности коренных европейцев до 6,5%. Согласно представленному учеными прогнозу, к 2050 году половина всех жителей Европы будет старше 50 лет. Этот прогноз также предрекает, что к середине нынешнего века лишь 10 процентов обитателей Европы будут потомками некогда коренного населения.
Но как нам тогда относиться к тому, что в то время как Эсав продолжает самоистребление, Ишмаэль исправно плодится и размножается? Может быть это свидетельствует о том, что ислам — возвышенная религия, озабоченная искуплением первородного греха?
Мы лучше поймем это явление, если сопоставим два факта: Наибольшая рождаемость не только среди мусульманских народов, а вообще среди всего человечества отмечается в секторе Газа. При этом до 80 процентов арабских школьников этого района выражают желание стать террористами-смертниками!
Это обстоятельство позволяет заподозрить, что современные мусульмане размножаются не вполне бескорыстно, что в значительной мере они плодятся назло «неверным», надеясь – и вполне оправданно – задавить их прежде всего на биологическом уровне.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора

3 комментариев к “МИССИЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА («Тазриа»)

  1. Уважаемый Арье,
    Раз Вы завели речь о Адаме и первородном грехе, как эрудированный человек в качестве любезности ответьте, пожалуйста, на вопрос: есть ли в иудейское толкование того, собственно говоря, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, с Адамом и с его женой после вкушения плодов дерева?
    Чтоб совсем исключить непонимание вопроса, приведу пример: скажем, если некий человек говорит своему маленькому сыну: «Не выходи со двора, а то умрешь», он же не имеет ввиду, что в случае ослушания предаст сына смерти, а то, что выход со двора таит смертельные опасности (траффик, педофилы, 100%-ная вероятность, что не найдет обратную дорогу, итд), которые сын не сможет избежать. Отец знает о них, но сынок в неведении.
    Ведь в тексте Генезис 3 Создатель явно предупреждает о некоей смертельной опасности, таящейся в самом вкушении плодов этого дерева. Причем, несколькими строками ниже выясняется, что смертельно не само (по)знание добра и зла (небесные тоже знают добро и зло, но бессмертны), а нечто другое.
    Итак, раскололи ли ваши мудрецы эту загадку дерева? В какую ловушку попали Адам и супруга ? Говоря по-американски, what was wrong with the tree?
    И, второй вопрос: почему не умерли после вкушения? Ведь не сказал Создатель: «Умрете через 930 лет в изгнании», а сказал: «в тот же день умрете»

  2. Судя по тому, что уже 3-ий день Вы не отвечаете на вопрос, просто ничего не нашли.
    Удивительно, что никто (а я спрашивал нескольких экспертов) не может ответить вопрос: какая (свершившаяся) опасность таило дерево, какова причинно-следственная связь между вкушением плода с дерева познания добро и зла и смертью?
    Неужели в еврейской традиции нет разгадки тайны дерева? Это при том, что про каждое предложение Брещит написаны целые трактаты…

  3. армянин, тут просто ликбез.
    На гугле полно комментов «о дереве», с привлечением языка оригинала. Я у меня мелькнула хохмочка, что «смерть» Адаму «во время оно» означало совсем не то, что нынче, а совсем даже наоборот. «В тот день умрешь». — соотнесите с предыдущим «и назвал Свет Днём». Как думаете, если я назову слона мухой — что будет? тогда фраза получется так «в этот свет — умрешь». А потом есть же песенка «зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать». Разве не веселая хохмочка? А вы как думаете?

Обсуждение закрыто.