Материалы сайта www.evrey.com
В январе в Израиле были опубликованы итоги 2018 финансового года. Среди многочисленных данных, свидетельствующих об активном развитии израильской экономики в минувшем году (см. на сайте материал “Размышления о рейтинге” — 18.10.18), привлекает внимание информация, находящаяся, казалось бы, “на обочине” обнародованных отчетов. И действительно, заинтересовавшие нас сведения, скажем так — не способны изумить экономистов. Однако нам они представляются крайне важными для понимания социальных политических и духовных процессов, происходящих сегодня в еврейской стране. По опубликованным данным, громкая политическая кампания за разрешение магазинам в Тель-Авиве работать по субботам, начавшаяся в этом городе полтора года назад и завершившаяся серьезной победой “борцов с религиозным диктатом” — принесла ее организаторам весьма неожиданные результаты. Из “выбитой” организаторами протестов, квоты в 160 продуктовых магазинов и других торговых точек, несмотря на активную рекламу, приглашающую владельцев бизнеса смело открывать магазины в шаббат — затребовано как теперь выясняется, лишь… 90 разрешений. И это — в “городе без перерыва”, имеющем устойчивую репутацию “столицы светского Израиля”. Не менее интересны и показатели крупнейшей торговой сети “Тив-Таам”, занимающейся продажей свинины и прочих некашерных продуктов. В прошедшем финансовом году сеть зафиксировала падение прибыли на 20% (!!!— every.com). И это — продолжение устойчивой тенденции. Уже в течение трех лет подряд прибыли компании ежегодно снижаются.
В ходе дальнейших проверок выяснилось, что из 90 тель-авивских бизнесов, подавших заявки на работу по шаббатам — треть (!) вообще не имеет лицензий, дающих право заниматься торговлей. Иными словами, речь идет о полулегальных, либо и вовсе нелегальных фирмах, которые обслуживают, судя по всему, проживающих в большом количестве в Тель-Авиве нелегалов и прочих иностранцев. К этой прослойке потенциальных клиентов “шаббатних” бизнесов, можно также добавить “ультра-нерелигиозных” местных жителей, значимую часть которых составляют новые репатрианты. В любом случае, реальная ситуация оказалась очень далека от той, которую изображают “организаторы борьбы с религиозным засильем”, утверждающие, что светские жители Тель-Авива якобы задыхаются от диктата религиозных евреев. Выясняется, что торговля в субботу вовсе не пользуется спросом даже в “светском” Тель-Авиве. Что свидетельствует о том, что большинство, в том числе, и вполне “светских” горожан — все же проявляет некое уважение к еврейским традициям. До такой степени, что воздерживается от покупок в субботу. Тем более, что все, что необходимо, вполне можно купить в пятницу утром и днем, а также — в субботу вечером. Перманентные неудачи торговой сети “Тив-там” имеют, как очевидно, все ту же базовую причину: вопреки культивируемому левыми, мифу о “большинстве светских израильтян, не желающих иметь ничего общего с еврейскими традициями и законами” — израильтяне, включая так называемых “светских”, не бегут толпами покупать свинину и морепродукты.
Даже “сухие” экономические цифры свидетельствуют, как видим, о том, какова подлинная тенденция социального, политического и духовного развития Израиля. Мы говорим о достаточно хорошо просматривающемся процессе отмирания “социалистической культуры” активной борьбы с еврейством и еврейскими законами. Это борьба сегодня уже не набирает сколько-нибудь значительного количества последователей, создавая немалые проблемы для организаторов этой борьбы. Параллельно, из года в год, усиливается интерес израильских евреев к собственным традициям, к Торе, тяга к осознанию собственной роли и смысла существования евреев на Еврейской Земле. В ближайшем будущем эта тенденция способна коренным образом изменить не только лицо Израиля, но и судьбу еврейской страны.