В Нью-Йорке возбуждено федеральное дело против российского юриста Наталии Весельницкой, прославившейся в США встречей с Дональдом Трампом-младшим и руководителями трамповского избирательного штаба, рассчитывавшими получить у нее компромат на Хиллари Клинтон.
Встреча, проходившая в июне 2016 года в «Трамп-тауэр» на Пятой авеню и длившаяся менее получаса, закончилась безрезультатно. Весельницкая пришла для того, чтобы агитировать трампистов за отмену Закона Магнитского, о котором большинство из них не имели понятия.
Обвинения, выдвинутые сейчас против 43-летней Весельницкой и грозящие ей 10 годами тюрьмы, не имеют никакого отношения к предвыборной кампании 2016 года. Ей инкриминируется препятствование отправлению правосудия в ходе судебной тяжбы между американскими прокурорами и группой компаний, известных под общим именем Prevezon Holdings и принадлежащих россиянину Денису Кацыву, сыну вице-президента РЖД Петра Кацыва.
Иск против Prevezon был возбужден 10 сентября 2013 года. Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка утверждала в нем, что ответчики, в число которых не входил лично владелец компаний Кацыв, отмыли за счет покупки манхэттенской недвижимости небольшую часть барыша от грандиозной налоговой аферы, совершенной «российской преступной организацией, включающей коррумпированных правительственных чиновников».
По версии истца, афера, в ходе которой были похищены 5,4 млрд. рублей, была разоблачена Сергеем Магнитским, аудитором, работавшим в инвестиционной компании Heritage Capital английского бизнесмена Уильяма Браудера, сына бывшего главы американской компартии Эрла Браудера. Именно Браудер предоставил нью-йоркским прокурорам первоначальную доказательную базу иска и сделался главной мишенью адвокатов ответчиков.
Впоследствии Магнитский был арестован по обвинению в той же афере и скончался в «Матросской тишине» при обстоятельствах, которые правозащитники считают подозрительными. Тот же Браудер помог протолкнуть через американский Конгресс Закон Магнитского, ударивший санкциями по целому ряду российских чиновников.
Ответчики наняли дорогих американских адвокатов, которым помогала Весельницкая, не имеющая юридической лицензии в США и нуждающаяся в переводчике. По словам прокуроров, она представила суду лживое заявление, предварявшее присланные из Москвы документы, которые якобы обеляли ответчиков. Речь шла об ответе генпрокуратуры РФ на запрос американского минюста в рамках договора о правовой помощи. В марте 2014 года американская сторона запросила у российских коллег материалы по делу Prevezon, прежде всего банковские выписки.
В отличие от других стран, к которым обратились за помощью американцы, Россия не предоставила им запрошенные материалы. Вместо них минюст США получил в августе 2014 года документы, представленные как результаты расследования российских властей по делу Prevezon.
Как утверждалось в российском ответе, расследование установило, «что основную часть иска (против Prevezon — В. К.) составляет уже проверенная и опровергнутая как ложная версия Браудера У.Ф., которая им выдвинута и широко тиражируется в целях сокрытия своей причастности к совершению в Российской Федерации ряда тяжких преступлений в сфере экономикии и дискредитации правоохранптельных и судебных органов России, расследующих его преступную деятельность. Поэтому предъявленные правительством США требования к Prevezon Holdings не представляют собой иска в юридическом смысле этого слова. Они выступают квази-иском, поскольку не содержат самостоятельных оснований и достоверных данных».
«Расследованием деятельности Браудера У.Ф. установлено, — говорится дальше, — что в 1996 г., будучи подданным Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в нарушение миграционного законодательства, прибыл в Москву (Россия), где принял решение заниматься незаконным приобретением акций российских предприятий, которые были запрещены для продажи нерезидентам — иностранным лицам». И в таком духе.
В цитируемом 27-страничном российском документе также начисто отвергается американская версия налоговой схемы, разоблаченной Магнитским, и говорится: «Каких-либо доказательств того, что Магнитский С.Л. проводил собственное расследование и выявил какие-то преступления, в том числе хищение 5,4 млрд. рублей из российского бюджета, к которым были бы причастны сотрудники государственных органов Российской Федерации, не установлено».
«Расследование данных обстоятельств показало, что к хищению 5,4 млрд. руб. причастна группа лиц, состоявшая из Хлебникова В.Г., Маркелова В.А., Курочкина В.Н., Коробейникова С. М., Гасанова О.Г., а также Магнитского С.Л. и Хайретдинова Э.М., действовавших в интересах Браудера У.Ф.», — резюмируется в российском ответе американцам.
Браудер был осужден в России заочно и приговорен к 9 годам. Ознакомившись с российским ответом, американский судья Томас Гризе, рассматривавший иск против Prevezon, отказал прокурорам, просившим его решить дело в их пользу, и тяжба продолжалась до мая 2017 года, когда ответчики сочли за благо договориться миром. Они не признали вину, но согласились выплатить 5,9 млн. долларов, что делали со скрипом, из-за чего суду пришлось вернуться к делу Prevezon в прошлом году.
Сейчас прокуратура утверждает, что отчет о российском расследовании, которое будто бы обелило «коррумпированных правительственных чиновников», писался при активном участии Весельницкой. Она якобы тайно взаимодействовала с непоименованным «высокопоставленным сотрудником генпрокуратуры», который вставил в посланный американцам документ целые пассажи, вышедшие из-под ее пера.
Она отправила копию одного своего имейла этому чиновнику отцу владельца Prevezon Петру Кацыву.
Имя вышеуказанного чиновника раньше раскрыл сайт «Центр Досье» Михаила Ходорковского, сообщивший, что речь идет о Сергее Бочкареве, замначальника отдела Генпрокуратуры РФ по надзору за расследованием особо важных дел. Сайт привел ссылки на переписку между Бочкаревым и Весельницкой именнно в тот период, когда Генпрокуратура готовила ответ на американский запрос. Эта переписка без указания источника также упоминается в американском обвинительном заключении по делу Весельницкой.
Если верить прокурорам, она также обманула суд, заявив, что Генпрокуратура РФ якобы отказалась предоставить ей копию своего ответа американцам. В результате Весельницкой де пришлось затребовать ее через Тверской суд, который решил дело в ее пользу, и она получила документ, который в действительности сама же частично написала и редактировала.
Как утверждается в обвинительном документе, Бочкарев помог ей и здесь, прислав проект жалобы на Генпрокуратуру, с которой она обратилась в Тверской суд.
Весельницкая проживает в России и вряд ли скоро появится в американском суде. Но отныне ей имеет смысл куда тщательнее обдумывать маршруты своих зарубежных странствий.