Эксперименту 40 лет

С исламским мышлением мы знакомы, главным образом по терактам в Израиле, США, Европе. Если в печати появляются высказывания исламских священнослужителей и политиков, то их мнения скорее напоминают гитлеровский вой. Трудно поверить, что на земле существует иудейско-исламский рай. Однако английская газета утверждает, что такое место есть…

Речь идет о школе, которая существует уже более сорока лет. Она расположена в районе Мосли английского города Бирмингем. Когда здесь проходит праздник окончания учебного года, дети сидят на полу, скрестив ноги, а их родители снимают все видеокамерами. Глава школы Стив Лэнгфорд в галстуке с персонажами из детской телепередачи «Улица Сезам».

Казалось бы, обычная церемония, проводимая в любом учебном заведении. Но в этой школе имени Царя Давида есть обстоятельство, которое делает ее одной из самых необычных школ в Англии и, пожалуй, в мире. Почему?

Во-первых, это строго иудейское учебное заведение. Здесь изучают иудаизм и иврит. В здании школы находится синагога. Однако половина из 247 учеников в этой финансируемой государством школе – мусульмане.

С одной стороны, родителям-мусульманам приходится преодолевать множество трудностей, например, переселяться поближе к школе для того, чтобы их дети учили иврит и встречались с теми людьми, которых, как кажется многим, они должны были бы ненавидеть более всего на свете.

Родители из мусульманских семей, в большинстве своем весьма религиозных, где матери обычно носят хиджаб, говорят, что их привлекают этические принципы и атмосфера школы, а также кошерные завтраки, которые пригодны для мусульман. Сотрудники школы с уважением относятся к исламу – в школе предусмотрена молитвенная комната для детей, а на время Рамадана в нее приглашаются преподаватели-мусульмане.

Во время исламских праздников руководство школы поздравляет маленьких мусульман по-арабски. Детям также позволено носить традиционный мусульманский головной убор – куфию. Но многие ученики из исламских семей предпочитают вместо нее носить кипу.

Во время утренника по случаю окончания года учительница Кэрол Купер говорит детям: «Бокер Тов» («Доброе утро» – на иврите). «Доброе утро, миссис Купер», – отвечают дети. После этого вся школа – мусульмане, евреи, плюс несколько христиан и сикхов – начинают молиться.

Члены музыкального кружка для четвероклассников – пять мусульман и два еврея – играют на скрипках песню «Little Bird, I Have Heard». Хуссейнам, Хассанам и Шабинам вручается столько же призов за успешную учебу, сколько и Саулам, Ребеккам и Сабинам. Приз за успехи в изучении иудаизма получает носящий кипу мальчик-мусульманин Имран, а премию за изучение иврита – мальчик Хабиб и девочка Алия.

Несмотря на то, что этнические меньшинства находятся под защитой властей в Великобритании, школа Царя Давида, избегая излишнего внимания общественности, себя особенно не рекламирует в городе, где семена мультикультурализма еще только начали давать первые всходы.

На стенах здания установлены две камеры наблюдения, а на входе в школу – ворота.

Родители-мусульмане с удовольствием отвечают журналистам на вопросы о столь необычном для большинства мусульман решении отдать детей именно в еврейскую школу.

«Мы на самом деле даже купили квартиру в районе этой школы только для того, чтобы водить сюда своих детей, – говорит Нахид Шафик, жена Мухаммеда, водителя такси, мать четырехлетней Зайны и девятилетнего Хамзы. – Нас привлекли высокие моральные стандарты, установленные в этой школе, которые нам хотелось бы внушить нашим детям. Никто из нас не испытывает неудобства или беспокойства по поводу того, что это еврейская школа. Да и с чего бы мы стали беспокоиться? В наших религиях много общего. Для нас это не проблема».

«Иногда в мечети к нам подходят люди и спрашивают, зачем мы отдали своих детей в эту школу, но никто из них не испытывает к нам враждебности, равно как и никто из родственников. На самом деле это решение мы приняли на большом семейном совете. Насилие, предрассудки и проблемы – все это не настоящее, это только то, что показывают в новостях», – добавляет Нахид Шафик.

Фавзия Исмаил, мать девятилетней Али-Разы и шестилетней Алии, столь же позитивно настроена. «Мой племянник ходил сюда, а брат показал мне эту школу, так что это практически семейная традиция, – рассказывает она. – Мы очень, очень довольны этой школой. Она такая дружелюбная и располагающая к себе. Все дети ходят друг к другу в гости и устраивают вечеринки. Между нашими народами и культурами очень много общего».

Ирум Рашид, мать девятилетней Ханан и четырехлетней Мариам, говорит, что многие мусульмане из района Смол Хит начали подумывать о переезде в Мосли, поближе к школе имени Царя Давида. «Это просто замечательная школа, поведение у детей замечательное, пища тоже прекрасная, кошерная, да и успеваемость у детей высокая», – рассказывает она.

Но как насчет изучения иврита и иудаизма? «Я думаю, что это замечательно. Чем больше у детей знаний, тем лучше они понимают мир, – говорит одна из матерей. – В школе при мечети они узнают все, что им необходимо знать о своей религии».

Родители-евреи, с которыми мне удалось поговорить, тоже оказались полны энтузиазма. «Вы знаете, учитывая нынешние сложные времена, я думаю, что нам нужно показать пример всем, как нужно налаживать взаимоотношения. Мы даже в чем-то становимся «маяком терпимости», – говорит учитель, трое детей которого ходили в школу имени Царя Давида, а затем поступили в Оксфордский университет.

Тревор Арембандт родился в Южной Африке. «В Йоханнесбурге у нас были еврейские школы, но они были 100% еврейские, и потому мы были немного шокированы, когда пришли сюда в первый раз. Но интеграция здесь действительно хорошо налажена. Именно так и нужно действовать в современном мире. Моему сыну восемь лет, и у него есть множество друзей-мусульман», – рассказал он.

Самым главным, как мне часто говорили родители школьников, является то, что дружеские отношения между представителями разных культур, которые завязываются в школе имени Царя Давида, очень крепкие и остаются прочными на всю жизнь. На площадке я услышал разговор о том, как некая Ребекка собирается прилететь из Штатов на свадьбу ее подруги Фатимы. Мне также рассказали о двух друзьях, еврее и мусульманине, которые стали друзьями со времен яслей и продолжают дружить вплоть до настоящего времени, когда они уже закончили университет и живут неподалеку друг от друга со своими семьями, вместе отмечая исламские и иудейские религиозные праздники.

Школа имени Царя Давида изначально не замышлялась своими создателями в качестве «маяка межрелигиозной дружбы». Основанная в 1865 году под названием «Еврейская школа», она оставалась только еврейской до конца 1950-х.

Далее стали происходить следующие вещи: в районах проживания людей со средним достатком, наподобие Мосли, начало расти количество мусульман, а количество евреев – уменьшаться, в особенности за пределами крупных городов, вроде Лондона и Манчестера. Дети-мусульмане начали ходить в эту школу в начале 1960-х годов, но нынешняя ситуация, в которой они оказались в большинстве (среди учеников школы 35% евреев, 50% мусульман и 15% христиан, сикхов и прочих), сложилась совсем недавно.

«Одна из тех вещей, которая более всего удивляет людей в этой школе, – говорит Лэнгфорд, – это то, что она не является привилегированной. У половины из наших детей английский является дополнительной дисциплиной. Но удивительно, как хорошо здесь все налажено. У нас есть маленький мальчик из Китая, который в самом начале обучения несколько недель назад мог по-английски разве что попроситься в туалет. Теперь же он спокойно говорит по-английски».

«Если вы хотите измерять успех, например, количеством расистских инцидентов, о которых в школы всегда сообщает местный отдел образования, то у нас они случаются максимум раз в год. И обычно они выражаются в несдержанных высказываниях с расистским подтекстом где-нибудь на игровой площадке. В мультикультурных городских школах, где я преподавал, подобные вещи случались намного чаще – возможно, раз в неделю или более того», – добавляет он.

По уровню поступления выпускников школы в вузы и по результатам инспекций государственной комиссии по образованию школа имени Царя Давида также на первых местах. Ей присвоен рейтинг «хорошо» – вторая сверху оценка – по всем показателям, при этом комиссия сделала особый акцент на успехах школы в социальной интеграции детей различных рас и вероисповеданий. Согласно недавним результатам выпускных тестов, ученики школы получили намного более высокие баллы по всем предметам, чем в среднем по стране.

Стив Лэнгфорд, выпускник Уорвикского университета по экономической специальности, сам является в некотором смысле парадоксом. Его родители по обеим линиям принадлежат к англиканской церкви, и сам он заинтересовался иудаизмом во время работы в еврейском летнем лагере в Массачусетсе в дни академического отпуска. Его любопытство сослужило ему хорошую службу – он смог устроиться на работу в эту школу.

Раввин бирмингемской синагоги в Сингерс-Хиллс, один из спонсоров школы имени Царя Давида, гордится Стивом Лэнгфордом и очень высоким уровнем преподавания в школе.

«У нас никогда не было никаких расовых или межрелигиозных проблем. Никогда. За двадцать лет, как я здесь, ничего подобного не случалось. Мы учим их тому, что если им кто-то не нравится, то лучше избегать таких людей, а не оскорблять их. Не нравится человек – не надо играть с ним, лучше уйти на другую сторону детской площадки. Я считаю, что, если бы примеру этой школы следовало больше людей, в нашем мире бы стало намного меньше конфликтов».

Виктор Снитковский,

Бостон

По материалам газеты

«The Independent»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора