Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные указания по ведению храмовой службы. Коэн должен вынести за пределы стана пепел жертвы всесожжения («ола»), которая горела на жертвеннике всю ночь до утра. Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике. Описан порядок принесения хлебного дара («корбан-минха»), состоящего из муки, оливкового масла и ароматного вещества. Горсть «минхи» сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания первосвященник Аарон, его сыновья и их потомки — храмовые священнослужители. Приведены детали грехоочистительной жертвы «хатат», которая искупала непреднамеренное нарушение заповедей; повинной жертвы «ашам»; различных видов мирных жертв «шламим», одну из которых, благодарственную жертву «тода», принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять не съеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву — ее надо сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды жиров («хелев»). От каждой «мирной» жертвы коэны получают грудину и правую голень животного. В конце раздела подробно описана церемония помазания Аарона и его сыновей, а также освящения передвижного Храма (Мишкана) и храмовой утвари.
***
Март — первый весенний месяц, и отмечен он, в первую очередь, Международным женским днем 8 марта, который широко празднуется в нееврейском мире.
У нас, евреев, есть свой «женский день», который мы отмечаем «женским» постом, носящим имя Эстер. Эстер и ее дядя Мордехай — главные персонажи Пурима, который следует сразу за этим постом.
Две с половиной тысячи лет назад Эстер и Мордехай сорвали планы царедворца Амана, задумавшего истребить в один день всех евреев Древней Персии, могущественной империи, в которой проживала самая большая еврейская община той эпохи. Это избавление мы и празднуем в Пурим.
Геноцид был назначен на 13 адара (в этом году — среда 20 марта), но не был осуществлен по ходатайству царицы Эстер. Прежде, чем отправиться к царю, она постилась. То же самое делаем и мы каждый год перед Пуримом. Пурим будет праздноваться в четверг, а в городах, которые были обнесены крепостной стеной в период завоеваний Иегошуа бин-Нуна (сегодня это, пожалуй, только Иерусалим), он выпадает на пятницу.
Кстати, Аман находился на вершине власти ровно семьдесят дней: от 13 нисана, когда он составил указ о массовой расправе над евреями, которая должна была произойти ровно через 11 месяцев, и велел разослать его во все провинции (Книга Эстер, 3:12), — и до 23 сивана (8:9), когда его казнили, и по инициативе Мордехая был подписан и разослан другой царский указ, нейтрализующий первый.
Этим 70 дням, потрясшим Древнюю Персию, соответствуют 70 стихов, между первым упоминанием Амана: «После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана…» (3:1), и его падением: «… и повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая» (7:10).
Семьдесят — знаменательная цифра в еврейской истории и традиции. Ровно столько лет продолжалось Вавилонское изгнание, после которого евреи вернулись в Эрец-Исраэль и построили Второй Храм. Семьдесят лет просуществовала и тюрьма народов — Советский Союз, власти которого преследовали и дискриминировали евреев, пытались их насильно ассимилировать. Тора говорит о семидесяти народах, за которые в течение семи дней праздника Суккот приносили в жертву 70 быков. Сангедрин, высший судебно-законодательный орган еврейского государства в период Храма, состоял из 70 мудрецов плюс председателя. 70 лет прожил великий царь Давид. В еврейской традиции семьдесят лет — это средняя продолжительность жизни человека, как сказано в псалме 90: «Годы жизни нашей — семьдесят, от силы — восемьдесят лет».
Царские лакеи
«И снимет он эти одежды, и облачится в одежды другие, и вынесет золу в чистое место вне стана» (6:4).
Представьте, что вы — эскимос с Аляски, впервые приехавший в Нью-Йорк. Вас повели в первоклассный ресторан. Там вы увидели много разных людей. Самое большое впечатление на вас произвели безупречные джентльмены во фраках, белых сорочках с накрахмаленным стоячим воротничком и в белых перчатках. «Они-то и есть тут самые главные», — думаете вы, игнорируя сидящих за столами неряшливых парней в цветных рубашках и потертых джинсах («А это что за бродяги?»).
Вы, конечно, ошиблись. Все наоборот. Молодые люди в джинсах — не бродяги, а настоящие хозяева в этом шикарном заведении. Вон тот с бородкой купил недавно двадцать процентов акций «Майкрософта»…
Прежде, чем убрать золу с жертвенника в Храме, первосвященник переодевался. Золы накапливалось много, и чтобы не испачкать свою главную рабочую одежду, он менял ее на более старую, изношенную. Ведь когда дворцовый слуга наливает вино в царский кубок, он должен выглядеть не так, как у кухонной плиты.
Отсюда, по-видимому, происходит традиция надевать «парадную форму» в шаббат. Даже находясь в сибирской тайге, еврей меняет ватные штаны на выглаженные брюки, чтобы достойно встретить царицу-субботу. Это не для фасона, а по долгу службы. По субботам мы, евреи, прислуживаем Царю Царей в Его небесном ресторане.
Пламя души своей
«Вот закон жертвы всесожжения: жертва всесожжения должна всегда находиться на огне жертвенника…» (6:2).
Некоторые буквы написаны в свитке Торы мелко; другие — наоборот, крупнее. В приведенном стихе слово «мокда», огонь, начинается с маленькой «мем». А в другом месте Торы, в книге «Дварим» (18:13), в первом слове стиха «тамим тихье им Ашем Элокеха» («Непорочен будь пред Б-гом, Г-сподом твоим») «мем» больше обычного шрифта.
Рабби из Коцка так объясняет эти графические аномалии. «Тмимут», простое бесхитростное служение Творцу, должно быть цельным, без остатка. В то же время ревностное служение, метафорически выраженное пылающим огнем, необходимо сдерживать. Жар души — похвальное качество, но ему нельзя давать чрезмерно разгораться. Иначе он все спалит.
В Талмуде (трактат Шаббат) рассказывается, как рав-каббалист Шимон бар-Йохай и его сын рабби Элазар вышли из пещеры, в которой они скрывались двенадцать лет от преследований римлян. Увидев работающих в поле еврейских крестьян, они сильно возмутились: как можно тратить время на «парнасу», пренебрегая изучением Торы?! От их сердитого взгляда стали загораться деревья, дома, колосья. И тогда Б-г отправил их обратно в пещеру еще на один год, чтобы они научились подавлять свою праведную ярость, держали ее при себе.
Вечный огонь
«Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике, его нельзя гасить» (6:6).
Тора не только запрещает гасить огонь, горящий на храмовом жертвеннике, но и требует поддерживать его, подкладывать дрова, чтобы пламя не ослабевало. Одно из чудес Храма состояло в том, что дожди никогда не гасили огонь на жертвеннике, находившемся на открытом Храмовом дворе.
Мудрецы Талмуда проводят логическую параллель. Если запрещено сбивать пламя даже с одной-единственной головешки на материальном жертвеннике, то насколько важнее поддерживать огонь духовного жертвенника — еврейского сердца.
Надо постоянно укреплять тягу еврея к святости, чтобы из искры, тлеющей в его сердце, разгорелось пламя, тянущееся вверх, к своему Источнику. В качестве «горючих материалов» можно использовать еврейский образ жизни, изучение Торы и выполнение заповедей.
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400