Как учил торе моше

Продолжение.

Начало в № 775




«Говорил Б-г Моше: «Я объясню тебе все заповеди и установления, и законы, которым тебе учить их (евреев), чтобы они исполняли их в стране, которую Я им даю для владения ею».

Дварим, 5:28

«И будут слова эти, которые я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоём. И повторяй их сынам своим, и произноси их, сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась и вставая», — учил Моше сынов Израиля».

Дварим, 6:6-7

Первым учителем Торы был Моше Рабейну — Моше, наш Учитель. На следующий день после возвращения в Йом Кипур 10 Тишри 2448АМ с горы Синай со вторыми скрижалями дал Моше первый урок. Он был посвящён Шаббату: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля и сказал им: «Вот что повелел Б-г делать: шесть дней (может) совершаться работа, а седьмой день да будет свят для вас, днём полного покоя (посвящённого) Б-гу» (Шмот, 35:1-2).

В течение 40 лет блужданий в пустыне сынов Израиля учил Моше евреев Торе, разъясняя смысл каждой из 613 заповедей.

«Всевышний предупредил, — говорит Раши (Шмот, 21:1), что законы Торы должны (быть так разъяснены, чтобы) быть похожими на пищу, которая поставлена на накрытый стол, готовая к употреблению». Поэтому и назвал рабби Йосеф Каро свой фундаментальный труд о законах Галахи «Шулхан Арух» — «Накрытый стол».

Рамбам в «Мишнэ Тора» рассказывает, что каждый урок повторялся 4 раза. Сначала Моше излагал весь материал одному Аарону. Затем к Аарону присоединялись его сыновья, Элизер и Итамар, и урок повторялся. Далее подходили 70 старейшин, и Моше излагал урок в 3-й раз. После этого призывался весь народ, и Моше в 4-й раз излагал содержание. (Надо полагать, что всякий раз Моше принимал во внимание уровень восприятия слушателей, так что это не были дословные повторения). После этого Моше покидал «аудиторию», и Аарон излагал всем слушателям только что полученные от Моше сведения. Закончив изложение, он также покидал «класс». Его сменяли два его сына, Элиэзер и Итамар, и снова излагали урок оставшимся слушателям, после чего они уходили. В последний раз материал излагался 70 старейшинами (по-видимому, слушатели разбивались на группы). Как видим, было не принято, чтобы ученик учил в присутствии учителя, поэтому и уходили последовательно Моше, Аарон, Элиэзер и Итамар. Нетрудно подсчитать, что каждый из слушателей, начиная с Аарона, прослушивал материал 4 раза, и каждый раз либо в связи с изменением состава слушателей, либо из-за смены учителя изложение как-то изменялось, и материал прорисовывался всё более отчётливо.

Почему Моше ввел такую систему обучения? Он объясняет: «Знаю я строптивость твою (Израиль) и упрямство твое. Если пока еще живу я с вами сегодня, были вы строптивы перед Б-гом, тем более после смерти моей» (Дварим, 31:27). На каждой из стоянок, где останавливались сыны Израиля за годы блуждания в пустыне, превращал Моше стан в одну большую иешиву, где обучался весь народ. Ибо повелел ему Б-г: «Читай учение это всему Израилю вслух,.. чтобы слушали они и чтобы учились и боялись Б-га, Всесильного вашего и старались исполнить все слова учения этого» (Дварим, 31:11-12).

Наш современник академик Лев Ландау разрешал только три переэкзаменовки при поступлении к нему в аспирантуру. «Льва Давидовича невозможно было уговорить разрешить неудачнику четвертую попытку» (Майя Бессараб «Страницы жизни Ландау», Москва, Московский рабочий, 1971).

В Мишне (трактат Авот, 5:12) читаем: «Ученики (бывают) четырёх типов: (1) легко схватывает, но и легко забывает — больше теряет, чем приобретает; (2) усваивает с трудом, но прочно — больше приобретает, чем теряет; (3) легко усваивает и не забывает — мудрец; (4) с трудом усваивает и легко забывает — плохая участь». И пасхальная Агада напоминает нам о 4-х сыновьях, к каждому из которых нужен свой подход: о мудром, нечестивом, бесхитростном и не умеющем задавать вопросы. Так что четырёхкратность в освещении проблем (закона, истории и т. п.) изначально была заложена в иудаизме.

«Моше — передатчик и учитель Закона (Галахи — С. Д.), — пишет рав Ш.-Р. Гирш (Ваикра, 1:1), — Аарон — наставник народа в исполнении Закона… Роли Моше и Аарона: первого — работать на интеллект народа и знание им Закона, второго — формировать волю и дух народа… Годы странствий в пустыне были великим периодом овладения знаниями, данными Творцом».

