Этот человек был неправильным в своём поколении и чрезвычайно «правильным» в поколениях следующих. Противоборствующие стороны в еврейских спорах — хасиды и «митнагим», «модернизаторы» и каббалисты, основоположники движения «Мусар» и современные саддукеи — все видят его своим наставником и предтечей. Он рано умер, не оставив потомства — вместе с ним погибли от эпидемии жена с сыном (или двумя детьми). На него накладывали херем (отлучение), запрещали изучать каббалу и обучать, писать и печатать книги, сжигали рукописи, изгоняли, подозревали в лжемессианстве; из сотни его рукописей опубликована лишь треть… Правда, и этой трети хватило, чтобы мы видели в нём одного из величайших учителей человечества.
История не шибко новая, на иврите это звучит как: «нет пророка в твоём городе», на русском — «в твоём отечестве». Что странно — в противостоянии ему принимали участие некоторые из истинных праведников, величайших мудрецов поколения! Назвал бы статью: «Преждевременный человек» — если бы Ромм не опередил…
Рамхалю «шьют дела» поныне. Прочитал анекдот о том, как некое «собрание молодых людей из университета в Падуе превратилось в тайное сообщество, пытавшееся ускорить приход Машиаха с помощью каббалистических формул и заклинаний». Почти ж не врут, собаки!Вообще-то это была ешива, которой молодой гений руководил после отъезда учителя. А поскольку у евреев Италии веками повелось, что знатоки Торы получают светское образование, некоторые обучались и в Университете. Спросить бы у автора доноса — что за кровушку «подпольщики» запекали в мацу и где приносили в жертву стада свиней?
Ещё мы узнаём, что Рамхаль работал почти что лжемессией, а также, вероятно, был тайным поклонником лжемессии Шабтая Цви. Как эти шутки сочетаются меж собой, мне неведомо; наверное, «специалисты» полагают, что существует целый штат «мессий»: по промышленности, по сельскому хозяйству… Докладывают также, что он был клятвопреступником. Такое, надысь, даже «мессии по садоводству» не пристало?
Впрочем, поклёпы возводят не на одного Рамхаля — оказывается, он «на протяжение жизни был объектом беспрецедентной травли со стороны влиятельных раввинов». Ох уж эти коварные «ультраортодоксы», им бы только кого потравить, особливо религиозным дурманом! Фигуру великого тайнознатца поныне используют в своих идеологических играх все, кому не лень.
Сразу откажемся от надежды понять и формулой описать его личность. Этот человек был столь многогранен, настолько многообразны его занятия и столь многолико его творчество, ясен ум и так глубоко проникал он в суть вещей — что понять Рамхаля не удалось многим из его великих современников.
Рабби Моше-Хаим Луцатто (Рамхаль) родился в 1747 году в древнем итальянском городе Падуя (Padova), полулегендарная история которого идёт от доримских времён. Здесь находится один из древнейших университетов, основанный в 1222 году и прославленный созвездием преподавателей и выпускников. Город оттого вполне молодёжный — например, когда в 1848 году здесь вспыхнуло восстание против Австрийской монархии, в нём участвовали в основном студенты. Семья Луцатто — одна из знатных и влиятельных в Италии; уже 400 с гаком лет её представители среди руководителей еврейских общин, а Луиджи Луцатти даже был в 1910-11 годах премьер-министром Италии.
Отец Моше-Хаима — богатый торговец шёлком, семья, что в Падуе немудрено, была культурной, грамотной и творческой. Моше-Хаим получил весьма широкое образование. Он учился в ешиве рава Ицхака Канторини (1644-1723), писателя и врача, обучавшего своих студентов, кроме еврейских предметов, также поэзии, языкам и светским наукам.
Итальянские евреи значительно отличались по своим культурным моделям и от сефардов, и от ашкеназов. В частности, у них всегда считалось совершенно нормальным изучение светских наук и вообще широкая образованность, увлечение поэзией, драматургией и т.п. Есть такая идея в мидрашах, которую я подсмотрел у гаона рава Моше Шапиро, благословенна память праведника: Творец отправил нас в изгнание, чтобы собрать «искры», рассыпавшиеся после разбиения первых Скрижалей Завета. В этих Скрижалях, написанных «чёрным огнём по белому огню», они горели цельным пламенем. А теперь из-за различия этих «затерянных искр» столь неподобны «лики Торы» у еврейских общин. Хотя сохраняют они сущностное единство, ведь это — лики единой Торы.
Мальчик быстро проявил выдающиеся способности, его хватало буквально на всё. Очень рано он в совершенстве выучил латынь и французский, говорил, читал и писал на них столь же свободно, как на итальянском, иврите и арамейском. Был хорошо знаком с итальянской и европейской литературой, изучал естественные науки и математику. С ранних лет «илуй» (юный гений) считался выдающимся знатоком Танаха, обоих Талмудов, мидрашей, алахической литературы…
Вторым учителем Рамхаля стал рав Ишаягу Басан (умер в 1739), мудрец, поэт и знаток каббалы. В те времена молодёжь увлекалась каббалой не хуже нынешних кибуцников и свежевернувшихся иудеев. Думаю, не лишь из-за бед, принесённых саббатианской ересью, но из-за избытка увлечения «сладеньким» среди не слишком искушённой молодёжи мудрецы ввели тогда строгие ограничения на занятия каббалой за пределами Земли Израиля (возраст, женатый и т.д.). Игрушка это притягательная и небезопасная; в 1980-е в реестр заболеваний было внесено несколько синдромов, которые суммарно можно определить как «свихнулся на почве восточной медитации»…
Однако то, что преподавал рав Басан, было настоящей каббалой. Рамхаль сделался его любимым учеником и другом. Во времена, когда на Рамхаля падали подозрения в саббатианстве и мессианстве, он защищал своего ученика; только его «цензуру» Рамхаль был готов признать; часть работ Рамхаля по решению суда были переданы раву Басану на хранение.
Уже к 14 годам Рамхаль понимал и знал наизусть многие работы ближайшего ученика Аризаля рава Хаима Виталя. С детства он обладал удивительной способностью выделить главное, систематизировать материал и рассортировать его по степени важности и значимости. Его ум был чрезвычайно организован. Не знаю, это ли, или идеальная память и пытливый интерес к жизни сделали его одним из величайших в истории каббалистов, непревзойдённым учителем этики, тонким философом, блестящим поэтом, одним из основателей новой ивритской литературы и одновременно — классиком итальянской драматургии?
Рамхаль желал достоверно ответить на вопросы: «Зачем человек? Зачем я?». Кажется, всё, на что он обращал свой взор — с радостью раскрывало перед ним свои секреты. Читал я рассказ о декабристе, морском офицере Николае Бестужеве — тому, чтобы освоить профессию, требовалось 2 дня. Нечто подобное продемонстрирует Рамхаль, когда позднее, в Амстердаме, откажется от предложенного пособия и станет зарабатывать на жизнь шлифовкой алмазов. Как Бестужев в профессию, входил Рамхаль в новые сферы мышления — и становился там мастером.
Когда Рамхалю было 20 лет, рав Басан уехал возглавить еврейскую общину в Реджо — раввином этого города он оставался под последних дней. А небольшую ешиву, где, в частности, сложилась группа знатоков Торы, занятых изучением каббалы, поручил возглавить любимому ученику. 20-летний Рамхаль и его ученики были ровесниками и друзьями; авторитет среди них Рамхаля базировался только на его личных достоинствах. Быстро возник кружок «мевакшей Ашем» (Ищущих Б-га), один из вариантов устава которого сохранился. «Учёба не должна прекращаться ни на мгновение. Пусть каждый приходит не по расписанию, а по зову души… если один из друзей находится в дороге, другие заменят его и будет считаться, будто он находится с ними… взяли обязательство обращаться друг с другом по-братски… принимать замечания друг друга безо всякой злости и ненависти в намерении исправления ради Творца…».
62 года назад Шабтай Цви объявил себя «Машиахом» (из общины Смирны его за подобное изгнали 17 годами раньше). Был он хорошо образован и талантлив, занимался духовной практикой, знаток каббалы и обладатель незаурядных способностей; правда, вспышки прозрений у него сменялись периодами депрессии. И в турецкой Смирне, и далее вокруг него группировались молодые энтузиасты тайнознания… Согласитесь, «Мевакшей Ашем» легко могли об этом напомнить.
Раны, нанесённые нашему народу саббатианством, ещё горят; всего за год до рождения Рамхаля умер в Ливорно Авраам Мигель Кардозо, саббатианский «пророк» и теоретик; ещё недавно был жив, хотя обитал в Константинополе под запретом изучать и преподавать каббалу Нехемья Хайюн (1650-1730), странствующий авантюрист-каббалист и проповедник саббатианства. А тут, понимаете ли, ходит по городу молодой безбородый щеголь, одетый по последней итальянской моде, неженатый красавец, а его ученики пишут восторженные письма о величии этого «знатока тайн вселенной»…
Мы бы с вами точно не отличили, если поставить рядом Шабтая и Моше-Хаима, кто из них истинный провидец. Как, думаю, в споре Моше с Корахом приняли бы сторону последнего. Мудрецы — люди другой породы, но… И вот к одному из глав поколения, раву Моше Хагизу, попадает в Альтону восторженное письмо. А он только что, вместе с равом Цви Ашкенази, в тяжкой борьбе разоблачал Нехемью Хайюна — и даже изгонялся сторонниками того из Амстердама! Рав предполагает секту и требует строгой проверки… тем более, что некоторые идеи Рамхаля пересекаются с сочинениями главного саббатианского богослова Натана из Газы. Да и сам Рамхаль говорит, что есть у сектанта идеи, с которыми он в целом согласен: «я взял доброе и отбросил шелуху». Ну уж, если такое дозволено рабби Меиру, который учился у отступника Ахера даже после его отлучения и сходно оправдывался… Главного автора Мишны не заподозришь в пренебрежении Законом, но кто такой этот юнец?
Начинается жёсткая борьба, немало раввинов во главе с рабби Басаном и выдающимся талмудистом рабби Ицхаком Лафаронти поддерживают Рамхаля и ручаются за его праведность и мудрость, но верх берут сторонники осторожной линии. Тем более, что основной проверкой заняты авторитетные раввины Венеции, близко с Рамхалем не знакомые. Рамхаль отправляет раву Хагизу письмо с оправданиями: «…я не сектант, не пророк и не сын пророка…».
Есть одна проблема: когда было Рамхалю 20 лет, начал ему в месяце Сиване, месяце дарования Торы открываться «магид» (духовный учитель). Откровениями Моше-Хаим делится с друзьями, строит на них свои книги. Порой магид говорит, когда Рамхаль окружён учениками — и учитель падает ниц и внимает, а затем стремительно, без пропусков и остановок записывает услышанное, словно кто-то невидимый водит его рукой. Тайны сыпались — кто настолько учён, чтобы проверить их чистоту и истинность?..
Не знаю, тот ли это был магид, что некогда открывался юному Аризалю на египетском острове? Может быть, ведь Рамхаль — адепт лурианской каббалы. Или же тот, чьи уроки опубликовал автор «Шулхан аруха», главного нашего кодекса, рабби Йосиф Каро в «Беседах с магидом»?..
Ещё причина для подозрений: ученики, а возможно и сам Рамхаль, считали его воплощением души Моше рабейну. Что-то о возможном его мессианстве проскальзывало в словах поклонников, о связанной с их группой «драмой перерождения мира». Это нормально для молодых энтузиастов! Есть у них и крепкая опора: говорят мудрецы, что душа Моше «присоединяется» к душе главы поколения. Это нам сквозь столетия видно, что Рамхаль действительно был духовной вершиной того поколения; младший его современник Виленский Гаон признал Рамхаля своим учителем.
Знаете, судя по тяжкой судьбе Рамхаля, нельзя того исключить, что он действительно мог быть потенциальным Машиахом, которого «не приняло недостойное его поколение». В кавычках — слова Магида из Межерича.
Чтобы прекратить споры, Рамхаль соглашается не ссылаться в сочинениях на магида и не распространять знания каббалы. На него накладывают запрет даже просто писать о каббале — вот тут я не сумел допытаться до точной формулировки. Ведь если Нехемье Хайюну на старости
запретили касаться каббалы вообще — его саббатианство доказано, то вокруг Рамхаля гуляли лишь подозрения, верно? Давал ли он обещание не заниматься каббалой ? Об этом пишут, но я, простите, уверен на 100%, что нет. Просто он подчинился запрету и не хотел «раскачивать еврейскую лодку», и без того неустойчивую. Рамхаль — человек абсолютной честности; общение с небесами через чистоту категорически такой честности требует. Не мог он пообещать и не сделать!
В 1731 он женится на дочери рава Давида Финци из Мантуи. И — пишет. Вы не представляете, сколь о разном! С 1730 по 1735 Рамхаль создаёт около 40 книг. Начинал он ещё 17-летним — трактатом о риторике, посвящённом исследованию структуры языков. Его перу принадлежат три драмы («Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам», «Скала силы»), трактаты по теории поэзии, множество поэтических произведений, из которых опубликована лишь малая часть, сделавшая его «классиком»; утрачен, увы, цикл из 150 стихотворения, выполненный по структуре псалмов давидовых, многие его поэтические молитвы.
В 1740 публикуется грандиозный труд по еврейской этике «Месилат ешарим» (Дороги прямодушных), о котором Виленский Гаон сказал, что: «до 18 главы в нём нет ни одного лишнего слова». Возможно, его перу принадлежит и другое классическое творение этики: «Орхот цадиким» (Путь праведных) — авторство неизвестно, но подозревают Рамхаля. Великие его философские произведения: «Дерех Ашем» (Путь Всевышнего), «Маамар якарим» (Основы) и «Даат твунот» (Познание разума) ясно и математически точно описывают еврейское мировоззрение и этапы развития мироздания. И, конечно, им создано множество важнейших трудов по каббале, из которых до нас дошла лишь часть. В своё время Виленский Гаон пытался отыскать спрятанные рукописи Рамхаля в Амстердаме и Франкфурте — но даже ему это не удалось. Не пришло время?
О книгах его говорят мудрецы: «Рамхаль описывает строение духовных миров так, словно сам присутствовал при их сотворении». Гуляет среди раввинов мнение, что Рамхаль не есть перерождение кого бы то ни было, а «новая душа», специально посланная в мир раскрыть нам всё, что мы способны воспринять. Душа, не до конца забывшая свои прежние похождения. Если так, логичным выглядит, что часть его трудов люди сожгли, часть спрятали, часть всё ещё не издана…
Кратко пробегусь по вехам биографии Рамхаля — честно говоря, жалко его и нас, не хочется размусоливать. Когда стало известно, что Рамхаль продолжает писать и на темы каббалы (пусть не публикуя и не обучая), 13 декабря (18 Кислева) 1734 раввинский суд в Венеции, чьё постановление он нарушил, наложил на него «херем» (отлучение). Возможно, было вынесено и постановление о сожжении его каббалистических трудов. Рамхаль к тому времени обеднел — он не желал тратить времени на бизнес, а у отца дела не заладились. Мудрец отправился во Франкфурт-на Майне к раву Якову Коэну, большому каббалисту, надеясь на его поддержку — но тот, прочитав работы, согласился с решением венецианского суда и часть рукописей сжёг, часть спрятал. Рамхаль отправился в Амстердам, где община выходцев из Португалии встретила его с большим почётом (впрочем, прежде она с восторгом принимала и Нехемью Хайюна…). Рамхаль отказался от предложенной стипендии и зарабатывал шлифованием алмазов; в Амстердаме он получил, не публикуя работ по каббале, передышку для спокойной жизни, учёбы и писания. Вызвал сюда старых родителей.
Особенно значимой была тогда безоговорочная поддержка главы поколения рава Якова Эмдена, одного из ведущих противников саббатианства; рав Эмден свидетельствовал, что образ жизни и новые книги Рамхаля безупречны.
Наконец, в 1743 он перебирается в Израиль, в Акко, где прежде цвели ешивы Рамбана и французских тосафистов. Город тогда отстраивался, евреев приглашали и привечали. Сами евреи приняли гостя с необычайным почтением, ожидали от него «школы жизни» — и не ошиблись. Недавно отреставрирована «Синагога Рамхаля», отличавшаяся необычным устройством — так, в её стенах был сооружён звуковод, чтобы женщины могли снаружи слушать лекции по каббале. Всё, кажется, наладилось. Но — в 26 ияра 1747 года (по другим данным 1746) вся его семья гибнет в эпидемии чумы. Мы точно даже не знаем, где они похоронены — то ли в Кфар-Йосиф под Акко в общей могиле, то ли отдельно в Тверии…
Когда же мы, наконец, будем достойны того, чтобы истинно святые люди не страдали от наших рук и из-за наших грехов! Скорей бы…