— Уважаемый рав Элиягу, это касается моего ребенка. Увы, из-за проблем с его здоровьем (должна быть всегда рядом с ним) я вынуждена была отдать его не в нашу еврейскую школу, а в школу рядом с домом Я очень боюсь за его душу и за него. Помогите мне, пожалуйста. Как найти правильный выход? Что делать?
Алла. Украина
— Ваши проблемы вполне понятны. И с медицинской точки зрения (здоровье ребенка и его нужды), и с позиций Вашего обоснованного беспокойства о душе ребенка. Начнем с проблемы со школой. Вы, как я понял, всегда должны быть где-то рядом со школой, где учится Ваш ребенок. Или ребенок должен учиться рядом с домом, и не может проводить в школе целый день. Если Вам кажется, что еврейская школа в том месте, где Вы живете, вполне подходит Вашему ребенку и соответствует Вашему взгляду на воспитание детей (а ее, как понятно, нельзя переместить ближе к Вашему дому), быть может, надо подумать о переезде в ближайший к этой школе район. При этом квартиру, в которой Вы живете, необязательно продавать. Можно сдать ее в аренду и снять другую. Или все же — продать, приобретя новую где-то рядом с еврейской школой. Возможны и другие решения, без переезда. К примеру — нанять кого-то из работников школы или живущего по соседству ответственного человека, который заменит Вас ребенку (выполняя те функции, которые Вы выполняете) на время его пребывания в школе.
Теперь рассмотрим более фундаментальную, серьезнейшую проблему — еврейский ребенок в нееврейской школе. С ней приходится сталкиваться миллионам еврейских семей, причем, даже в Израиле (если ребенка отправляют в так называемую государственную светскую школу).
Думаю, понятно, что в рамках данного ответа невозможно рассмотреть ее достаточно глубоко и подробно. Поэтому в данном случае ограничимся самым принципиально важным в такой ситуации. И это «самое важное» — за пределами школы, в еврейской семье, в их доме. Семья должна строить свою жизнь на основе еврейского мировоззрения, еврейских законов и традиций, и соответственно передавать все это своим детям. Главное здесь осознание, что еврейский народ полностью обособлен. Во всем — в образе жизни, в интересах, идеалах, устремлениях. И что единственное правильное место, где еврею следует жить — Эрец Исраэль. Тогда как пребывание еврея вне Эрец Исраэль может быть оправданным лишь в таких обстоятельствах, когда оно действительно, «по-честному» (как говорят дети) — вынуждено.
Все это должно быть понятным и близким еврейским детям, начиная с 3-х, 4-х или 5 лет. И уж во всяком случае, до того как они попадут в нееврейскую школу. Ему надо привить понимание, что у других людей, неевреев (или даже евреев, которые пока еще не живут по-еврейски) есть свои обычаи, праздники и т.д. т.п. Их не надо ни поучать, ни критиковать, но воспринимать, как нечто нейтральное. И что ко всем людям надо относиться доброжелательно. Например, нужно, если требуется, помогать товарищу по математике или, скажем, физике, но не следует обсуждать с ним вопросы религии, традиций и обычаев.
Если воспитание в доме построено именно таким образом — это послужит вполне надежной защитой душе еврейского ребенка. В практическом плане рекомендую установить с педагогическим коллективом школы, включая дирекцию, хорошие, доброжелательные отношения, основанные на взаимоуважении.
И, наконец — последнее. Задайте себе вопрос: действительно (и до какой степени) Вы вынуждены оставаться на чужбине? Почему Вы не можете жить со своим народом, в своей стране, то есть в Израиле? Говорю это без всякой связи с болезнью ребенка и какими-то бытовыми, экономическими и прочими условиями, в которых Вы сейчас живете. Но исключительно потому, что Творец мира не дал нам какую-то другую страну, другую землю.
Так надо ли «биться головой о стену», вместо того, чтобы жить там, где еврею предназначено жить, где условия жизни для него естественны? Здесь, в Израиле, тоже, разумеется, будут проблемы. Но у себя дома и проблемы воспринимаются и разрешаются иначе…
Отвечал рав Элиягу Эссас