Феномен Одессы

Одесса
Одесса

Попробуем понять, чем же все таки была так привлекательна та Одесса, которую мы таки потеряли. Что там такое было, что при слове «Одесса» бывшие одесситы начинают хватать ртом воздух?
Нет, это было не море, бычки и скумбрия, не Привоз, Бульвар или милая смесь архитектурных стилей. Даже не юмор, сленг и девушки. И даже не наша молодость! Нет, это был ОДЕССКИЙ ДУХ!
Государство в Одессе называлось «мелихой» и вызывало это слово опаску в смеси с презрением. Кстати, происходит оно от идишистского «мелех», что значит «царь», а у вырвавшихся из нищеты и унижения еврейской черты оседлости всякое напоминание о былых ограничениях вызывало малоприятные чувства.
Город сложился многонациональным: русские и украинцы, евреи и греки, французы и итальянцы, цыгане и армяне и пр. и пр. Улицы носили соответствующие называния: Еврейская и Польская, Греческая и Болгарская, Итальянский бульвар и Французский бульвар… Молдованка.
Одесситы оказались первыми прогрессистами, первыми глобалистами. Или, согласно советского новояза, безродными космополитами. Должен заметить, что само по себе слово «патриот» в Одессе не было комплиментарным (шая-патриот).
Редкие горожане говорили только на одном языке. Не случайно в одном из одесских дворов стоит памятник Заменгофу, создателю эсперанто. В Одессе же в качестве эсперанто оказался русский язык — с соответствующим с ним обращением.
Памятник Людвику Заменгофу, Дерибасовская 3
Памятник Людвику Заменгофу, Дерибасовская 3

Российские события ХХ-го века сделали все возможное для уничтожения Одессы как культурно-исторического феномена. Эмиграции первой (1905 год) и второй (1917-1920 годы) революций, предвоенная сталинская многонациональная чистка европейской части СССР (в преддверии новой гражданской войны) и особенно массовый выезд под конец советской власти (население Одессы уменьшилось вдвое) плюс сегодняшняя насильственная украинизация завершает сей замечательный эксперимент, свидетелями и участниками которого многие из нас были.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Штрайхер

писатель, одессит, проживает в Бруклине, Нью-Йорк
Все публикации этого автора