Юбилей на фоне вернисажа

«Душа обязана трудиться —

И день, и ночь! И день, и ночь!»

Николай Заболоцкий

Эти строки будто специально написаны для художника, журналиста и общественного деятеля Исаака Вайншельбойма. Да, именно такая у него душа — трудяга.

Сегодня нашему герою — 85! Этому радостному юбилею посвящена и его персональная выставка, открывшаяся 13 апреля в Бруклине по адресу: 161 Corbin Place.

Нынешняя выставка — ретроспективная: охватывает все периоды творчества юбиляра. Живопись — его призвание. Она сопровождает его всю жизнь. Однако профессионально он начал заниматься ею лишь здесь, в США, куда иммигрировал с семьей в 1989 году. А до того была… Вторая мировая война, которую он, 19-летний выпускник военного училища, прошел пехотным офицером. Приходилось ему освобождать от фашистов оставшиеся в руинах белорусские города и местечки, в которых погибли 16 его близких родственников: дед Хаим, двоюродные братья и сестры. Залечив в госпиталях фронтовые раны, после войны Исаак окончил юридический институт и долгие годы, вплоть до отъезда в США, работал в Одессе адвокатом, весьма успешным, востребованным. Многие земляки, которым он помог в тяжких ситуациях, до сих пор вспоминают его с благодарностью.

Жестокие события военного лихолетья, память о родных, загубленных в гетто, неослабевающей болью жгли его сердце. Лишь после того как художник стал переносить на холсты картины минувшей войны, душевная боль начала отступать. А мы, зрители, обрели прекрасные живописные произведения, ставшие историческими. Таков, например, его цикл работ, объединенных общим названием «Холокост».

Одним из основных произведений этого цикла является многофигурная композиция «Хупа в гетто», основной мотив которой всепобеждающее торжество любви. Это полотно впервые было выставлено в городе Лонг Бич штата Нью-Йорк в 1994 году. По решению оргкомитета выставки именно «Хупа в гетто» удостоена Первой премии (как написано в дипломе) — «За высокую духовность». Высокой духовностью отмечены и все остальные работы цикла «Холокост». Такие, например, как монументальное экспрессивное полотно «Молитва» или картина «Женщины гетто», которую можно назвать «коллективным портретом народного горя». Картины художника образны, наполнены символами, психологическими и философскими обобщениями. Это делает их исторически и художественно значимыми и запоминающимися.

Вторую часть экспозиции составляют натюрморты и пейзажи. Их характеризуют утонченная колористика и лиризм. Это картины настроения, в них прочитываются оттенки чувств автора. Они словно приглашают зрителя разделить переживания живописца, его восторг перед красотой, многообразием и совершенством мироздания, его преклонение перед торжеством жизни. Впрочем, присутствует и ностальгия. Например, сирень в разные периоды жизни «звучит» по-разному. «Сирень» 1994 года — бурная, контрастная. Здесь столкновение цветов: от белого до темно-фиолетового. Такими бурными в тот период были переживания художника. А «Сирень в вазе», написанная в 2002 году, приуроченная ко дню рождения его жены Зинаиды, — спокойная, мягкая, лиричная, зовет к воспоминаниям: через окно как бы просматривается даль лет, их общая юность. И последняя «Сирень» 2006 года — букет на фоне родной Одессы — тоже с ностальгическим оттенком.

Пейзажи Вайншельбойма делятся на два цикла: Одесский — в этом городе он прожил большую часть жизни, и Подмосковный — сюда, на дачу неподалеку от деревни Гжель, к старшей дочери Асе, работающей в Москве авиационным конструктом, он с женой приезжали неоднократно. Каждый пейзаж, как и натюрморт, отражает определенный период жизни и соответствовавшее ему душевное состояние автора.

Впечатляют яркие полотна с видами Черного моря и одесских берегов, где много солнца, воздуха, счастья, а также неброские, немного грустные пейзажи из «прежней» жизни, как, например, «Солнечный день» — с тяжелым снегом и березками; и лирические пейзажи из недавно начатого цикла «Времена года».

— Я не считаю себя реалистом, — рассказывает Исаак Вайншельбойм, — так как принадлежу к южно-русской или одесской живописной школе, которая развивалась под влиянием французских импрессионистов. А возглавляла ее недавно ушедшая из жизни в 92-летнем возрасте замечательный художник и педагог Дина Фрумина. Большая плеяда воспитанных ею талантливых живописцев живет ныне и признана во многих странах мира.

Особое место в творчестве художника занимает портретная живопись. И портреты тоже необычные. Это своеобразный жанр — это поэтические этюды или картины-портреты. Вот, например, Анна Ахматова изображена в движении, словно стремится в заоблачную высь. На выставке — четыре ее портрета, и все такие разные. Художник рисовал ее всю жизнь.

Очаровательная 16-летняя правнучка Ника написана на фоне цветущего сада — символ, предсказание ее расцвета, счастья. Зато внук Костя, студент-медик, написан совсем в иной — строгой манере. Ведь ему, продолжателю семейной династии врачей в четвертом поколении — стоматологом была его прабабушка Циля, кардиологом — бабушка Зинаида, терапевтом работает мама Евгения Кармазина — ему тоже предстоит серьезная работа. Костя еще не определил окончательно свою будущую медицинскую специализацию, но готовится к ней вдумчиво.

На этой выставке, к сожалению, представлено не много портретов: большинство из них хранится в частных коллекциях, у многочисленных поклонников таланта юбиляра.

Ну а самыми горячими поклонниками являются члены его замечательной, очень дружной и любящей семьи. Семьи, которая образовалась в 1946 году, когда выпускник Одесского юридического института Исаак женился на своей землячке из Староконстантинова, студентке-медичке Зиночке… Промчались годы. Позади не только Золотая, но и Бриллиантовая свадьбы: 60 лет счастливого супружества! И теперь нежно заботятся о Зинаиде Марковне и Исааке Абрамовиче дочери Ася и Евгения, внуки Наташа, Марк и Костя и подрастающие правнуки: Ника, Саша и Софочка. Почти все они собрались на юбилейном вернисаже, на котором одновременно происходила и презентация недавно вышедшей второй книги Исаака Вайншельбойма «Повести. Эссе. Рассказы и очерки».

Первую часть книги составляют «Староконстантиновские новеллы». Это — взволнованная летопись большого старинного — ему более 300 лет — еврейского местечка (штетла). Это трепетный рассказ о любви и доброте, о трудолюбии, мудрости и героизме людей, его населявших, которых автор своим словом и талантом обессмертил. Это призыв к потомкам свято сохранять историческую память.

История довоенная органически перекликается с событиями послевоенными: печально знаменитое «Дело врачей», смерть и похороны Сталина, речь Хрущева на ХХ съезде партии, «Кремлевский переворот» и приход Брежнева — одним словом, художественное отражение нашей эпохи.

Во второй части книги автор — тонкий искусствовед и замечательный рассказчик. В книге собраны лучшие его статьи и очерки о художниках, опубликованные в газетах и журналах. А еще тут замечательные эссе о деятелях искусства — таких же ярких и талантливых, как сам автор, щедро отдающий людям неиссякаемое богатство своей души, свой многогранный талант.

Книга проиллюстрирована самим автором.

Один из выступавших назвал выставку итоговой. Категорически не согласна: до итога еще далеко! В мастерской художника Вайншельбойма — натянутые холсты, приготовленные для новых картин, а на письменном столе писателя Вайншельбойма — наброски и планы новых эссе, статей, рассказов. У него много творческих замыслов. Он — на взлете. Его творчество — в расцвете. Душа его продолжает неустанно трудиться. И пусть трудится до 120!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора