Чистая жертва

Позвонил друг: «Ты чем сейчас занимаешься, о раввинах пишешь? — Да. — Слушай, сделай перерыв, я перечитал «Перед приходом Машиаха» рава Вассермана, это сейчас так актуально! Напиши об этом». В ответ я поведал историю середины 90-х. Почитывал я эту маленькую брошюрку, сидячи в Израиле. Видно, что статья свежая, написана очень глубоко и содержательно, многие текущие процессы она мне растолковала. Помню, одно лишь коробило — ненужные в работе на такую глобальную тему прозрачные отсылки и грубоватые намёки на текущие политические события. «Зачем так мельчить?». И вот я дочитываю книжечку, однажды удивившись «современности национал-социализма» в контексте цитаты, которую вы увидите через пару строк. Переворачиваю на заднюю обложку… Шок: «Рав Эльханан Буним Вассерман вместе с преподавателями и учащимися ешивы «Оэль Тора» из Барановичей расстрелян в 1941 в Девятом форте Ковно». (Статья была написана в 1937 на идиш, опубликована и переведена на иврит в 1939) Святой мудрец погиб, а сказанное и написанное им всё актуальней с каждым днём нашей бестолковой эпохи.

Чтобы не выглядело простой апологетикой, вот тройка цитат. 1) «В наше время евреи избрали для себя два главных вида идолослужения, которым они приносят свои жертвы. Речь идёт о социализме и национализме. Суть нового национализма можно сжато определить следующим образом: «Будем как все народы». От еврея не требуется ничего, кроме национального чувства. Тот, кто жертвует на Керен Каемет и поёт Атикву, освобождается от всех заповедей Торы. Ясно, что Тора считает подобную концепцию идолопоклонством. Эти два вида идолослужения отравили головы и сердца еврейской молодёжи. Оба они имеют свои генеральные штабы лжепророков в виде литераторов и ораторов, делающих своё дело на совесть. И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединились в одно — национал-социализм, сделали из него жезл страшного гнева, поражающий евреев во всех уголках земли. Мерзости, которым мы поклонялись, сейчас разят нас. «Твоё же зло и поразит тебя»«. 2) «Перед приходом Машиаха возрастёт людская наглость». Эту фразу можно истолковать иначе: «наглость возвеличится». В прежние времена от лидеров поколения требовали, чтобы они были одарены знаниями Торы, Б-гобоязненностью и мудростью. Перед приходом Машиаха титулом «Великий» будет увенчан тот, кто обладает гипертрофированной наглостью. Мало того, более наглые будут являться и более авторитетными. Мы видим, что необходимым условием политического успеха является развитая наглость и беспардонность.» 3) «Сказал Хафец Хаим: «Сегодня в мире за короткий период происходят такие изменения, на которые прежде уходили сотни лет». Мы видим, что колесо времени вращается с удивительной скоростью. «Что сделал нам Ашем?» Почему всё так изменилось? На эти вопросы ответил Хафец Хаим: «От дней Творения и доныне на небесах накопились кучи неоплаченных счетов. Перед приходом Машиаха следует все эти счета оплатить, потому что Избавление устранит ецер ара (наклонность ко злу), что приведёт к ликвидации всего современного миропорядка, построенного на войне человека с ецер ара. Поэтому на каждую душу возложена обязанность оплатить всё, что она осталась должна небесам. А поскольку дни Машиаха очень близки, необходимо ускорить этот процесс». С тех пор, как Хафец Хаим высказал это мнение, темп событий в мире ещё более возрос. Кажется, будто колесо времени ускоряется приказом: «Торопись!». Каждый разумный человек поймёт, что мы живём в особую эпоху, которой в самом скором будущем предстоит изменить весь миропорядок, и поэтому с каждым днём темп событий ускоряется.»

Clip2net_181225204222ккккк

Можно продолжать, плотность мысли, точность информаций и концепций, талант педагога и лектора у рава Вассермана были таковы, что даже в переводах в его текстах редактору делать нечего. Рассказывают, в юные годы, когда Эльханан Буним учился в Тельзе, а затем у великого рава Хаима из Бриска, он считался непревзойдённым мастером «пилпуля» — талмудической дискуссии, отточенного анализа и сопоставления идей. Его удивительно организованная и мощная память хранила множество книг и мгновенно «выдавала на гора» все точки зрения в Талмуде и всю разнообразную информацию, имеющую отношение к поднятому вопросу. Дискуссия могла длиться долго, аргументы рава Вассермана всегда точно взвешены и отбить их нелегко, ну а в точности и краткости выводов ему просто не было равных. Будущий его тесть, гаон рав Моше Атлас называл Эльханана «ещё одним рабби Акивой Эйгером»,- сравнивая с мудрецом, славившимся искусством анализа.

Однако позднее, в бытность главой ешивы, стиль исследования и преподавания у рава Эльханана изменился кардинально. Он стал неповторимым мастером «пшат» — глубокого и точного буквального понимания текста. Рав пришёл к выводу, что так он сможет больше дать ученикам — и перестроил свою учёбу, изменил даже пути своего мышления!

Рав Эльханан Буним Вассерман родился в 1874 году (чаще указывают 1875 — видимо, это неточность) в городке Бирзай (Бирз) в Литве. Его родители, рав Нафтали-Бейниш и Рохле-Шейна, держали магазинчик. В 1890-м семья перебралась в Латвию, в Бойск, а 15-летний Эльханан поступил в знаменитую ешиву Тельз. Там юноша сблизился с одним из двух глав ешивы, выдающимся раввином Шимоном Шкопом — рассказывали, он часто провожал учителя до дома, обсуждая поднятые в ешиве темы. Дебаты шли буквально до тех пор, пока рав шёл спать. Рав Шимон славился особенной вдумчивостью; его фраза в защиту неторопливой учёбы звучит: «Нормальные родители предпочитают, чтобы у них родилось три здоровых ребенка, а не десять уродов».

Рав Шимон Шкоп
Рав Шимон Шкоп

Вообще у рава Эльханана имелось редкостное свойство: он быстро и тесно сходился со своими учителями, великими людьми в Торе. Когда летом 1897 Эльханан познакомился с равом Хаимом Соловейчиком, то, вдохновлённый его методикой изучения Торы, перебрался к нему сперва в Воложин, а после закрытия российскими властями Воложинской ешивы — в Бриск (Брест-Литовский). Вскоре же он стал ближайшим учеником рава Хаима. (Кстати, рав Шимон Шкоп тоже был учеником и другом Брискера)

Приглашённый Хафец Хаимом преподавать и учиться в колеле «Кодшим» в Радине (1907-10 — и далее, после перерыва на Бриск), рав Вассерман быстро стал любимым учеником духовного главы поколения. Знающие люди утверждают, что в последние годы своей жизни именно раву Эльханану Хафец Хаим передал «по наследству» свои знания в каббале. Прежде же, когда Хафец Хаим собирался переезжать в землю Израиля, на уговоры: «На кого Вы нас оставляете, Учитель?!» он спокойно отвечал: «не волнуйтесь, с вами же остаётся рав Вассерман».

В 1910 по рекомендации Брискера рава Эльханана избрали даяном (еврейским судьёй) Бриска. Одновременно он стал там рош-ешива — Хафец Хаим не только отпустил его, но даже уговорил уехать преподавать в Бриск. Наверное, тогда всемирно известная Бристская ешива нуждалась в укреплении.

Рав Хаим Соловейчик (Брискер)
Рав Хаим Соловейчик (Брискер)

Видимо, истинные мудрецы Торы находили в раве Эльханане не только старательного и разумного ученика, но в первую очередь возвышенную душу,— того, на кого можно полностью полагаться. И оттого доверяли ему ему не только тайны Торы, но и самое дорогое — души своих учеников. Педагогическим талантом рав Эльханан прославился ещё в Тельзе, в свои 20…

В течение всей жизни рав Вассерман очень не любил занимать официальные посты. Однако жизнь многократно заставляла… Он был одним из руководителей всемирной «Агудат Исраэль», объединившей большинство еврейских религиозных общин; он создавал и возглавлял ешивы. После смерти в 1933 Хафец Хаима многие видели в нём главу еврейства.

