Писать, а тем более писать кратко, об этом человеке трудно. Не оттого ли ему обычно посвящают длинные и нудные сказы в самых разных источниках, включая обычно краткую Википедию. Рамбам (рабби Моше бен Маймон, Маймонид) настолько широк и разносторонен, столь многие области охватывает его литературное наследие — что исключительно трудно сформулировать что-либо лаконичное о нём самом, о его мировоззрении, о его влиянии на мир, о его роли в Традиции еврейского народа…
Есть ещё одна трудность, лично мне знакомая. В юные годы, подвергаясь тестированиям, ваш покорный часто обнаруживал себя «жуликом» и «обманщиком». Сие удивляло, пока знакомый психолог не объяснил, как строятся психологические тесты. В них входят «проверочные вопросы», несколько иначе сформулированные; но по сути они близки и ответы на них должны совпадать. Оказывается, кроме обманщиков есть ещё одна категория «нарушителей»: дотошно добросовестные люди. Они отвечают детально и обдуманно, подмечают нюансы — и поэтому ответы на «проверочные» могут из «да» превращаться в «нет».
Полагаю, это же относится ко всей жизни и всему творчеству Рамбама. Его наследие и факты его жизни (зачастую, за давностью лет, не слишком достоверные и излагаемые в разных источниках по-разному) раздёргивают на цитаты и «доказывают» ими собственные теории и мировоззрение. Рамбама видят предшественником «просветители» и «машихисты», еврейские националисты и космополиты, сторонники единого корня мировой философии и те, кто категорически не приемлет и не считает сущностным какое-либо подобие между мировоззрением, основанным на Торе, и изысканиями иных народов…
А Рамбам — это Рамбам. Он предельно интеллектуально честен, и только, уму непредвзятому и широкому может раскрыться его картина мира. Разум такой встречается невероятно редко, говорят же мудрецы, что: «после разрушения Храма предвзятость на всех»… Оттого самый «исследованный» еврейский мудрец — возможно, одновременно и самый искажённо понимаемый.
Осмелюсь уточнить: Маймонид не «выдающийся философ, повлиявший на многонациональную средневековую философию»; не «один из крупнейших врачей и гигиенистов в истории»; не «человек, стоящий у истоков кодификации еврейского закона» (хотя всё это верно). А: великий, возможно, величайший исследователь Б-жественного Откровения — Торы.
Для этого он использует все имеющиеся у него силы и ресурсы, не ограничиваясь своими необъятными познаниями в еврейской Традиции,- но включая греческую, особенно аристотелианскую философию, схоластическую логику, многие науки, долгий личный опыт гонений, близкие отношения и диспуты с ведущими мыслителями мусульманского мира… Ему нужна только истина, и как можно больше истины — а ради неё ничего не жалко и можно рисковать.
Всё прочее — следствия и инструменты в главной работе . Конечно, не из-за его знакомства с философией Аристотеля и Авиценны говорят в нашем народе: От Моше (рабейну) до Моше (бен Маймон) не было подобного Моше».
При всей известности Рамбама (аж ЮНЕСКО называет годы в его честь!) мы не можем уверенно идентифицировать многие моменты его биографии. Так, согласно ссылке его в главном, фундаментальном труде «Мишнэ Тора», он завершил работу над разделом «Зраим» («Посевы») 30-летним. И тогда он родился в 1138 году. Но его внук, рабби Давид, указывает датой рождения деда 30 марта (24 Нисана) 1135 года (в пересчёте с селевкидского календаря) — и эта цифра чаще встречается в биографиях. Появился он на свет в испанской Кордове, где отец его, рабби Маймон бен Йосиф, выдающийся законоучитель, был главой еврейской общины и её даяном (судьёй). Рамбам в своих книгах приводит перечень семи поколений предков, пятеро из которых носили титул «даян».
Когда учитель рабби Маймона, Ри Мигаш был смертельно болен, Маймон привёл к нему своего сына для благословения. Мудрец поцеловал и благословил Моше. Много позднее Рамбам напишет, что вся его мудрость в Торе происходит от этого благословения.
Тогда в мусульманской Испании правили Альморавиды, вожди берберских племён саханжа и зената из Северной Африки. Были они последовательными борцами против просвещения, кое, как полагали, подрывает основы ислама. Сурово подавлялись не только евреи и христиане, но и недостаточно «правильные» мусульмане.
Но это были ещё цветочки, ибо сменившие их коллеги—Альмохады (Альмоджады), опиравшиеся на суровых берберских горцев, показали публике, где зимует Кузькина мать. Начинали они религиозным братством, борцами за чистоту ислама и «за возвращение к ленинским… простите, мухаммадовским нормам партийной жизни», руководил ими тогда некий Мухаммад ибн Тумарт. В 1121 его объявили «имамом», сам же он себя скромно именовал «махди», сиречь исламским «мессией». И — начал «махди» священную войну против прежних, тоже отнюдь не вегетарианских правителей, обвинив их в отходе от ислама. После смерти несостоявшегося «махди» в 1130 ему наследовал сподвижник Абдул-Мумин, продолжавший, теперь уже в роли «халифа» и «повелителя верующих», войну захватническую. (ИГИЛ рыдает от зависти) Постепенно они захватили Марокко и часть Испании (в 1148- Кордову), вырезали поголовно уцелевших Альморавидов и оставшиеся непокорными племена — и, создав империю, принялись наводить в ней «новый порядок». Христиан в империи подавили быстро, большинство выживших бежали в христианские области, отвоёванные кастильцами во время мусульманских разборок; а евреям предложили на выбор: «Ислам или изгнание!». Что, согласитесь, гуманнее, чем «ислам или смерть» язычников.
Надо признать, с идолопоклонниками Альмохады боролись старательней, «отказников» вырезали сотнями. «Неправильным монотеистам» иногда удавалось выкрутиться. «Милость» доходила порой до того, что упрямым евреям дозволялось уехать с частью имущества. Впрочем, не всегда. Многие бежали от репрессий «с одним посохом в руках», другие формально приняли ислам — что технически было несложно, достаточно произнести «шахаду»: « Нет Б-га, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Его»,- но втайне оставались евреями. Перенеситесь мысленно в Ракку 2015 года и получите представление об обстановке.
О семье рабби Маймона данные расходятся: одни источники утверждают, в 1148 году, при захвате города Альмохадами, когда Рамбаму, вероятно, исполнилось 13 лет, они бежали из Кордовы и несколько лет скиталась. Предположительно, по Южной Испании и, возможно, Провансу. Другие утверждают, что они оставались в Кордове до самого переезда в Марокко, в город Фес, в 1159 или 1160.
Согласно арабским летописям, перепечатываемым некоторыми современными еврейскими биографами, сам Маймон и его близкие изображали из себя мусульман, скрывая еврейство — отчего в дальнейшем, в Фесе, Рамбаму даже угрожала опасность как «отступнику от ислама». Его еврейский друг, Йеуда ибн Шушан, из-за такого обвинения погиб, Рамбама же выручил друг арабский, поэт и теолог Абу-аль-Араб-аль-Муиши, имевший большие связи. Тогда ещё в Фесе насильственная исламизация считалась незаконной.
Однако сам Маймонид нигде об этом не упоминает, как и все его еврейские родственники, друзья и биографы. Главное же — об этом ни слова не говорят еврейские идейные противники; при накале страстей уж этого они б не упустили! Можно предположить, что мусульманами Маймон и его близкие себя не изображали, но и еврейство на улицах афишировали не особенного широко.
В Фесе Рамбам учился в знаменитом университете Аль-Карауин, одном из ведущих учебных заведений того времени, и обзавёлся основательными познаниями в науках — медицине, астрономии, химии, математике, истории, логике, философии. (Ныне университет Аль-Карауин внесён в Книгу рекордов Гиннеса как «старейшее в мире действующее учебное заведение.») А также в теологии, особенности в теологии магометанской, что позволило ему критиковать ислам квалифицированно и детально. В «Игерет шмад» (Послании об уничтожении) и «Игерет Тайман» (Йеменском послании) Рамбам, несмотря острейшую опасность для живущего в мусульманской стране, не только детально описывает практику и мировоззрение ислама, но и называет Мухаммада «безумцем».
Примерно в 1165 году на несколько месяцев они перебрались в Палестину, в город Акко,- после затишья гонения на немусульман в империи усилились. По смерти отца — Абдул-Мумина(1163) новый султан Абу Якуб Юсуф ибн Абдул-Мумин решил продолжить «святое дело». В Израиле Рамбам побывал в Хевроне и Иерушалаиме, а далее семья, после краткой остановке в Александрии, перебралась в Фостат (Фустат) — Старый Каир, столицу Египта,- где власти были более «ортодоксальны» и терпимы. Последние почти 40 лет своей жизни Рамбам в основном провёл в Фостате.
Рабби Маймон умер во второй половине 1160-х — более точных данных мы не имеем. Видимо, уже в Фостате, хотя есть и версия о его уходе в Акко. Он был учеником великого тосафиста Ри Мигаша, а тот, в свою очередь — учеником одного из величайших еврейских учёных тысячелетия Рифа, рабби Ицхака Альфаси, чьи труды изучают сегодня в любой ешиве. Возможно, склонность к классифициациям Рамбам по цепочке унаследовал от Рифа.
Позвольте напомнить, что рабби Йосеф Каро, составляя «Шульхан арух», в первую очередь сопоставлял позиции трёх учёных: Рифа, ученика его учеников Рамбама и Роша (рабейну Ашера из Германии). В большой степени мы являемся студентами школы Рифа.
«Мишне Торе», назвав его «Кесеф мишне» («Страсть по мишне», в смысле любовь к Закону). Несомненно, классически организованный труд Рамбама стоял перед его глазами, когда он работал на своих кодексом, и направлял его руку классификатора.
Рабби Маймом был также астрономом, математиком и философом — детям было у кого учиться и с кого брать пример. Да и внукам тоже — единственный сын Рамбама, которого в нашей литературе именуют «Авраам бен Рамбам», часто цитировал комментарии деда к Торе. (Есть данные, что у Рамбама была также дочь, но точнее историкам установить не удалось; возможно, она умерла маленькой) Рамбам нередко ссылается на постановления отца, хотя иногда, сего не подчёркивая, их оспаривает.
Знаем мы, что Рамбам женился за 30, уже в Фостате, и что его жена была из уважаемой семьи, имя её отца: Мишаэль Алеви бен Ишаягу. И что в каирской генизе найдена родословная этой семьи на 14 поколений. Увы, имена самих жены и матери Рамбама не известны. Конфликтов в семье не было, жили дружно, супруга старалась понимать и поддерживать своего великого мужа.
Между прочим, потомки рабби Маймона управляли еврейской общиной Каира и всего Египта более 200 лет, фактически передавая «трон» по наследству. И по заслугам — все они были истинными учёными, при этом очень различными по характеру. Так, сын Рамбама рабби Авраам, в отличие от отца с его предельно ясным и логическим интеллектом, предпочитавшим логику и науку мистике, был глубоко погружён в мистические опыты и тайное учение. Был он, по свидетельству современника, с детства «скромным, весьма утончённым и необыкновенно добродушным». Родился Авраам, когда отцу исполнился 51 год — и уже в 18 лет был признан авторитетнейшим мудрецом общины и избран её «нагидом», руководителем! Обратите внимание, каирская жизнь Рамбама отнюдь не всегда была усыпана розами, его руководство не раз оспаривалось традиционными еврейско-египетскими семьями из-за андалусийского происхождения Маймонида, на долгие годы его отстраняли «от трона» ,- так что можно быть уверенным, что рабби Авраам избран не из-за авторитета отца, а за собственные заслуги. Пишут, что благодаря ему многие караимы вернулись в лоно иудаизма. Умер он в 51 год, как бы завершая некий потомственный круг.
Было у Рамбама как минимум три сестры — судя по сохранившимся письмам, а также младший брат Давид — любимец всей семьи, воспитанию которого Рамбам уделял много внимания. После смерти отца Давид взял на себя заботы о семье и восемь лет Рамбам мог спокойно заниматься изучением Торы, писанием книг и делами общины — отказываясь принимать деньги за это и за обучение святому Закону. Давид торговал алмазами, его бизнес шёл успешно, но… В одну из поездок в Индийском океане корабль попал в бурю и утонул. Кроме смерти любимого брата Рамбам потерял и большое имущество, на корабле находилась существенная часть достояния семьи.
Рамбам очень тяжело переживал гибель брата-праведника. Не знаю, не закрались ли тогда в его душу сомнения в Б-жественной справедливости?.. Пишут, что целый год Маймонид практически не вставал с постели. Но — средства истощились, пришла пора брать на себя ответственность за свою семью и за жену брата с двумя детьми. Рамбам находит путь к самоисцелению — и начинает карьеру врача. Многие его родственники, ученики и друзья занимались медициной, эту профессию Рамбам рекомендует всем как дающую возможность помогать людям и самосовершенствоваться — короче, как наилучшую профессию вообще!
Не знаю, дело ли в гигантских познаниях Рамбама в еврейском законе, его потрясающей памяти и интуиции, хорошей ли медицинской школе университета Аль-Карауин или прямо в руах акодеш (душе святости), сопровождавшем мудреца — но слава Рамбама-врача распространилась очень быстро. Его, видимо в 1187, пригласил к себе на службу личным врачом наместник Египта ал-Фадил. Не совсем уверенно говорят историки о том, что был он также врачом султана Салах ад-Дина и что его уговаривал стать своим медиком Ричард Львиное Сердце.
В самый последний период своей жизни Рамбам писал в основном на медицинские темы — после того, как завершил труд своей жизни «Мишне Тора» («Яд а-хазака, между 1170 и 1180). А начал он в молодости, в 23 года приступив к работе над комментарием к основе еврейского Закона — Мишне. Этот комментарий, чрезвычайно упорядоченный и стремящийся не упустить ни одной существенной области, переделывался автором в течение жизни 3 раза — все 3 варианта до нас дошли.
Вообще, Рамбам был открыт новым знаниям и продолжал переосмыслять и править свои уже изданные книги,- что немало осложняет жизнь нынешним историкам и издателям. Мудрецу никогда не приходило в голову отстаивать «вчерашний день» и собственную правоту; так, возражения Раавада (рабби Авраама бен Давида из Поскьеры), одного из главных своих критиков, Рамбам принял с большим почтением и благодарностью.
Одной из главных особенностей произведений Рамбама является простота их языка — обычно он ориентируется на человека, не обязательно достигшего высот в торанической мудрости. Есть у него и книга «для интеллектуальной элиты», «Море невухим» (Путеводитель растерянных), встретившая наибольшее сопротивление в «традиционных», «ортодоксальных» кругах. Вплоть до того, что какие-то умники, полагаясь на херем (отлучение), наложенный на книгу несколькими выдающимися мудрецами, «догадались» обратиться с просьбой о сожжении «еретической книги» к инквизиторам—бенедектианцам… И запылали еврейские книги!
Увы, есть среди нас «энтузиасты»… В итоге рабейну Йона, один из авторов «херема», увидав результаты «отлучения», долго каялся; рассказывают, что ради этого он поехал на могилу Рамбама в Тверию и собрал там миньян, а также якобы ходил по синагогам и возглашал: «Согрешил я против Б-га Израиля и против рабби Моше бен Маймона!»
В медицине Рамбам уделяет очень большое внимание профилактике, здоровому образу жизни, стремится по возможности избавить страждущего от медикаментозного лечения, полагая его необходимым только в случаях крайних и запущенных. Его знание человеческого тела, души и человеческой натуры были на таком уровне, что приходится верить легендам о диагнозах с первого взгляда, о чудесах исцеления его пациентов…
Рамбам, видимо, «чемпион мира» по количеству написанного. А качество… Когда Брискер Ров прилетел в Израиль, он не поцеловал землю: «Рамбам не рассказывает байки — а ведь он написал, что «праведники целуют Святую Землю». Кто я? — простой еврей».
Рамбам огранял слова, как гранят алмазы. До нас дошло немало его черновиков — мудрец рекомендовал всем работать с черновиками и серьёзно их редактировать.
Но замолкаю, «нельзя объять необъятное» — исследователи насчитали в трудах Рамбама примерно тысячу глобальных тем. Трудно поверить, что всё это — творения одного человека; можно, наверное, сказать, что его разум приближался к ступени пророчества. Ну и обычные 2-3 часа сна в сутки (тогда как другим он рекомендует 8) оставляли больше времени…
Закончу рассказ легендой: когда в 1204 году процессия евреев везла прах Рамбама хоронить в Тверию, на неё напали разбойники. Но узнав, кого везут хоронить, разбойники удалились, не причинив никому вреда. Могила Рамбама в Тверии, рядом с могилой его отца, рабби Маймона, по сей день место паломничества.
«Появился он на свет в испанской Кордове…»
……
Не было тогда никакой «Испанской Кордовы», впрочем как и самой «Испании». Он родился в Аль Андалусийской Мусульманской Кордове. Его разговорным был, скорее всего, какой-то из арабских диалектов и все, что писал было либо на арабском, либо на иврите. Причем, насколько мне известно, большинство своих книг он написал именно на арабском. «Мишне Тора» (одно из редких исключений) написано на иврите и хорошо, что так, поскольку Мишне Тора — это один из главных трудов, если не самый главный!
И, по-моему, очень важно понимать, что факт его рождения в Кордове не преващает РАМБАМа в сефарда (которым его ошибочно считают). Не превращает, поскольку Аль Анадалус — это не Сфарад. Вот Каталония, в которой веком поже родился РАМБАН — это Сфарад, точнее часть будущего Сфарада. И потому РАМБАН — сефард, в то время как РАМБАМ — самый настоящий «мизрахи», но не из тех, в кого превратились «мизрахим» во времена зрелости и старости Халифата, а из тех, которые родились и выросли во времена исламской юности, пока ислам не вошел в полную силу и не задавил все, что цвело, накорню.
Зачислять РАМБАМа в сефарды, это примерно как зачислять иудеев Вавилона, живших там задолго до арабского вторжения (включая составителей Талмуда) в «мизрахим».