Дов Конторер
Окончание Начало
Так или иначе, в этом случае эффект трепетного равнения Нетаниягу направо я расцениваю негативно, и в последние четыре года был еще один случай, менее однозначный, но о нем я сейчас говорить не стану во избежание бурления известных материй, и потому еще, что он не слишком важен для обсуждаемой темы. А в целом эффект присутствия ЕД на израильской политической сцене имел положительное значение в том числе и по признаку дисциплинирующего воздействия на Нетаниягу.
С началом текущей избирательной кампании Беннет и Шакед вышли из ЕД и объявили о создании собственной партии «Новые правые» (НП), почти не оставив своим бывшим товарищам времени для реорганизации и выдвижения альтернативного лидера. Примерно такой же эффект имело бы решение командиров воинского подразделения покинуть своих солдат непосредственно перед боем, пожелав им напоследок ратной удачи.
Я уже писал здесь (на иврите), что этот поступок кажется мне безобразным – при всем понимании побудительных мотивов Беннета и Шакед и тех объективных трудностей, с которыми они сталкивались в ЕД. Но тогда же я отмечал, что это не перечеркивает для меня опцию голосования за НП, ведь брезгливость в политике позволительна в известных пределах. Отдавая должное лидерским качествам Беннета и Шакед, разделяя в большинстве случаев их подход к проблемам страны и несомненно желая им укрепиться на политической сцене, я подозревал, что не найду для себя лучшей опции голосования.
Ситуация сильно усложнилась для меня, когда НП заключила соглашение о перераспределении остаточных голосов с НДИ. Случилось это не от взаимной любви, а от безысходности: Нетаниягу приложил немало усилий к тому, чтобы остальные правые партии объединились в технический блок ОПП (хорошо, что не ОПГ), и заключил аналогичное соглашение с ним. У ШАСа такое же соглашение с Яхдут ха-Тора, и особого выбора у Беннета и Либермана не оставалось: при всей своей неприязни друг к другу они предприняли шаг, который позволяет каждому из них надеяться на то, что перераспределение остаточных голосов сработает в его пользу.
По результатам последних опросов представляется достаточно вероятным, что НДИ не наберет 3,25% правильно поданных голосов (и воспрепятствость этому призван раздуваемый с подачи Арье Дери скандал с «проверками ДНК»; эти двое, Дери и Либерман, почетные члены клуба друзей Мартина Шлаффа, умеют работать на пользу друг другу).
При таком исходе голосования предвыборное соглашение с НП не будет иметь вообще никакого эффекта: все поданные за НДИ голоса просто отправятся в мусорную корзину, как и остаточные, сверх целого числа мандатов, голоса избирателей НП. Но если НДИ преодолеет электоральный барьер, может случиться, что моим голосом, отданным за НП, в Кнессет будет проведен еще один кандидат из либермановского списка. Сама мысль об этом мучительна для меня.
Но если не Ликуд и не НП, остается единственный вариант – ОПП.
Список кандидатов этого блока не вызывает у меня энтузиазма, и не только по причине присутствия в нем представителей Оцма йегудит. Как и многие в правом лагере, включая наиболее уважаемых мною авторов газеты «Макор ришон», я нахожу, что Оцма – крикливая и бесполезная партия, но ее способность спалить порядка 100 тысяч голосов была и в моих глазах достаточным основанием для того, чтобы искать соглашения с ней.
Когда Оцма вознамерилась сделать одним из своих кандидатов адвоката Йорама Шефтеля, я понял, что этим предел моей небрезгливости будет прорван, но из затеи с Шефтелем, к счастью, ничего не вышло, а Бен-Ари и Бен-Гвир таких сильных чувств у меня не вызывают. В общем, с заключением соглашения о перераспределении остаточных голосов между НП и НДИ я стал все больше склоняться к тому, что в конце концов проголосую с постной физиономией за ОПП.
Здесь возможен вопрос: почему не Зеут? Не стану ссылаться на изрядный риск, связанный с тем, что эта партия не преодолеет электоральный барьер и впустую растратит поданные за нее голоса, поскольку в последнее время все же были опросы, в которых она его перескакивает. Отвечу так: даже и будь я уверен в том, что Зеут окажется в Кнессете, я не стал бы голосовать за нее.
В человеческом плане Фейглин не вызывает у меня особенного отторжения, и то, что он движим прежде всего личной амбицией, меня не смущает (неамбициозные политики – редкость, и не факт, что нужная редкость). Его многолетняя стратегия по захвату Ликуда была изначально обречена на провал, о чем я не раз писал в прошлом, когда это было актуально. В ходе текущей избирательной кампании такой же фокус (с противоположным политическим вектором) попытались провернуть «новые ликудники», и с тем же результатом. Ликуд удерживает свои позиции в израильском обществе как правоцентристская партия и именно в этом качестве; не стоит относиться к ее членам и избирателям как к идиотам, не способным понять, что инициативная группа А хочет превратить Ликуд в «Зо арцену», а инициативная группа Б — в МЕРЕЦ. Если бы такой фокус, паче чаяния, удался, захватчикам досталось бы только название, без электората.
Но и это не аргумент для сегодняшнего решения. Фейглин потратил не меньше пятнадцати лет на реализацию своей прежней ошибочной стратегии, однако, выбитый на нереальное место в списке кандидатов Ликуда после единственной краткосрочной каденции в Кнессете, он создал собственную партию, во главе которой баллотируется теперь. Соответственно, он заслуживает отношения к себе, своим лозунгам и идеям уже в этом контексте.
Так вот, именно идеи Фейглина, его либертарианская риторика и бойкие предложения, в ряде случаев совершенно не соответствующие сложности проблем, о которых он берется судить в поистине хлестаковском духе, служат мне причиной того, чтобы не голосовать за него. Шесть лет назад я посвятил отдельную статью лозунгу превращения ЦАХАЛа «в профессиональную армию», с которым Фейглин носился в то время и который его партия выдвигает теперь. Возможно, я позже выставлю эту старую статью здесь, хотя она намеренно писалась тогда уже после выборов в Кнессет XIX созыва, поскольку я не хотел, чтобы ее содержание воспринималось в контексте политической борьбы между различными группами национального лагеря. Данный момент – не единственный в моих расхождениях с Фейглиным, общий вес которых превышает даже и то, что он теперь оставляет открытым вопрос о кандидатуре премьер-министра, которую его партия поддержит после 9 апреля, если ей посчастливится оказаться в Кнессете.
Итак, ОПП. Окончательное ли это решение? Пока нет. Твердо могу сказать только то, что мое голосование так или иначе останется в очерченной выше зоне разумного выбора: Ликуд (מחל), НП (נ), ОПП (טב). Когда определюсь, может быть, сообщу о своем решении здесь, а сверх того я ничего об этих выборах писать не намерен. В отсутствие газетного ритма и стимула оно мне скучно.
Дов Конторер — известный израильский политический обозреватель. В прошлом — один из основателей и ведущих авторов русскоязычной газеты «Вести» (Тель-Авив)
Авторский блог
Март 2019
Бог дал человеку разум и заповеди, чтобы тот в жизни пытался не делать глупых шагов и отвечать за свои поступки . Я очень хочу понять логику Дова Канторера с его полным неприятием Кахалона и Либермана , и не могу . Судя по сайту , группы МАОФ , они представляет себя как правая еврейская неправительственная организация . Ага значит Либерман левый ! На этих выборах решается вопрос какой из Беньяминов станет премьером ? Бени Ганц или Биби Нетаниягу . Биби назвал Бени левым . , и обратился с просьбой ко всем правым партиям , перестать топить друг друга , так как некоторые могут не преодолеть электоральный барьер . В частности он прекратил пропаганду Ликуда против НДИ . Либерман сказал , что проголосует за Биби , значит Либерман правый ? Извините я совсем запутался . А если серьезно , если не проходит любая из небольших правых партий НДИ, Кулану , Новые правые , Оцмат Исраэль , Зеут у Нетаниягу серьезные проблемы с формированием правого правительства . Впрочем заметка на полях, Нетаниягу в любой момент может организовать коалиционное правительство с генералами . Бени плюс Биби это звучит гордо .
Кулану 1)есть риск непрохождения 2) недостаточно правая
Исраэль бейтейну (НДИ) подходит только воинствующим атеистам
Новые правые имеют недостаточно четкую позицию по арабам
Иудеи и Самарии
Зеут 1)либертарианство нереалистично, а) потому что люди
не полностью рациональны б) для малой открытой экономики
в) в условиях вынужденной милитаризации г) способствует
снижению рождаемости 2) есть риск их объединения с
арабскими и проарабскими (от Мерец до Кахоль Лаван) партиями
Яадут а-Тора, ШАС 1) подходят только ультраортоксам,
не являютя в достаточной мере сионистскими
Итак, остается Ликуд и Ихуд мифлагот а-Ямин (ОПП)
Лучше всего голосовать за ОПП, так как они будут
пытаться удерживать Нетаньяху от необоснованных
уступок ХАМАСу и Хезболле