Вот смерть пришла…

Моше грозит фараону восьмой по счету казнью — нашествием саранчи, если евреи не получат свободу. Фараон соглашается отпустить только мужчин. В разгар этой казни фараон раскаивается в своем упрямстве и просит Моше и Аарона удалить саранчу. Его просьба выполняется, но Б-г вновь ожесточает сердце египетского правителя, и тот в очередной раз не выполняет обещание. Тогда начинается девятая казнь: вся страна, кроме еврейских домов, погружается в густую обволакивающую тьму. Фараон снова зовет Моше и предлагает отпустить всех евреев, но без скота. Моше отвечает, что евреи не только уведут свой скот, но и прихватят часть скота египтян, а затем сообщает о завершающей, самой тяжелой казни — умерщвлении первенцев, после чего сыны Израиля покинут Египет. Б-г дает евреям первую заповедь: с нисана, месяца Исхода, будет начинаться еврейский год. 10 нисана евреи должны взять ягненка, держать его дома четыре дня и потом зарезать как пасхальную жертву, помазать кровью дверные косяки и притолоки в своих домах, а зажаренное мясо — съесть. Кровь жертвы укажет Б-гу еврейские дома, чтобы миновать их во время истребления египетских первенцев. Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания Б-га в точности выполняются. Начинается последняя казнь, и фараон отпускает, наконец, еврейских рабов. В конце раздела приведены законы пасхальной жертвы, выкупа сына-первенца и наложения тфилин.

***

«И поспешил фараон призвать Моше и Аарона, и сказал: Согрешил я пред Б-гом, Всесильным вашим и перед вами» (10:16).

Почему фараон так спешил? В ходе других казней никакой спешки не было, за исключением самой последней казни — умерщвления первенцев, когда египтяне торопили сынов Израиля, просили их уйти как можно быстрее, что, впрочем, и понятно.

Наоборот, при всех других казнях, начиная с нашествия жаб, фараон просил прекратить казнь «завтра», видимо, желая убедиться, что угрозы Моше и последующие события были каким-то образом связаны между собой и что Моше действительно мог влиять на эти «стихийные бедствия».

Здесь же фараон не искал никаких причинно-следственных связей, а тут же стал извиняться перед Б-гом и братьями из колена Леви — Моше и Аароном: «А теперь прости грех мой лишь на этот раз, и помолитесь Б-гу, да будет удалена от меня хоть эта смерть» (10:17).

Кроме того, что давала ему эта спешка? Ведь саранча уже съела все, что можно было съесть, как сказано тут же: «И пожрала саранча всю траву земли, всякий плод дерева, который оставил град (предыдущая казнь), и не осталось никакой зелени, ни дерева и ни травы полевой по всей земле Египетской» (10:15). Все пропало, и молитва Моше и Аарона вряд ли могла исправить ситуацию.

Нет, не все. Могло быть еще хуже. Все дело в биологических свойствах саранчи. Если эти насекомые оставались на одном месте длительное время, они откладывали миллионы яиц, из которых вылупливалось новое поколение саранчи, и она съедала всю зелень, которая вырастала на ранее обглоданных деревьях и полях.

Фараон знал об этом и поэтому просил Моше и Аарона как можно быстрее удалить саранчу — немедленно, сегодня, а не завтра, пока эти твари не успели отложить яйца.

Комментаторы утверждают, что такой прожорливой саранчи не было больше в истории. Уничтожив всю растительность, она стала поедать одежду и даже домашнюю утварь. Ну как тут не испугаться!?

Мера за меру

«И дабы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, как издевался Я над египтянами…» (10:2).

Фараон обманул сынов Израиля, когда после казни градом обещал отпустить их, но как только град прекратился, не сдержал слова.

Тогда Б-г решил наказать его по принципу «мера за меру». Как Он это сделал?

В прошлом разделе «Ваэра», где рассказывается о казни градом, сказано, что «…и лен, и ячмень были побиты…, а пшеница и полба не были побиты» (9:31-32).

Фараон, видимо, решил, что Б-г просто не сумел уничтожить эти культуры с помощью града, и поэтому египтянам не грозит голод.

Роковая ошибка. Фараон не догадывался, что Всевышний специально приберег пшеницу и полбу, чтобы они стали пищей для саранчи в ходе следующей по счету казни.

Он еще не расквитался с египтянами за жестокое обращение с еврейскими рабами и отказ предоставить им свободу, как сказано в начале сегодняшнего раздела: «Иди к фараону, ибо Я ожесточил сердце его и сердце слуг его, дабы совершить Мне все эти знамения Мои на них, и дабы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, как издевался Я над египтянами…, и познаете, что Я — Б-г» (10:1-2).

Лекарство для любви

«В одном доме пусть едят ее (пасхальную жертву), не выноси этого мяса из дома и костей в нем не ломайте» (12:46).

Почему празднование Песаха сопровождается таким количеством на первый взгляд мелких, тривиальных указаний? Неужели нельзя обойтись одной мацой?

В начале Второй мировой войны из Лондона и других британских городов, которые подвергались налетам гитлеровского «люфтваффе», были эвакуированы дети. Некоторых вывезли за океан. Другие остались в Англии и вместе с родителями переждали бомбежки в сельской местности.

Разлученные семьи воссоединились лишь в конце войны. Трудно описать радость этих долгожданных встреч. Однако вскоре выяснилось, что у родителей и детей, не расстававшихся всю войну, сохранились более тесные контакты, чем в семьях, которые жили в разлуке долгих четыре с половиной года.

Из этого и других подобных случаев психологи сделали любопытный вывод. Мы думаем, что заботимся о своих детях, потому что любим их. На самом деле, в наших отношениях с детьми действует обратная связь: именно забота о детях порождает любовь к ним. Всякий раз, когда мы встаем среди ночи, чтобы дать ребенку стакан воды или сменить пеленку, мы жертвуем ему частичку себя, своих сил, своего покоя, и эта жертва усиливает нашу любовь к нему. Вот чего не хватало британским родителям, чьи дети находились в эвакуации, — возможности напоить сонного ребенка и уложить его в постель, накрыв плотнее одеялом.

Так же складываются и наши отношения с Б-гом. Некоторые говорят: «Как я завидую твоей вере! Я бы тоже хотел верить, но не получается. Нет в моей душе веры, не чувствую ее».

На самом деле, вера не появляется на пустом месте. Ее рождают действия. Когда мы делаем для Б-га то, что Он требует от нас — омываем руки после сна, накладываем тфилин, произносим благословение после еды, мы как будто подносим стакан воды плачущему среди ночи ребенку.

Вот почему Б-г дал нам так много заповедей в напоминание об Исходе. Ведь чтобы только запомнить этот день, нам было бы достаточно погрызть немного мацы без сложного ритуала, которым обставлено празднование пасхальной недели: утомительная до изнурения уборка жилья, удаление квасного, «седер» с чтением «Агады», мацой, горькой зеленью и «афикоманом». Такая детализация не случайна. Всевышний нарочно дал нам множество мицвот, чтобы укрепить нашу эмоциональную привязанность к Себе, чтобы выработать в наших сердцах всепоглощающую любовь к еврейскому образу жизни.

5е

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора