По принуждению…

Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы. Видя, что Моше не справляется в одиночку с множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему обращаются евреи, Итро советует зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше так и поступает.

Шестого числа месяца сиван сыны Израиля приходят к горе Синай, и Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Творец обращается «голосом» с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:

1) Я — Б-г (заповедь веры в Творца).

2) Не будет у тебя других богов.

3) Не упоминай всуе Имя Б-га.

4) Помни и освящай субботу.

5) Почитай отца и мать.

6) Не убивай.

7) Не прелюбодействуй.

8) Не кради.

9) Не лжесвидетельствуй.

10) Не желай чужой собственности.

Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Всевышнего. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.

***

 «И вывел Моше народ навстречу Всевышнему из стана, и встали все у подножия горы» (19:17).

Комментируя слова «бетахтит ха-хар» (у подножия горы), мудрецы Талмуда объясняют в трактате «Шаббат» (88а), что Б-г поднял гору над головами евреев и сказал им: «Если вы примете Тору, то все будет хорошо и благополучно, а если не примете, то вы будете похоронены там, где вы стоите».

Это положение соответствует мнению Реш-Лакиша, которое приводится в том же трактате «Шаббат». Объясняя определенный артикль «хей» в словах «йом ха-шиши», шестой день Творения (другие дни Творения называются без артикля), Реш-Лакиш сообщает условие, выдвинутое Б-гом во время Сотворения мира: само существование этого мира будет зависеть от того, примут ли сыны Израиля Тору шестого числа месяца сиван у горы Синай. Если они откажутся, то мир вернется к первичному хаосу. Ведь, как учили мудрецы, разбирая первое слово Пятикнижия «берешит» (в начале), мир был создан исключительно ради еврейского народа. Поэтому, если им суждено быть погребенными под горой Синай, существование нашего физического мира потеряет всякий смысл.

Но ведь, как хорошо известно, сыны Израиля охотно откликнулись на предложение принять Тору, сказав известные слова: «Наасе ве-нишма» — «Сделаем и услышим». Почему тогда мудрецы Талмуда утверждают, что евреи были вынуждены принять Тору под угрозой смерти?

Ответ мудрецов таков. Слова «Наасе ве-нишма» относились только к Письменной Торе (ТаНаХ), «написанной» Самим Б-гом. Что касается Устной Торы, которую записали мудрецы, евреи отказались вначале принимать ее, и тогда Б-г вынудил их силой и угрозами подчиниться Ему, зная, что Письменную Тору нельзя понять без Торы Устной с ее множеством законов, ограничений и житейских правил.

В связи с этим, в трактате «Шаббат» сказано: «Отсюда мы учим, что Израиль считается «анусим», вынужденными принять Тору». В таком случае, их нельзя наказывать за нарушение ее законов. По крайней мере, до событий Пурима, когда перед лицом страшной угрозы тотального геноцида, задуманного первым министром персидского царя Аманом, евреи раскаялись в грехах и приняли Тору добровольно.

По поводу того, что сыны Израиля сказали «Наасе ве-нишма», и насколько это согласуется с угрозой Б-га опустить гору Синай на евреев, если они не примут Тору, есть и другое мнение.

Хотя они сказали «Сделаем и услышим», Б-г «опасался», что под влиянием грандиозного зрелища «великого огня», громов, молний и невыносимо громких звуков шофара, которые будут сопровождать дарование Торы, из-за чего души евреев даже покинут на время их тела, и их придется оживлять, они испугаются, передумают и откажутся от Торы. Поэтому Всевышний, видимо, решил «подстраховаться», и занес гору над их головами, но это не значит, что Он силой заставил их принять Тору. Он просто предостерег их, не позволил отступить от клятвы, которую они дали.

Если Б-г сказал: «Нет!»

 «И сказал Б-г Моше: «Сойди, предостереги народ, чтобы они не порывались увидеть Б-га, а то падут из них многие…» (19:21).

«И ответил Моше Б-гу: «Не сможет народ взойти на гору Синай (РАШИ поясняет: «Нет необходимости их предупреждать»), потому что Ты уже предостерег нас (велел не делать этого)» (19:23).

«И сказал ему Б-г: «Иди, сойди, и взойдешь ты снова, и Аарон с тобой…» (19:24).

Прежде чем проанализировать этот диалог, заглянем в талмудический трактат «Брахот», в котором разбирается стих из книги «Дварим»: «А теперь, Израиль, чего хочет от вас Б-г кроме трепета перед Ним?» Мудрецы спрашивают: «С каких это пор трепет перед Б-гом стал легким делом?» Следует ответ: «Для Моше-рабейну это было действительно легко».

Моше так глубоко впитал в себя страх перед Небом, что считал его безусловным качеством каждого еврея. Он не мог себе представить, чтобы кто-нибудь сознательно пошел наперекор воле Творца. Такое просто не укладывалось в его голове, выходило за рамки реальности.

Один из комментаторов так объясняет приведенный в Торе диалог:

Запретив евреям подниматься на гору, Всевышний вывел это действие за грань возможного. Поэтому, когда Он сказал Моше спуститься и снова предупредить людей, чтобы они не пытались штурмовать Синай, пророк искренне удивился: зачем понадобился сей приказ, ведь сыны Израиля уже слышали эти слова три дня назад. С точки зрения Моше, нарушение Б-жественного запрета было физически невозможно: все равно, что лезть на гладкую отвесную стену. Так зачем же повторять? К чему перестраховка?

Б-г ответил ему: «Иди, сойди», т.е. спустись с пьедестала своего величия. Твой уровень «ират-шамаим», страха перед Небом, очень высок, и далеко не все могут его достигнуть. Поэтому сойди до уровня масс, и тогда ты увидишь, что нарушить Мое указание не так уж сложно. Вот почему Я повторяю его».

Рассказывают такую историю о ребе из Коцка. Однажды в его доме пропала какая-то вещь. Жена и дети решили, что произошла кража. «Украли!? — воскликнул ребе. — Но это невозможно! Ведь в Торе сказано: «Не кради». Для него запрет Торы представлял собой непреодолимую железную стену. Любая попытка украсть казалось немыслимой.

Если заповедь Творца так сильно действовала на человека, жившего через три с лишним тысячи лет после Синайского Откровения, что уж говорить о евреях, принимавших эти заповеди непосредственно от Б-га и его пророка. Десять речений, включая «не кради», стрелой пронзили их сердца.

Точно так же они восприняли и самую «трудную» заповедь, десятую по счету: Не возжелай того, что тебе не принадлежит. Конечно, сердцу не прикажешь. Но у горы Синай сердца всех евреев оказались в умелых руках Б-га, и Он «намертво» привил им неприятие к зависти и жадности.

Помнить Синайское Откровение — одна из 613 мицвот. Многие религиозные люди ежедневно повторяют после утренней молитвы рассказ о даровании Торы из раздела «Итро», чтобы освежить в сердце Десять речений.

Если вы почувствуете укол зависти, откройте Тору и перечитайте сегодняшний раздел. Попытайтесь представить себе грандиозную картину: дымящаяся гора нависла, вибрируя, над застывшими в изумлении и страхе людьми, и мощный неземной голос чеканит под громы и пронзительный рев шофара великие слова, навечно отпечатывая их в людских сердцах: «Не кради! Не лжесвидетельствуй! Не возжелай!»

2а

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора