Перед возведением переносного Храма (Мишкана) Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования — материалы для Мишкана, предметов его обстановки и одежд священников.
Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта». Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний, а также оливкового масла для Меноры и помазания коэнов, что образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вставленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета с двухсторонним золотым покрытием для хранения Скрижалей. На золотой крышке Ковчега выполнены два «крува», человекоподобные фигурки с вытянутыми вперед крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Храмовый светильник — Менора — выкован из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.
***
«И возьми этот выкуп, это серебро от сынов Израиля, и отдай его на устройство Шатра Откровения, и будет это Б-гу напоминанием о сынах Израиля — для искупления душ ваших» (30:16).
В месяцы шват, адар и нисан (в високосные годы — это два адара и нисан) субботние чтения Торы включают в себя специальные отрывки, которые помогают нам лучше подготовиться к весенним праздникам Пурим и Песах. Всего таких отрывков четыре. Кратко охарактеризуем их. Отрывок «Шекалим» (шекели) посвящен сбору обязательного подушного налога в размере полушекеля на храмовые жертвы; «Захор» (помни) содержит указание истребить память об амалекитянах, напавших на евреев при Исходе из Египта; в отрывке «Пара» (корова) рассказывается об использовании пепла красной коровы для ритуального очищения человека, находившегося в контакте с мертвецом; и, наконец, «а-Ходеш» (месяц) приводит указания, относящиеся к заповеди освящения нового месяца и принесения пасхальной жертвы.
В эту субботу мы читаем «Шекалим». Как сообщает мидраш («Элиягу раба»), Всевышний изначально знал, что в месяце адар первый министр Аман предложит персидскому царю Ахашверошу внести в казну 10 тысяч кикаров золота за право истребить всех евреев империи.
Чтобы пресечь исполнение этого плана, Всевышний дал еврейскому народу еще за тысячу лет до событий Пурима заповедь сбора полушекелей на нужды Иерусалимского храма. Эти деньги, предназначенные для выполнения воли Творца, перевесили 10 тысяч кикаров серебра и тем самым спасли евреев от гибели.
Шаббат и Золотой телец
«Шесть дней будет совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Б-гу. Всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти» (35:2).
Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, выдающийся подвижник Торы и главный раввин ашкеназской общины Иерусалима в начале прошлого века, обращает внимание на то, что в предыдущем разделе «Ки Тиса» уже говорилось о соблюдении шаббата, до греха поклонения Золотому тельцу. Так почему Тора сочла нужным повторить предостережение о недопустимости осквернения Седьмого дня?
В «Ки Тиса» мы читаем, что, увидев оргию поклонения Золотому тельцу, Моше, возвращавшийся с горы Синай, разбил скрижали Завета, полученные от Б-га, поскольку, как объясняют мудрецы Талмуда и РАШИ, сыны Израиля оказались недостойными получить их.
Однако в другом месте, где говорится, что дарование Торы — это день свадьбы между Б-гом и Израилем, мудрецы утверждают, что Моше разбил скрижали, чтобы спасти Израиль от сурового наказания, которое полагается женщине, изменившей своему мужу.
Уничтожив «брачный контракт», Моше, образно выражаясь, вернул евреев к их первоначальному статусу «незамужней женщины» и понизил тем самым уровень их греха, добившись для них менее сурового наказания.
В результате, как объяснил рав Зоненфельд, сыны Израиля испугались, что они опять будут считаться «гоями», таким же народом, как и все другие народы, как до получения Торы у Синая. В результате, если они станут соблюдать шаббат, то будут приговорены к смертной казни, согласно постановлению мудрецов: «Нееврей, соблюдающий шаббат, заслуживает смерти».
Вот почему Моше первым делом, еще до описания строительства передвижного храма Мишкана, поспешил заверить их, что они как были евреями, так ими и останутся, и поэтому обязаны соблюдать шаббат.
Чем ниже, тем просторнее
«И простирали крувы свои крылья вперед и вверх, прикрывая крыльями своими крышку Ковчега, и лица их были обращены друг к другу» (37:9).
Мишкан и пришедшие ему на смену два стационарных иерусалимских Храма символизировали среди прочего «супружескую связь» еврейского народа и Б-га. Причем состояние этого «брака» показывали подобно барометру крылатые фигурки, «крувы», изготовленные методом чеканки на крышке Ковчега.
Когда отношения между евреями и Б-гом складывались благополучно, лица «крувов» были обращены друг к другу, но когда еврейский народ забывал о своих обязательствах и «изменял» Творцу с другими богами, «крувы» смотрели в разные стороны.
В мишне «Пиркей авот» сказано, что в Йом-Кипур во дворе Иерусалимского Храма было очень тесно. Просто яблоку было негде упасть. Но когда в ходе коллективной молитвы наступал момент, когда молящиеся должны были пасть ниц, каждому находилось «лежачее» место. Пространство, как будто расширялось в тот момент.
То же самое происходит и в браке. Когда муж и жена противостоят друг другу, как два боксера, упрямо отстаивают свою правоту и свои интересы, не желая поступаться ни единым сантиметром жизненного пространства, в такой семье всегда очень «тесно» и напряженно.
Но если муж и жена охотно идут на уступки, склоняются друг перед другом, ставят свои интересы ниже интересов супруга, тогда у каждого из них вдруг появляется много места для маневра — для любви и взаимопонимания.
Миротворческая функция «крувов» распространялась и на отношения между самими евреями, на что указывают слова из приведенного стиха: «и лица их были обращены друг к другу». Из последних букв этих слов на иврите «уфнейгем иш эль-ахив» — «мэм-шин-ламед-вав» — можно составить «шалом» — мир. Идея проста: когда среди евреев царит мир, то они с уважением смотрят в лицо друг другу, как «крувы» — херувимы на крышке Ковчега.