Еврейские войны на кремлевском поле

Недавно респектабельное издание «Wall Street Journal» посвятило обширную статью положению дел в еврейской общине России. Статья Гая Чейзана «Еврейские войны на кремлевском поле» произвела эффект разорвавшейся бомбы, вызвав многочисленные споры и горячие дискуссии.

С одной стороны Гай Чейзан утверждает, что главный раввин России Берл Лазар пиарит Путина, с другой — признает, что Берлу Лазару удалось заручиться поддержкой Путина, который предоставляет зеленую улицу всем его начинаниям.

Возникает закономерный вопрос: что важнее, принципиальная позиция евреев по отношению к полицейско-гебешному режиму или те блага (иешивы, еврейские центры, поток пожертвований), которые приобретаются благодаря проправительственной политике ФЕОР?

Этот вопрос уже давно не является внутренним делом одной России, а, перешагнув океан, предстает в виде многочисленных конгрессов соотечественников, конференций и прочей деятельности ФЕОР. Помните, как ломались копья по поводу того, кто и, главное, с какой целью спонсирует все эти мероприятия? Простая и понятная связь: Кремль — Берл Лазар — ФЕОР — Конгресс соотечественников… Это что касается вопроса «КТО?» А вот «С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?» — с этим не все так просто, как кажется.

Можно поставить знакомую пластинку с неумирающим хитом «Пятая колонна», а можно и нечто новое: «все для еврея, все во имя еврея…»

«Гай Чейзан обвиняет раввина Лазара, что тот представляет еврейскую общину России перед властями, и от этого еврейским общинам хорошо. При Лазаре общины выросли до такого уровня, что практически из всех общин приезжают представители — подростки на различные семинары по изучению Торы, даже в Израиль — на всемирный конкурс. И не стыдно за них, и всё благодаря раввинам, которых посылал на периферию Берл Лазар. Но, по мнению Чейзана, эти общины должны были отказаться вступать в ФЕОР, быть независимыми, догадываться, как «правильно проводить субботние чаепития и как совершать обряд поедания мацы в Рош-Хашана»… (Из комментария читателя сайта sem40.ru).

Сегодняшняя Россия держится на весьма странных альянсах и взаимоотношениях, но один из самых необычайных — это союз между президентом Владимиром Путиным и ортодоксальным раввином Берлом Лазаром, который принадлежит к хасидскому движению «ХАБАД-Любавич».

Процветающая под покровительством Путина ассоциация, которую возглавляет Лазар — Федерация eврейских общин России (ФЕОР) — на данный момент принадлежит к числу самых активных благотворительных организаций в стране: по всей России у нее есть школы, больницы, детские приюты и общинные центры. Некоторые полагают, что ФЕОР единолично возродила еврейскую жизнь в российской провинции.

Но звучит и критика: высказываются подозрения, что успех ФЕОР зиждется на ее фаустовской сделке с Кремлем. Говорят, что ребе Лазар иногда целенаправленно занижает степень антисемитизма в России и выполняет обязанности лоббиста Путина во всем мире. Взамен, по словам оппонентов, «ХАБАД-Любавич» пользуется беспрецедентным политическим влиянием; государство также передало именно ей объекты недвижимости общин стоимостью в миллионы долларов, хотя часто на эти объекты подавали заявки другие еврейские организации.

«Придворные евреи были всегда — при царизме, при советской власти, — говорит один из лидеров еврейской общины Евгений Сатановский. — Лазар определенно продолжает эту традицию».

42-летний ребе Лазар, жизнерадостный отец 12 детей, утверждает, что его влиятельность преувеличена. «Существует миф, что у меня есть ключ к кабинету президента, — смеется он, но тут же добавляет: — По-моему, поддерживать хорошие отношения с властями — это очень важно».

Взлет ребе Лазара совпал по времени с усилиями Путина по централизации власти и подавлению диссидентства. Придя в Кремль в 2000 году, новый президент заткнул рты независимым СМИ, заключил в тюрьму предпринимателей, которые его критиковали, выхолостил парламент и национализировал активы энергетических компаний.

Связи

Восхождение ФЕОР — пример того, как амбициозные организации могут извлекать пользу из ужесточающегося контроля властей над российским обществом, чтобы проталкивать свои собственные идеи и теснить конкурентов. ФЕОР часто обвиняют в том, что она стремится единолично говорить от лица всех российских евреев — примерно так, как Кремль монополизирует российскую политическую жизнь.

«Кремлевские связи позволили им занять место официальных лидеров нашей общины и крепко за него держаться», — говорит Александр Осовцов, бывший вице-президент Российского еврейского конгресса и ярый критик президента Путина.

Много веков судьба российских евреев зависела от капризов правителей страны. При царизме они могли проживать исключительно «в черте оседлости» — в определенном районе на западе Российской империи — и становились жертвами казацких погромов. При советской власти еврейская религиозная жизнь ушла в подполье, а количество студентов-евреев в университетах ограничивалось определенными квотами.

В 1991 году коммунистический режим пал, Россия открыла границы, и сотни тысяч евреев эмигрировали в основном в Израиль. В страну хлынули зарубежные раввины, чтобы помочь тем, кто остался, вернуться к их национальным и религиозным корням. Этим раввинам предстояло много потрудиться: подавляющее большинство российских евреев (по разным оценкам их насчитывается от 600 тыс. до 1 миллиона) — это светские, ассимилировавшиеся люди, отошедшие от еврейских традиций.

Среди зарубежных раввинов были и представители ХАБАДа. Зародившийся в конце XVIII века в городе Любавиче, который тогда относился к России, ХАБАД пережил Холокост благодаря тому, что переместился в США. В итоге штаб-квартира движения разместилась в Бруклине. ХАБАД превратился из небольшой общины во всемирное движение, которое видит своей миссией возвращение евреев в лоно своей религии.

Поначалу ХАБАД занимал в России весьма скромные позиции. Его затмевали лучше укорененные местные организации, обязанные своим влиянием поддержке евреев-олигархов — магнатов, которые в России 1990-х за счет связей в верхах сколотили огромные личные состояния и пользовались колоссальным могуществом. Крупнейшей организацией был Российский еврейский конгресс (РЕК) — благотворительный фонд, созданный в 1996 году медиамагнатом Владимиром Гусинским.

Жизнь налаживается

Но судьба ХАБАДа резко переменилась к лучшему в 2000 году, с избранием Путина на пост президента. Он твердо решил ограничить власть олигархов и для начала обрушился на Гусинского, который использовал свои СМИ для резких нападок на власть.

Вскоре налоговые органы начали производить обыски в офисах медийной империи Гусинского. Через несколько месяцев она перешла в собственность государственной компании — газового монополиста. Затем, по словам оппонентов Кремля, власти взялись за другой бастион Гусинского — Российский еврейский конгресс.

«Путин видел в РЕК угрозу себе, — говорит Танкред Голенпольский, один из основателей Конгресса и издатель одной из старейших еврейских газет в России. — Для него это была банда олигархов, на которых он не мог положиться».

Кремль не вызвал Гусинского на бой непосредственно в Российском еврейском конгрессе, где было множество сторонников магната. Вместо этого Путин оказал поддержку конкурирующей организации — ФЕОР, созданной в 1999 году ребе Лазаром и израильским бизнесменом Львом Леваевым (Левиевым), уроженцем Узбекистана. Эта стратегия помогла Кремлю отразить обвинения в том, что его кампания против РЕКа носила антисемитский характер.

Учредительный съезд ФЕОР в московском отеле Olympic Penta активно освещался в государственных СМИ. Организация утверждала, что представляет интересы десятков еврейских общин. Главной целью ФЕОР было провести своего человека на пост главного раввина — официально признанного главы российской еврейской общины. В то время этот пост занимал Адольф Шаевич, сторонник Российского еврейского конгресса и Гусинского.

В мае 2000 года, по словам ребе Шаевича, Леваев предложил ему 240 тыс. долларов за то, чтобы он ушел в отставку и передал власть ребе Лазару. Шаевич, как он сам рассказывает, ответил, что его должность не продается. Леваев отказался прокомментировать это заявление, а ребе Лазар утверждает, что ему ничего не известно о таком факте.

Не прошло и двух недель, как ФЕОР собралась в Москве и избрала главным раввином ребе Лазара, утверждая, что она представляет всю еврейскую общину России. В тот же день Гусинского арестовали. Пробыв в заключении четыре дня, он бежал из России и больше в страну не возвращался.

Многие гадали, каким образом родившийся в Италии эмиссар ортодоксального движения, плохо говорящий по-русски, стал лидером всех российских евреев. По некоторым оценкам, ХАБАДу принадлежат менее 5 % российских евреев. Ребе Лазар получил российский паспорт всего за несколько недель до своего избрания.

«С таким же успехом 30 католических священников из Ирландии и Польши могли бы избрать Патриарха Русской православной церкви», — говорит Сатановский, с 2001 по 2004 год бывший президентом Российского еврейского конгресса.

Ребе Шаевич не соглашается отказаться от своего титула. Противостояние между Шаевичем и Лазаром продолжается и сегодня — оба называют себя главными раввинами. Некоторые организации и издания признают это звание за обоими.

Но Путин быстро показал, на чьей он стороне. В сентябре 2000 года он торжественно открыл в Москве новый общинный центр ХАБАДа, строительство которого обошлось в 10 миллионов долларов, и расхвалил ФЕОР, охарактеризовав ее как конструктивную и влиятельную организацию. Конференц-зал ребе украшает фотография, на которой Путин, стоя рядом с Лазаром, перерезает ленточку.

«В списке гостей не значится»

Когда в июле 2000 года Путин выступил со своим первым посланием к Федеральному Собранию, он прислал приглашение ребе Лазару, а ребе Шаевича в список не включил. То был лишь первый из знаков унижения. На следующий год президент исключил ребе Шаевича из членов совета своих консультантов по религиозным вопросам и провел на его место ребе Лазара.

Ребе Лазар в интервью в прессе подчеркивал, что атака на Гусинского не имела никакой антисемитской подоплеки. Во время многочисленных визитов в Вашингтон он активно лоббировал идею отмены поправки Джексона-Вэника — старался убедить конгрессменов, выступал публично, дал бессчетное количество интервью на сей счет. Речь идет о давно раздражающем Кремль законе времен «холодной войны», налагающем ограничения на торговлю США с государствами, где нет свободы эмиграции.

Лазар также хвалил Путина за то, что тот добился резкого спада антисемитизма. Выступая в октябре 2004 года в Иерусалиме, Лазар назвал Россию «одним из самых безопасных мест для евреев в Европе». Это заявление вызвало негодование ряда еврейских лидеров в самой России.

Факты показывают, что Лазар преувеличивал. По оценкам израильской государственной организации Global Forum Against Anti-Semitism, количество инцидентов с применением насилия против евреев в России выросло.

Под нажимом

На ребе Лазара было оказано давление с тем, чтобы он заговорил более жестко, особенно после того как в январе 2005 года хабадский раввин был избит расистами в московском подземном переходе. Лазар постепенно начал выражать обеспокоенность ростом антисемитских настроений и ксенофобии в России.

Тем не менее его по-прежнему то и дело приглашали в Кремль, а государственные СМИ брали у него интервью. Это шло на пользу «ХАБАД-Любавич»: местные предприниматели-евреи стали щедро жертвовать в фонд ФЕОР.

«Они видели в Лазаре канал связи с Кремлем, того, кто может замолвить за них словечко перед Путиным», — поясняет видный московский раввин Зиновий Коган.

ХАБАД завоевал поддержку не только благодаря своим связям с Кремлем. Организация умеет собирать средства, лоббировать свои программы и осуществлять пиар. Благодаря этому она, как доказано на практике, эффективно наладила общинную жизнь. Наблюдателей впечатляла готовность хабадских раввинов действовать в самых запущенных и отдаленных городах российской провинции.

Вскоре казна ФЕОР переполнилась пожертвованиями ряда богатейших людей России. Магнат Роман Абрамович финансировал сиротские приюты и программы помощи неимущим ХАБАДа. Леваев (он сам принадлежит к любавичским хасидам) при Путине достиг процветания и создал по всей России сеть школ ХАБАДа. А инвестиционный менеджер Джордж Рор из Нью-Йорка, один из крупнейших инвесторов российского фондового рынка в 1990-е годы, внес крупные пожертвования на строительство еврейских общинных центров.

Только за прошлый год ФЕОР собрала в США 38 млн. долларов благотворительных пожертвований на программы в бывшем СССР. Для сравнения: годовой бюджет конкурирующей организации ребе Шаевича составляет 3,5 млн. (Ни Рор, ни Абрамович не выступают с публичными комментариями о своей благотворительной деятельности.)

Благодаря притоку средств ХАБАД может предлагать членам конгрегаций целый спектр новых услуг. В общеобразовательных школах ХАБАДа сейчас обучаются 9 тыс. детей, детские сады посещают 5 тыс. ФЕОР отреставрировала десятки синагог и построила в разных уголках России 16 общинных центров. В этом году 150 тыс. жителей России участвовали в бесплатных трапезах на Песах, устроенных ФЕОР за свой счет.

Этими статистическими данными ФЕОР подкрепляет свои заверения в том, что она представляет большинство российских евреев. «О нас лучше всего говорит то, сколько людей посещают наши службы по сравнению с тем, как посещаются другие синагоги», — говорит ребе Лазар.

Но некоторые лидеры еврейской общины осуждают ФЕОР за то, что она пользуется своим политическим влиянием для «враждебных поглощений» общинной собственности. В качестве примера упоминаются события в Самаре, где местные власти своим вмешательством передали ФЕОР синагогу, которая ранее была связана с конкурирующей организацией.

ФЕОР отрицает эти обвинения. «Никогда даже не вставал вопрос о том, чтобы забирать недвижимость других организаций, — говорит сотрудник федерации Беркович. — В любом случае большая часть крупных объектов ФЕОР построены с нуля».

Критики также обвиняют руководство ФЕОР в переманивании на свою сторону провинциальных общин, где уже есть раввины других течений иудаизма, обещая этим общинам увеличить бюджет, выделять больше денег на реставрацию синагог и оплату работы служащих.

Несмотря на свою неоднозначную репутацию, ребе Лазар ныне прочно вошел в российский истеблишмент. В 2005 году президент Путин включил его в Общественную палату — новоучрежденный консультативный орган, состоящий из видных деятелей в разных областях. Правозащитники бранят Общественную палату, называя ее суррогатным парламентом, типичным образчиком усилий Кремля по строительству гражданского общества приказами сверху.

Ребе Лазар утверждает, что судьба российского еврейства чрезвычайно переменилась к лучшему и что отчасти это заслуга Путина. «То, что мы наблюдаем за последние 20 лет, практически чудо», — говорит он.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 комментариев к “Еврейские войны на кремлевском поле

Обсуждение закрыто.