«… В городе Ельске фашисты посадили на баржу и вывезли на середину реки Припять пятьсот местных жителей. Пять дней заключенным не давали пищи. Затем немецкие солдаты затопили баржу вместе с людьми».
Газета «Правда»,
№ 320, вторник,
18 ноября 1941 г.
Передо мной вырезка из газеты — центрального органа ВКП (б). Остается уточнить, что «Правда» сообщила лишь полуправду: все эти «местные жители» на обреченной барже — евреи.
Но тогда, в далеком 1941, не было принято называть «вещи своими именами». К сожалению, и сегодня, спустя 66 лет, сохранилась эта традиция. Чем иначе объяснить запрет местных властей установить памятник в Ельске невинно убиенным? Такая попытка была предпринята их родственниками, но потерпела поражение. Вот и мыкаются родные погибших, рассеянные по свету, чтобы увековечить их память.
Несколько лет тому назад я уже писал об этом человеке. Усилиями Михаила Вайнблата (речь идет именно о нем) баржа смерти «нашла гавань» — вырос памятник из камней, сооруженный Михаилом.
И как он мне сказал: «Теперь эта баржа уже не пойдет ко дну». Этот необычный памятник будет стоять как напоминание о барже смерти, о шести миллионах, погибших в Холокосте.
Глядя на этот импровизированный корабль-памятник, я невольно вспомнил «Сент-Луис» с еврейскими беженцами, которого, как известно, наша гостеприимная Америка в 1939 году вернула обратно. Он же ассоциируется в моем воображении с кораблем «Струма», пассажирам которого в 1942 году британцы не дали высадиться в Палестине. Этот камень — корабль «Эксодус» с 4500 еврейскими пассажирами, бывшими узниками гетто и концлагерей, которым в 1947 году друзья-британцы не позволили ступить на землю своих предков…
Михаил Вайнблат сделал крутой поворот на своем жизненном пути. Ну действительно, как понять чувства этого человека, воспитанного в Советском Союзе, нашедшего в себе силы пойти иной дорогой — по которой уже тысячи лет идет наш народ. Он создал галерею символов из камней, в которой главный — «Баржа уходит в бессмертие» — шесть миллионов на палубе, шесть миллионов погибших.
Еврейская мудрость учит: добрый пример — это грошовая свеча, при свете которой можно найти потерянный в темноте бриллиант. Михаил нашел свой бриллиант. Этот неугомонный Вайнблат, понимая, что не каждый может поехать в Поконо, чтобы поклониться «Барже смерти», решил поставить памятный камень в Парке Холокоста. Сказано — сделано!
Мой славный земляк Михаил Вайнблат — счастливый человек. Он хочет и умеет дарить людям добро. Он один из тех атлантов, которые держат небосклон, хранят еврейские традиции и выполняют заветы Пророков:
«Перескажите об этом
детям вашим,
а дети ваши — их детям,
а дети тех —
следующему поколению».
(Пророк Йоэль, 1:3)
Памятный камень установлен! Теперь здесь, в далекой Америке, у этого небольшого камня смогут собираться выходцы из белорусского городка Ельск, потомки жертв Ельской трагедии, чтобы отдать дань памяти родным и близким…
Сегодня Михаил Вайнблат, с чувством исполненного долга, приглашает своих земляков из Ельска и других местечек Белоруссии в Мемориальный парк Холокоста на открытие памятного камня «Баржа смерти», которое состоится 29 апреля (воскресенье) в 12 часов дня.