Верный ученик Моше Иегошуа бин Нун тщательно изучал Тору но, согласно Мидрашу, при жизни Моше не учил других. Но именно его по слову Б-га рукоположил Моше в свои преемники, сделал главой 27 поколения людей на земле. Именно ему передал Моше Устное Учение, полученное от Творца на горе Синай (Мишна, трактат Авот, 1:1).

«Да не отходит эта Книга (Тора) от уст твоих, размышляй о ней днём и ночью, чтобы в точности исполнять всё написанное в ней», — так Б-г наставлял Иегошуа бин Нуна (Иегошуа, 1:7-8) уже после смерти Моше. Четыре века спустя говорил царь Давид Б-гу: «Как люблю я Тору Твою, целыми днями говорю о ней!» (Псалмы, 119:97).

Как учили Тору

в древности

«Мир не может существовать без лепета младенцев в доме их учителя».

Шимон бен Лакиш

(Талмуд, трактат Шаббат, 119б.)

«Город, в котором не учат детей, должен быть подвергнут бойкоту».

«Шулхан Арух»

(свод еврейских законов).

«Воспитывайте побольше учеников», — провозгласили мужи Великого Собрания (Авот, 1:1).

Выдающийся учитель Торы Первосвященник Иегошуа бен Гамла (период Второго Храма) ввёл следующую систему обучения: чтение и заучивание наизусть текстов Торы, благословений, порядка молитв. Помимо чтения обязательно умение писать. Мальчики учатся в синагоге, девочки — дома.

В трактате Авот (5:21) читаем: «В пять лет — Писание (ТАНАХ), в десять — Мишна, в тринадцать — заповеди (Галаха), в пятнадцать — Талмуд, в восемнадцать — хупа (свадьба), в двадцать — преследование (стать солдатом и преследовать врага), в тридцать — сила (левиты начинают службу в Храме), в сорок — постижение (взаимосвязи вещей), в пятьдесят — советы (левиты переставали служить в Храме и начинали советами учить своих братьев), в шестьдесят — старость (здесь — мудрость), в семьдесят — седина (царь Давид умер в «доброй седине», в возрасте 70 лет), в восемьдесят — крепость (в возрасте 80 лет возглавил Моше Исход евреев из Египта), в девяносто — согбенность (проводить большую часть времени в молитвах, хвалить Г-спода и размышлять о чудесах Его), в сто — как бы смерть, уход из мира (но если ещё сохранил ясность, то, конечно же, следует направить все духовные силы на молитвы и служить Б-гу всем сердцем)».

«Существует старинный обычай, — пишет Элиягу Китов, — начинать учить маленьких детей Торе именно в Шавуот — день, когда она была дарована Израилю». А у Йосефа Флавия («Против Апиона», 2:19) находим: «Нас начинают учить законам, как только мы начинаем что-то понимать, и мы знаем их так, будто они высечены в наших душах».

Наизусть заучивали ТАНАХ и Мишну, а также целые трактаты Талмуда. В младших классах было 25 — 40 учеников, в старших — 5 — 6, объединённых в пары («Найди себе друга, с которым будешь учиться вместе»). Говорили ученики Гилеля: «Тысяча учит Тору, сто из них учит далее Мишну, десять из них изучают затем Гемару (Талмуд), и только один оказывается способным в дальнейшем обучать других».

Вплоть до разрушения Первого Храма все мудрецы (учителя Торы) жили в Эрец Исраэль. Почти всех увели в Вавилон. Пророк Эзра был великим учителем Торы. Вместе с ним в Эрец Исраэль вернулись многие его ученики. Во времена Второго Храма в Израиле существовали большие учебные центры, школы Гилеля и Шамая (конец I века до н. э. и далее). В процессе работы над Мишной и ещё долго после её завершения большинство мудрецов проживали в Эрец Исраэль, преимущественно в Галилее, здесь в Тверии в IV веке н. э. рабби Йоханан завершил редактирование Иерусалимского Талмуда и кодифицировал его.

В это время в Вавилоне уже активно работали знаменитые иешивы, где компактно и автономно проживало много евреев. В переводах их обычно называют академиями. Академия — это название рощи в Греции, куда уводил своих учеников Платон заниматься на свежем воздухе. Когда после разрушения Второго Храма рабби Йоханан бен Заккай, последний из учеников Гилеля, перенёс центр изучения иудаизма в небольшой городок Явне на побережье Средиземного моря, занятия проводились в полукруглом помещении. В центре восседали члены Санхедрина, а далее на скамьях в несколько рядов размещались ученики. Они сидели так тесно, что напоминали виноградные грозди. Поэтому для многих евреев выражение «виноградник Явне» (иешива Йоханана бен Заккая) имеет то же значение, что и «академия».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора