Выдающийся градостроитель XX века Роберт Мозес (1888 — 1981 гг.) был широко известен в Нью-Йорке под неофициальным титулом «Мастер-билдер». Едва ли не все значительные проекты по реконструкции и строительству в городе и его окрестностях в течение нескольких десятилетий проводились по инициативе и под руководством этого человека. К числу этих проектов относится создание сети хайвэев, включающих многочисленные мосты, туннели и эстакады и соединяющих районы Нью-Йорка и Лонг-Айленда друг с другом и с материком. Среди этих проектов — Линкольн-Центр, стадион «Шей», комплекс Организации Объединённых Наций, комплекс Всемирных ярмарок, дамбы, парки, жилые комплексы и многое другое.
Оценки Мозеса в общественном сознании колеблются в диапазоне от «безжалостного негодяя-бюрократа» до «гениального провозвестника будущего». Его сравнивали с префектом Парижа бароном Османном, который за сто лет до того «разрушил Париж, чтобы выстроить его заново». Различные общественные группы не раз критиковали проекты Мозеса за недостаточное внимание к сохранению исторического наследия. Осуществление этих проектов порой заставляло тысячи горожан искать себе новое жильё. Множество упрёков вызывало предпочтение, которое Мозес отдавал строительству хайвэев перед развитием общественного транспорта, что, по мнению критиков, ущемляло права бедных слоёв населения и расовых меньшинств. Но развитие современного города невозможно без периодических реконструкций — и связанных с ними споров и компромиссов. При этом всегда остаётся неопределённость, в какой степени инициаторы того или иного проекта предвидели будущее, а в какой — сами это будущее создали…
Выставка «Роберт Мозес и современный Город», открывшаяся в Музее Нью-Йорка (продлится до 28 мая), даёт прекрасную «информацию к размышлению» тем, кто интересуется развитием города, да и всем, кто просто любит Нью-Йорк. Используя широкий спектр архивных фотографий, архитектурных скетчей и исторических документов, выставка отражает как осуществленные проекты, без которых непредставима сегодняшняя жизнь ньюйоркцев, так и неосуществленные, что развеивает миф о Мозесе как о всемогущем строительном воротиле. Не меньшее внимание уделено человеческой и исторической цене, уплаченной за эти проекты.
Безусловной находкой, в прямом и переносном смысле, стала никогда прежде не выставлявшаяся серия объёмных моделей, обнаруженных организаторами выставки на забытом складе под мостом Трайборо.
Одновременно с выставкой в Музее Нью-Йорка проходят ещё две выставки на ту же тему, но с другими акцентами — в Музее искусств Квинса и в галерее Wallach Колумбийского университета, что придаёт взгляду на наследие Мозеса дополнительную объёмность. Экспозиция в Коламбии особенно интересна в контексте нынешней вовлечённости университета в преобразования, вызывающие истошные вопли типа «Коламбия, оставь Гарлем в покое!»
Несколько слов о жизненном пути Роберта Мозеса. Он родился в Нью-Хейвене (Коннектикут) в семье евреев-иммигрантов из Германии. Окончив Йельский университет, Мозес защитил докторскую в Колумбийском. Его первые шаги в политике получили поддержку Беллы Московиц (1877 — 1933), бывшей в то время политическим советником нью-йоркского губернатора (позднее — кандидата в президенты) Эла Смита. Мозес и Московиц помогли Смиту создать «консолидированную» систему управления штатом, ставшую прообразом «Нового Курса» президента Рузвельта.
Со временем Мозес, обладавший острым умом и дьявольской работоспособностью, приобрёл репутацию человека, разбирающегося в технике лучше инженеров, а в законах — лучше юристов.
Проекты, которые он возглавлял в 20-е и 30-е годы — парки Джонс-Бич и Риверсайд, десять огромных бассейнов в Нью-Йорке, сеть парквэев на Лонг-Айленде, возрождение Центрального Парка — были весьма успешными.
Его политическая влиятельность укрепилась, когда он стал председателем Управления мостов Трайборо. Ежегодные доходы в десятки миллионов долларов от этой системы мостов, связавших Манхэттен с Квинсом и Бронксом, давали финансовую основу для других масштабных «строек капитализма».
В течение двух послевоенных десятилетий Роберт Мозес занимал должности координатора городского строительства и официального представителя Нью-Йорка в Вашингтоне и был своего рода строительным диктатором Города Большого Яблока. За эти годы инфраструктура Большого Нью-Йорка претерпела кардинальные изменения — появились мосты Уайтстоун, Генри-Хадсон, Верразано-Нерроуз, скоростные автострады Белт-Парквэй, BQE (Бруклин-Квинс), CBE (Бронкс), SIE (Стейтен-Айленд), туннель Бруклин-Бэттери (вместо которого Мозес хотел построить мост), «проджекты» с десятками тысяч квартир и многое другое.
В 1964 году имя Мозеса оказалось связанным со скандальной Всемирной ярмаркой — не вполне законной и к тому же оказавшейся убыточной. Его проект скоростной дороги в Нижнем Манхэттене, грозивший разрушить Гринвич-Виллидж и Сохо, стал предметом яростной полемики с известным критиком Джейн Джейкобс и в конце концов был отвергнут городскими властями. Позднее был отклонён (и, видимо, напрасно) его проект моста через пролив Лонг-Айленд. К этому времени его неприятие новых градостроительных идей стало вызывать всё больше критики. В 1968 г. в результате конфликта с губернатором Нельсоном Рокфеллером Мозесу пришлось уйти в отставку.
Немногие даже из числа поклонников Мозеса знают, что в Нью-Йорке есть памятник Роберту Мозесу. Где? На Роберт Мозес Плаза, разумеется. Это стела с портретным барельефом Мозеса, установленная в 2003 году на площади его имени возле Университета Фордэм, неподалёку от Линкольн-Центра. Другой его памятник стоит в центре Бабилон-Виллидж на Лонг-Айленде, где Мозес жил многие годы. В соседнем Норт-Бабилоне его именем названа школа. Его имя носят также электростанция в Ниагара-Фоллс, несколько автострад, парки в Массене и на Лонг-Айленде.