В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти казни, цель которых побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету «эрахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной» стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.
«Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша…» (Ваикра, 26:14-15).
Такими словами начинается «тохэха», суровое предупреждение. В этом отрывке перечислены те наказания, которым подвергнется еврейский народ, если не будет выполнять свою часть договора с Б-гом, заключенного у горы Синай, откажется выполнять законы Торы и нести миссию избранного народа. В субботу к чтению недельного раздела Торы вызывают семь человек, каждому из которых выделен очередной отрывок.
Однако в это время традиция будет нарушена: к чтению «тохэха» никого не вызовут. Габай, следящий за порядком утренней молитвы, лишь молча кивнет чтецу, и тот продолжит читать тихо и быстро, почти скороговоркой, как будто стремясь быстрее проскочить этот тяжелый отрывок. Некоторые люди боятся слушать перечень наказаний. Они выходят на это время из синагоги.
Впрочем, Тора никогда не стремится создать настроение безнадежности и безысходности. Порицаниям и угрозам предшествуют слова надежды и утешения. Начинается раздел «Бехукотай» на оптимистической ноте: «Если законам Моим будете следовать и Мои заповеди соблюдать, то…» — и дальше перечисляются блага, которых удостоятся евреи за верность Б-гу и Торе: «То дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой… и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей…». Короче, нам гарантируется и мир, и безопасность, и материальное процветание.
Завершается «тохэха» тоже обнадеживающими словами: «Но при всем этом (несмотря на страшные бедствия), когда будут они (евреи) в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними».
Вот в чем причина бессмертия еврейского народа, которую не могут разгадать историки и философы. Все другие племена и народы, побежденные и изгнанные со своей земли, неизменно исчезали, растворялись, включая самые могущественные из них: египтяне, вавилоняне, персы, древние греки, римляне, — все наши главные мучители.
Бесследно исчезли даже самые молодые из них, появившиеся на арене истории, когда евреев уже считали древним народом, а их законы «несовременными», «отсталыми». Сменялись эпохи и цивилизации, идеологии и культуры, а евреи продолжали существовать. Они цепко держались за свое многовековое знамя — Тору и ухитрялись играть активную роль во всех областях человеческой деятельности.
Корень этой вечности в обещании, которое Б-г дал праотцу нашему Аврааму: «Установлю Свой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, которое будет после тебя, — на все поколения, вечный союз» (Берешит, 17:7).
В отрывке «тохэха» Тора детально живописует те страшные испытания, которым подвергнутся евреи, лишенные Б-жественной защиты.
Комментаторы говорят, что эта «тохэха» предсказывает тяготы вавилонского изгнания, продолжавшегося 70 лет после разгрома двух еврейских — царств Израиля и Иудеи — и разрушения Первого Храма. Вторая «тохэха», включенная в раздел «Ки таво» (книга «Дварим»), содержит пророчество о нашем еще не завершившемся галуте.
Читая предсказания Торы, пытаешься нащупать в них причинно-следственные связи, понять, почему нас так ненавидят, преследуют, короче, откуда берется антисемитизм.
«Тот, кто думает, что Берлин — это Иерусалим.., будет снесен ураганным ветром, который оторвет его от корней». Так писал рав Меир Симха в первых годах прошлого столетия. Буря действительно разразилась 30 лет спустя и охватила всю Европу. С тех пор, как Б-г заключил Свой необратимый договор с Авраамом, выживание еврейского народа стало историческим императивом, как один из законов природы, как восход солнца, как морские приливы и отливы, как «Волга впадает в Каспийское море».
Антисемитизм — это тоже «закон природы», единственная цель которого — предотвратить исчезновение евреев, их растворение в плавильном котле наций и, как следствие, расторжение необратимого Б-жественного завета с праотцем нашим Авраамом. В еврейской истории XX век — это эпоха тотальной ассимиляции и одновременно эпоха массовых неслыханных трагедий, исполнения страшных пророчеств: «и будете есть плоть сыновей ваших… и будете поражены врагами вашими» (Ваикра, 26:29…37).
Ассимиляция подобна ядерной цепной реакции. Когда накапливается критическая масса, следует атомный взрыв фанатичного антисемитизма. Не было в Европе более культурной и просвещенной нации, чем немцы. Но всего за несколько лет этот цивилизованный народ превратился в дикого зверя.
Героиня одного из рассказов американского еврейского писателя Бернарда Маламуда предупреждала перед смертью сына: «Главное, не забывай, что ты еврей. А если забудешь, то «гои» напомнят тебе». Когда еврейский народ забывает о своей исторической миссии святого народа, ему напоминают — иногда страшным, варварским способом. И степень этого варварства прямо пропорциональна стремлению евреев к ассимиляции.
Один из тяжких грехов, за которые был разрушен Первый Храм и евреи были отправлены в Вавилонское изгнание, состоял в идолопоклонстве. Вс-вышний сурово карает изменников: «И уничтожу Я возвышения ваши, и разрушу солнечные кумирни ваши, и повергну трупы ваши на распавшихся идолов ваших…» (26:30).
Сегодня нам трудно понять, почему люди испытывали такую тягу к идолопоклонству, да и самого идолопоклонства в том смысле, о котором говорит Тора, уже давно нет. В самом деле, как можно служить безжизненной кукле или статуе? Но если бы мы жили в те стародавние времена, когда идолы обладали неотразимым очарованием, мы бы тоже, как говорят мудрецы, помчались бы со всеми, задрав подолы лапсердаков, чтобы пасть ниц перед каким-нибудь деревянным чурбаном.
Такая сильная тяга к идолам существовала до тех пор, пока мудрецы начала эпохи Второго Храма не убили ее. Да, нам, современным людям, трудно понять эту тягу. Мы ее не знаем и никогда не поймем. Даже главному «идолу» наших лет — доллару — мы поклоняемся отнюдь не бескорыстно.
Когда мудрецы уничтожили в людях страсть к идолослужению, из внутренних покоев Храма, из Святая Святых вышла странная фигура, похожая на огненного льва. Пророк сказал: «Это тот самый «йецер а-ра» (побуждение ко злу), который привлекал людей к идолопоклонству».
Но при чем здесь Храм? Что делал огненный лев в святейшем месте на земле? Разве это подходящее укрытие для такого чудовища?
На самом деле тяга к идолопоклонству — не вполне отрицательное явление. У него была и полезная сторона. Преодолевая стремление к языческим страстям, человек поднимался вверх по лестнице святости. Когда мудрецы устранили из мира это стремление, они принизили тем самым и значение святости. Наши современники не знают, что она означает. Мы чувствуем, что в нашей жизни не хватает чего-то важного, но чего именно — понять не можем.
Убив любовь к идолам, мудрецы пытались также покончить и с сексуальным вожделением, часто ведущим к разврату. Три дня ни одна курица не снесла яйца. Видя, что мир не может существовать без физического влечения полов, мудрецы вернули его.
В Талмуде приведены слова Б-га: «Я создал побуждение к злу, и Я создал Тору, лекарство от него». В тексте употреблено слово «тавлин», которое означает также «приправа», «специя». Тора не только дает еврею безотказное средство для обуздания своих физических страстей, которые иначе ведут к разрушительным последствиям, но и становится приправой, придающей жизни тонкий вкус и аромат, которые трудно ощутить нашим современникам, не ведающим истинных радостей бытия и живущих в духе Лермонтовской строки: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».