— В чем секрет удивительной силы влияния вашего отца, рава Ицхака Зильбера, благословенной памяти? — спросил я его сына, рава Бенциона.
— Папа любил каждого еврея, видя в нем что-то хорошее, — ответил Рав Бенцион… Рав Ицхак любил «каждого», а не только хороших и способных, находя скрытые достоинства и таланты в каждом своем ученике, в каждом человеке, с которым общался…
Ученики Рава Ицхака делились впечатлениями о своем учителе. «Меня поразила его простота», — вспоминал Илья, как Рав Ицхак давал уроки в московской иешиве «Торат Хаим». «Когда Рав Зильбер слушал вас, вы ощущали, что для него в мире нет никого, кроме вас», — отмечали другие…
Впрочем, все это люди говорят сегодня. В действительности же Рав Зильбер был скрытым праведником, и потому отнюдь не всем его современникам было дано увидеть скрытый свет его души, осознать его истинное величие. Крупнейший авторитет Торы рав Элияшев назвал рава Зильбера «ламедвавником» (две буквы ламед, вав составляют 36). В каждом поколении скрыты тридцать шесть праведников, на которых, по традиции, держится мир. Кстати, во время восьми дней праздника Хануки зажигается 36 свечей, которые символизируют этих рассеивающих тьму праведников.
Потому нет ничего удивительного в том, что некоторым людям рав Ицхак казался оторванным от реальности наивным человеком, а его класс в иешиве «Двар Иерушалаим» в Иерусалиме — сборищем неудачников. Впрочем, многие из этих «неудачников» преуспели, оправдали доверие своего великого учителя и сами стали учителями нового поколения русскоговорящих евреев. Ученики рава Ицхака видели в нем не только учителя, но и отца, при этом каждый ощущал себя самым любимым сыном. Так «оторванный от реальности наивный мечтатель» стал основателем целого движения, которое даже после его кончины продолжает изменять реальность сегодняшнего еврейского мира, обучая русских евреев Торе не только в Израиле, но и во многих странах мира…
Проявляя огромное терпение, рав Ицхак никогда не выгонял учеников. Возможно, он черпал вдохновение в истории Ицхака, который не выгнал из дома своего неудачливого сына Эйсава.
Источником сил Ицхака была любовь к людям, которую он унаследовал от своего отца Авраама. Веря в исправление сына, Ицхак стремился дать ему благословение, надеясь, что это поможет ему вернуться к добру. Почему же Авраам изгнал Ишмаэля? Ишмаэль был на 13 лет старше Ицхака и угрожал его жизни физически и духовно, в то время как Эйсав не угрожал Яакову, будучи ровесником Яакова, он не общался с братом, проводя все свое время «в поле», а не «в шатре Яакова»…
«И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан» (Берешит, 28:10).
Мы знаем, что Яаков жил в Беэр-Шеве, потому достаточно было бы написать «и пошел Яаков в Харан».
Для чего же говорится, что «Яаков вышел из Беэр-Шевы?» — спрашивает Раши. — Для того чтобы научить нас: уход праведника оставляет впечатление, ведь праведник является светом города»… Когда праведник покидает город, он оставляет после себя не тьму, а впечатление о свете! Творя мир, Всевышний сотворил свет, но затем сокрыл его для праведников. Сокрытие света оставило в мире впечатление о свете, которое продолжило творить мир, учат мудрецы в книге «Зогар». Подобно Всевышнему, творившему мир впечатлением о свете, человек творит мир, оставляя впечатление света своей души. Общаясь, люди оставляют впечатление друг на друга. Зачастую современники не видят скрытого света души праведника, однако когда он покидает мир, то оставляет после себя впечатление о свете, которое продолжает творить мир. Лишь после его кончины люди осознают, что он был источником света, и начинают подражать ему, вдохновляясь впечатлениями света, которые он оставил в душах людей…
«Свет посеян для праведника», писал царь Давид (Псалмы, 97:11). Великий пророк и воин понимал, что тьму рассеивают светом, а не только силой оружия. Свет же сеют, а не навязывают, не обращают в него силой огня и меча. Лишь с искренней любовью можно сеять семена света в душах людей, веря, что придет время, семена произрастут и рассеют тьму.
Художник Алекс ЛЕВИН