В 1899 он женился на Михле, дочери одного из основателей ешивы Тельз и раввина города Салант рава Меира Атласа. Переехал в дом тестя и учился там сутками — тесть содержал молодых, давая зятю возможность полностью посвятить себя Торе. Но в какой-то момент материальное положение семьи пошатнулось (ошибочно пишут, что это случилось из-за смерти тестя — нет, гаон рав Меир Атлас скончался в 1926). Может быть, закончилось оговорённое время? Или у рава Меира появились новые обязательства? Как бы то ни было, рав Эльханан был вынужден был «выйти из подполья» — в 1903 они с равом Йоэлем Баранчиком основали метивту — ешиву для старших юношей в городке Амислове (Россия). Там он преподавал до 1907, когда,- видимо, под влиянием вызванной Первой русской революцией путаницы в умах,- в ешиве возник конфликт. Рав Эльханан не стал спорить, уступил своё место и вернулся учиться в дом тестя. Так же он поступит позднее в Бриске, когда на его должность даяна появился настойчивый претендент.

В материальном он предпочитал уступить — конфликту. А вот в духовном и ради духовного — это был несгибаемый и неустрашимый боец; тут он никогда не шёл на компромиссы. Забегая вперёд, когда рав Эльханан в 1939 был в Америке — собирал деньги на пропитание учеников руководимой им ешивы в Барановичах — началась II Мировая война. Его уговаривали остаться, предлагали политическое убежище и должности, но: «Я не могу бросить моих мальчиков». Он вернулся в оккупированную Литву, прекрасная понимая, что, по всей вероятности, идёт на верную смерть. Об опасности нацизма, возникшего как духовное следствие отхода евреев о Торы, рав Вассерман говорил и писал неоднократно. В самом начале карьеры «Тысячелетнего рейха» предупреждал он о «ждущей нас великой опасности — ибо нет Б-жьего страха на месте этом».

Я осмелюсь предположить, что рав говорил об отсутствии трепета перед Создателем среди евреев. Согласитесь, странно было бы ожидать его от народов, если даже Израиль, «зеница ока Моего», забывает о своей близости со Всемогущим. И как результат отказа от интимной связи со Всевышним — ослабление Б-жественной защиты, дающее право диким инстинктам туземцев собирать свою жатву. Кровавую жатву.

Наверное, сложно найти другую столь же точную иллюстрацию к мысли Канта о «категорическом императиве» — как отказ рава Вассермана от Америки и от самой жизни. «У меня там 400 детей, я не могу их оставить». Духовное, моральное всегда значило для него больше материального. Один из учеников сумел сбежать по пути в Девятый форт. Он рассказал, что говорил рав Вассерман попутчикам по дороге на расстрел. «Б-гу неугодна нечистая жертва — мы все должны пересмотреть свою жизнь, найти силы для искреннего раскаяния в том, что совершили недостойного или же не совершили истинного.»

И — была сказана им странная на наши подслеповатые глаза фраза: «Нас всех приносят в жертву ради спасения еврейства Америки». Чтобы увидеть эту связь, нужно быть равом Эльхананом. А вот его последние слова, не знаю, каким путём до нас дошедшие: «Пойдём с гордо поднятой головой! Мы сейчас выполняем самую великую из заповедей — кидуш Ашем, освящение Имени Всевышнего». Было это 6 июля, то есть 12 или 13 Таммуза 1941. (неизвестно, расстреляли литовские нацисты праведников до или после выхода звёзд)

 

В качестве иллюстрации системы его ценностей приведу историю. Уж не знаю, быль или легенду. Когда материальное положение семьи ухудшилось, встал вопрос о принятии равом Эльхананом официальной должности с соответствующим содержанием. Он упирался, вся радость его была — занятия Торой ради неё самой. Жена уговорила супруга поехать к Хафец Хаиму, чтобы он разрешил их домашний спор. Вызван извозчик, собраны вещи, попрощались… Но, подходя к порогу, Михла последний раз взглянула в сторону отъезжающего мужа — и увидела, что он стоит и плачет. Рав Эльханан понимал, что скорее всего решение главы поколения будет в пользу позиции супруги… Михла вернулась, отпустила извозчика и забрала узелок с вещами — что делать, если в сердце мужа горит такая любовь к Торе, что отвлекаться ему тяжко даже ради семьи, ради заработка? В колеле у Хафец Хаима рав Эльханан занимался с хеврутой (напарником по учёбе), гаоном равом Йосифом Шломо Каанеманом — будущим главой ешивы Поневеж, после войны воссоздавшим её в Израиле. В среднем друзья учились по 18 часов в сутки. И поэтому были счастливы.

Девятый Форт Ковно, мемориал
Девятый Форт Ковно, мемориал

Но когда речь шла о том, чтобы делиться Торой с другими, особенно с молодёжью — рав Эльханан был готов на всё. Даже — оторваться от своей собственной учёбы. Даже — преобразовать пути своей мысли. Даже — отправиться с учениками на смерть.

В начале Первой Мировой рав Эльханан вернулся к Хафец Хаиму — город Бриск сгорел, подожжённый и взорванный отступающей русской армией. Вскоре той же зимой 1915, когда линия фронта приблизилась к Радину, ешива Хафец Хаима перебралась сперва в местечко Смолевичи под Минском, а дальше, за отступающими русскими войсками, добралась до Могилева.

Clip2net_181225204122кккккккк

После же войны и большевистской революции, когда волны преследования «служителей культа» докатились до них, сам Хафец Хаим и многие его ученики переехали, в большинстве случаев нелегально, в Польшу. Рав Вассерман основал тогда ешиву «Оэль Тора» (1921) в Барановичах (сейчас это Белоруссия) и руководил ею до момента смерти.

В этой ешиве учились сотни юношей; когда ребе из Гур спросили, можно ли посылать в Барановичи своих детей, он ответил: «К раву Вассерману? Не можно, а нужно!». И многие хасиды самых разных направлений прошли школу рава Эльханана.

Вижу, у меня из-за смеси идей и фактов статья получается несколько сумбурной. Может быть, дело в том, что связующая нить жизни этого человека: не биография, а — вера? В этой вере не сомневались. Рав Шломо Лоренц выразился так: «я знаю, что вера Б-гу была для него более ощутима и несомненна, чем то, что видели и ощущали его глаза и руки».

Есть у нас знаменитая формула: «мудрец превосходит пророка». Возможно, среди её значений есть такое: пророк обладает верой, поскольку он «видел» Б-га; а мудрец может обрести веру ещё большую даже без поддержки опыта — одним усилием души достичь истины.

«Люди удивляются, видя человека, чья вера — ощутима. Казалось бы, если человек достиг в своей вере ступени, когда она ощутима, и он верит буквально так, будто видит собственными глазами, то он уже достиг такой ступени, что большее просто невозможно». Однако наш учитель (Хафец Хаим) считал, что это не так: «Вера в слово Всевышнего должна быть более крепкой, чем чувственное видение, ведь в чувствах возможна ошибка — обман зрения и т. п. Но слово Всевышнего осуществится всегда, и не может быть в нём изъяна» («Ступени веры», Э.Б. Вассерман).

Невозможно пересказывать написанное равом Эльхананом — настолько оно лаконично и насыщенно. Всё обдумано и разложено по местам, нет постороннего, ничего ради красного словца. Помните, как-то Льва Толстого попросили кратко пересказать содержание «Анны Карениной» — и классик начал её читать. «Если бы я мог выразить короче, я бы это сделал». Это — и про работы рава Эльханана Бунима Вассермана, да отомстит Всевышний за кровь праведника! И да защитят наш народ его заслуги! Многое из написанного им есть сегодня на интернете в русских переводах — почитайте.

Нафтали и Давид, сыновья Эльханана и Михлы, погибли в Холокост. Старший сын, Симха Вассерман (1899-1992) основал ешивы «Ор Эльханан» в Детройте и в Йерушлаиме, у него было много учеников. Но прямых наследников у рава Эльханана сегодня нет — если, конечно, не считать таковыми учеников его самого и его сына. И, конечно, всех нас, кому проясняют разум его книги.

Не знаю, какой в этом духовный смысл? Быть может, рав Эльханан не нуждается в представителях на земле потому, что сегодня он — один из небесных покровителей всего своего народа?

2а

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора