Почему нет мемориальной доски на доме Эйнштейна

«АЛЬМАР»

Эту аббревиатуру они сложили из своих имен: АЛЬ — берт и МАР — гарита и употребляли для обозначения всего, что было связано с их любовью — чувств, событий и даже предметов быта и одежды. И плед, который служил им недолго, становился символом взаимной страсти — «Альмаром». Этот символ соединил их в 1935 году, и целых десять лет — более 3700 дней и ночей пронизывал бытие — от важных событий до несущественных. Это был союз людей зрелых и беспредельно желанных друг для друга, сексуально и психологически.

Вначале Маргарита приезжала в Принстон 2–3 раза в месяц и встречалась с Эйнштейном в мотеле за его окраиной. Когда же в 1939 году умерла Эльза, их встречи происходили в доме Альберта. Оставаться на ночь, однако, Маргарита решалась нечасто, выдумывая разные предлоги в оправдание перед мужем. Но Эйнштейну жизнь в отсутствие любимой становилась мукой. Показательны в этом отношении его стихи, датированные 1937 годом:

«… Тебе не вырваться
из семейного круга –
Это наше общее несчастье.
Сквозь небо неотвратимо
И правдиво проглядывает
Наше будущее.
Голова гудит, как улей,
Обессилели сердце и руки.
Приезжай ко мне в Принстон,
Тебя ожидают покой и отдых.
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, полные нежности,

И я увижу в них отблеск Б-га…»

И великий ученый решился на подлог. Собрав у друзей — врачей — множество справок о мнимых недугах Маргариты и их выводы о необходимости для нее возможно больше пребывать в курортной местности — к примеру, Сарамак Лейк, Эйнштейн отправил это досье Коненкову. И тот согласился. Маргарита уехала — прямо в объятия любимого, у которого в этом живописном уголке была дачка, а на озере причалена яхта.

Эти дни были, пожалуй, для Эйнштейна счастливейшими в его жизни. Лишь десятилетия спустя были опубликованы секретные документы, которые доказывают, насколько сильной была любовная связь великого физика и его возлюбленной. После смерти Маргариты Коненковой среди ее вещей были найдены любовный сонет, написанный рукой Эйнштейна, несколько страстных любовных писем и часы, подарок Эйнштейна. Эти-то письма и подтверждают, что в отношения любовников вмешалась грязная лапа советской разведки. Как ни странно, эта лапа обернулась им изящными ручками супершпионки.

«Вардо»

Елизавета Зарубина. Фото: goodhouse.ru
Елизавета Зарубина. Фото: goodhouse.ru

Таков был служебный псевдоним у Елизаветы Зарубиной, жены секретаря советского посольства в США, прибывшей в Вашингтон вместе с мужем в октябре 1941 года. На деле же, родовая ее фамилия была Горская-Розенцвейг. Среди знаменитых советских разведчиц, прошедших в 20-е годы школу Иностранного отдела ОГПУ (ИНО), она занимает особое место.

В послужном списке Елизаветы Юльевны Зарубиной десятки результативных операций, сотни завербованных источников, ценных контактов и агентурных связей. Она свободно владела шестью языками, обладала высокой личной культурой и незаурядным умением привлекать к себе людей. В СССР была единственной из бывших иностранок, принявших советское гражданство, кто дослужился до звания подполковника КГБ.

Даже сегодня российская разведка еще не готова открыть подлинное служебное досье Елизаветы Зарубиной — столь масштабной являлась ее деятельность на поле битвы спецслужб. Но в кабинете истории СВР ей посвящена отдельная экспозиция.

Следует специально подчеркнуть, что в задачи, которые выполняли она вместе с мужем, сперва не входил поиск информации о создании атомной бомбы физиками Соединенных Штатов. В то время они только приступали к этому колоссальному проекту. Ведь письмо президенту Рузвельту, в котором Эйнштейн настаивал на развертывании работ по урановой программе, он направил лишь в марте 1940, но только в августе следующего года ядерные разработки стали воплощаться в жизнь.

Василий и Елизавета должны были использовать патриотический подъем бывших российских граждан, этнических русских и евреев, собиравших средства для помощи Красной Армии в ее борьбе с нацистами. Было создано большое количество обществ, собиравших деньги и отдававших эти средства в советское посольство. Елизавета стала желанным гостем в этих обществах, познакомилась со многими активистами и, поощряя их энтузиазм, завербовала более 20 человек.

В одном из таких обществ она встретилась с Маргаритой Коненковой. Дамы подружились, и вскоре Елизавета была в курсе отношений своей новой подруги с Эйнштейном. Между тем, Маргарита всеми путями стремилась сохранить их в тайне, прежде всего — от мужа, реакция которого могла быть страшной. Однако «Вардо» обладала непревзойденной способностью располагать к себе, вызывать доверие, и Маргарита поделилась с ней даже интимными аспектами отношений с Эйнштейном.

«Вардо», однако, признания своей новой подруги отложила про запас. Потому что тогда гениальный физик не интересовал шпионку как источник информации. Она понимала, что он не владел секретами, в которых могли бы нуждаться ее руководители. И у нее хватало шпионских дел, которые необходимо было осуществлять в первую очередь.

Однако в сентябре 1943 года Сталин подписал распоряжение «Об организации работ по урану», которое дало импульс активизации исследований ядерной программы. Вскоре обе советские разведслужбы ориентировали закордонную агентуру на поиск атомных секретов. Такая задача встала и перед супругами Зарубиными, и «Вардо» немедленно вспомнила сборища физиков в доме Эйнштейна, о которых ей рассказывала Маргарита. При первой же встрече она расспросила подругу, о чем беседовали эти гости. В следующий раз Маргарита поведала ей, что речь шла о создании какой-то чудовищной бомбы. Назвала и фамилии гостей: Роберт Оппенгеймер, Лео Сциллард, Пауль Вигнер, Георгий Гамов, Ферми и другие. Эти фамилии для опытной шпионки послужили прямо-таки путеводной нитью в разгадке секретов американского атомного проекта.

При новой встрече «Вардо» уже не просила, а требовала новой информации, а когда Маргарита заупрямилась — пригрозила раскрыть все о ее связи с Эйнштейном и в первую очередь — рассказать Коненкову. Это уже был открытый шантаж. Но он не сработал, хотя «Вардо» и потянула нить, оборвать которую для Маргариты было слишком страшно. И Маргарита пригрозила, что расскажет об ее интересе знакомому, служившему в ФБР. Елизавета отстала.

На этом, собственно, контакты между Маргаритой и Елизаветой Зарубиной и завершились, в 1944 году они с мужем были отозваны в Москву.

Письма

Сергей Коненков
Сергей Коненков

После отъезда шпионской пары Маргарита немедленно и подробно поведала Альберту о своих контактах с «Вардо». Как она и ожидала, он отнесся к ее признаниям скорее юмористически. Видимо, не считал содеянное любимой серьезным проступком, угрожающим их отношениям — а это для него было главным! А уж о каком-либо ущербе урановому проекту Эйнштейн и не думал. И признания Маргариты не вышли из круга «Альмара».

В 1945 году чета Коненковых со всем имуществом уехала в СССР. Сборы были непростыми, потому что зафрахтованный Москвой пароход стоял в гавани Сиэтла. Все вещи и содержимое мастерской скульптора на нескольких большегрузных машинах отправились на Запад. Затем предстоял рейс во Владивосток, оттуда — поезд до Москвы.

Расставание с любимой для Эйнштейна было непередаваемо тягостным. Ибо понимал он, что расстаются навсегда, что уходит любовь, единственная в его жизни, что впереди одиночество. В сущности, так и произошло. Конечно, великий ученый работал до последних дней. Работал над фундаментальнейшими аспектами физики и, возможно, достиг задуманного. Но любимую он забыть не мог. В письмах называл Маргариту — Любимейшая. Процитирую несколько строк из разных его писем в Москву:

«– Я совершенно запустил волосы, они выпадают с непостижимой скоростью. Скоро ничего не останется. Гнездышко тоже выглядит заброшенно и обреченно. Если бы оно могло говорить, ему нечего было бы сказать сегодня. Я пишу тебе это, накрыв колени Альмаровым одеялом, а за окном темная-темная ночь…»

«– Я пишу это на нашем полукруглом диване, и все осталось точно так, как было во время твоего последнего посещения. Только зеленый стул перенесли с веранды сюда, для посетителей. Плед лежит рядом, а не укрывает меня — в комнате тепло. Прекрасная трубка, незаменимый словарь и много других принесенных тобой вещей приветствуют тебя. Целую.Твой Аль».

Albert Einstein and the Russian spy

«– Я самостоятельно помыл голову, но не так хорошо, как это получалось у тебя. Я не так прилежен, как ты. Но и помимо этого все мне напоминает о тебе: шерстяной плед, словари, прекрасная трубка, которую мы считали погибшей, а также много других вещей в моей келье, ставшей одиноким гнездом…»

«Любимейшая! Сад стоит во всем своем весеннем наряде и говорит о твоем отсутствии. Точно так же об этом говорят гнездышко и все твои вещицы, которыми я себя окружил. Я радуюсь вещам, которые ты мне передала и которые составляют мое окружение…»

Известный исследователь жизни Эйнштейна К. Зелиг пишет: «…Она уехала — и жизнь его кончилась. Ведь Эйнштейн, узнав о своей смертельной болезни, аневризме аорты, и, понимая, что от смерти его может избавить только операция, от нее отказался. Наотрез. Хотя спокойно пошел в свое время на операцию с желчным пузырем… Он умер 18 апреля 1955 года. Еще одна трагедия: сжег весь свой архив, сказав удивительные слова: «Миру будет лучше без этих знаний»… Он и cебя попросил сжечь, а прах развеять. А все свое имущество завещал, кому бы вы думали? Своему секретарю. Просто за ее многолетний труд? Но известно, что Элен Дюкас не раз вызывали на допросы в ФБР. И она ни разу ни словом не обмолвилась о Маргарите, хотя возлюбленная Эйнштейна жила в их доме. Тут задумаешься…»
Маргарита пережила его на 25 лет. Смерть ее была поистине страшной: она скончалась от истощения, просто отказавшись принимать пищу. Видимо, ее уже ничто не держало на этом свете. Все осталось в прошлом…

Марк ШТЕЙНБЕРГ

DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора