В истории развития юго-запада Российской империи в XIX — начале XX века особое место занимает имя Давида Семеновича (Симховича) Марголина, основателя Днепровского пароходства, киевской городской железной дороги (трамвая), многих торгово-промышленных предприятий, мецената, общественного деятеля.
Точная дата и место рождения Давида Марголина не установлены — в разных изданиях сообщается, что он появился на свет 18 мая то ли 1847-го, то ли 1848-го года, то ли в Пинске, то ли в Бобруйске. Состоятельные родители хотели видеть сына продолжателем семейного бизнеса или знатоком Торы и Талмуда, раввином. Отец Симха и мать Эстер выросли в семьях, где соблюдали традиции иудаизма, проявляли интерес к древнееврейским источникам, а глубокое знание Торы и Талмуда считались обязательными для представителей мужского пола. Закончив хедер, Давид поступает в иешиву, где изучает ТАНАХ и Талмуд. Учителя заметили в Давиде незаурядные способности. Чтение стало для него всепоглощающим занятием — он был завсегдатаем книжных магазинов и лавок. С присущей ему энергией и настойчивостью Давид помогал отцу в торговых операциях, исполняя обязанности кассира, бухгалтера, приказчика, не забывая при этом о совершенствовании своих знаний. В пору его юности начинается промышленная революция, коренным образом изменившая экономические отношения и судьбы людей. В 1868 году Давид переезжает в Киев и начинает трудовую деятельность, проходя все ступени карьерной лестницы. Сначала он заворачивал рыбу, выкладывал овощи и фрукты на Галицком базаре (известном киевлянам как Евбаз — Еврейский базар), потом был рассыльным в финансовой конторе отделения Киевского коммерческого банка, далее — приказчиком в крупной торговой фирме на Подоле, затем — управляющим, а через год стал компаньоном на одном из кирпичных заводов Якова Бернара. И всюду хозяева убеждались в его расторопности, вдумчивости. Он подавал большие надежды в коммерции.
Ну а дальше Давид подтвердил простую истину: везет тому, кто сам везет. За короткое время молодой человек овладел несколькими европейскими языками (английским, французским, испанским), что помогало ему в налаживании деловых контактов с иностранными предпринимателями. После заключения руководителями фирмы в начале 1872 года торгового соглашения с итальянской фирмой «Паллацио» на поставку верхней одежды для детей и женщин дальновидный Давид Марголин принялся за изучение итальянского. Незадолго до праздника Песах в 1873-м Давид был вызван к хозяину, который сообщил, что посылает его представителем своей фирмы в Европу. После праздников Давид поехал в Париж, ставший в то время своеобразным полем финансовых чудес. Общение с иностранными торговыми деятелями создало Марголину имя в соответствующих кругах и принесло небольшой капитал. После возвращения в канун Нового 1875 года в Киев Марголин поступает на работу управляющим кирпичным заводом Якова Бернера. На этом предприятии использовалась устаревшая технология — кирпичи производили вручную. Давид Марголин внес изменения в порядок управления предприятием, организацию работ, систему отправки готовой продукции потребителям. Связи с состоятельными людьми дают возможность 25-летнему коммерсанту стать членом и завсегдатаем клубов деловой элиты Киева. В доме раввина одной из центральных синагог Киева Моше Цукера Давид знакомится со старшей из его дочерей Розалией, на которой вскоре женится. Свадьба была скромной — на ней присутствовали только близкие друзья и родственники. В 1877-м у Розалии и Давида родился сын Арнольд, известный впоследствии юрист, деятельность которого заслуживает отдельной публикации.
В 1876 году Давид оставляет службу управляющего на кирпичном заводе и создает собственное кредитно-финансовое предприятие «Д.Марголин и К.» В результате первого года деятельности, благодаря правильным распорядительным действиям Давида с уставным капиталом фирмы, был получен солидный доход. Фирма занималась также речными перевозками, предоставлением гарантий купцам и чиновничьему люду, ипотечных ссуд малообеспеченным семейным парам из своего окружения.
Следует отметить, что неизменным катализатором всех его начинаний, дельной советницей в вопросах приумножения капитала была Розалия. Сам Давид, помимо других качеств, необходимых для успешной коммерческой деятельности, обладал способностью, пожалуй, самой ценной в этой области — уникальной интуицией, что отличало его от многих начинающих деловых людей Киева того времени.
К концу 1880-х — началу 1890-х годов Давид выгодно скупает несколько пароходов и основывает 1-е, затем 2-е общество пароходств по рекам Днепровско-Припятского водного бассейна. Судоходство по этим водным артериям было масштабным и прибыльным бизнесом. На судах, принадлежащих Давиду Марголину, перевозилось за год около двух миллионов пассажиров, свыше 50 тысяч тонн грузов. Флот общества насчитывал 78 пароходов, осуществляющих 71 процент всех перевозок по рекам бассейна.
По тем временам это был быстрый и удобный вид транспорта. Годовой доход двух обществ составлял 1,5 миллиона рублей. Конкуренты несли немалые потери от снижения цен, но вскоре соперники договорились о совместном руководстве во главе с инициатором объединения Давидом Марголиным. Улучшилось качество обслуживания пассажиров. К 32-м годам Давид Марголин становится обладателем солидного капитала и славится как один из лучших руководителей транспортных сетей во всем Юго-Западном крае. В декабре 1890 года, будучи гласным (депутатом) Городской думы, Давид Семенович вносит предложение о создании Общества киевской городской железной дороги (ОКГЖД), которое сам и возглавил, став главным трамвайщиком города.
В этой должности он добился больших успехов. В течение полутора лет (без современных средств механизации!) при помощи кирки и лопаты было построено 11 километров трамвайных путей, по которым в обоих направлениях курсировало восемь спаренных трамвайных вагонов. Персонально для руководителя ОКГЖД был спроектирован и введен в эксплуатацию электрический салон-вагон, который производил на горожан огромное впечатление. Об этом событии газета «Киевлянин» от 3 мая 1892 года писала: «Ура! В славном городе Киеве появился второй в Европе трамвай. День 2 мая 1892 года стал для всех киевлян историческим. Это было так красиво, что казалось нереальным…»
Пять тысяч приглашенных представителей разных политических, коммерческих, религиозных кругов, деятели искусства и культуры наблюдали за происходящим как зачарованные. Трамвай стал больше чем новое транспортное средство — ему предстояло стать символом победы нового над старым. В 1992 году честь 100-летия пуска первого киевского трамвая был создан миниатюрный памятник, ныне он находится рядом с Почтовой площадью перед центральным входом в здание «Киевпастранса».
Марголинские транспортные компании приносили огромный доход, и бизнесмен Давид Марголин устремил свой взор на сахарную промышленность всего юга России, на нефтяные скважины Кавказа и Каспийского моря, на машиностроительную и чугунно-литейную отрасли европейской части России. Он заботится об экономическом развитии и благоустройстве Киева, выступает инициатором строительства городской системы водоснабжения, устройства газового и электрического освещения. К чести Давида Марголина, в середине 80-х годов ХIХ века он видел одной из важнейших задач становление промышленного производства в Украине и на юге России. А также в развитии образования и стал инициатором создания профессиональной школы ОРТ на 150 учащихся, построил здание «Талмуд-Торы» на 420 человек, объединил в одну систему коммерческого образования курсы, школы, училища, потратил не одну тысячу рублей на гуманитарные проекты. В преддверии нарастающей потребности в специалистах высшей квалификации он спонсирует Киевский коммерческий институт большой суммой (150 тысяч рублей) и добивается открытия двух отделений — экономического и коммерческо-технического. Давид Марголин стал почетным членом попечительского совета института.
К началу ХХ столетия заслуги Д.С.Марголина были отмечены орденами Святого Станислава 2-й степени (девиз — «Награждая, поощряет»), Святой Анны 1-й степени (девиз — «Любящим правду, благочестие и верность»), рядом иностранных орденов и знаков. Его грудь украшала золотая медаль на Андреевской ленте победителя Нижегородской ярмарки. Говоря о политических пристрастиях Давида Марголина, необходимо отметить, что в 90-годы ХIХ века в элитных кругах киевского еврейства все более крепла убежденность, что еврейский вопрос — проблема национальная, и разрешить ее возможно только политическим путем, т.е. признанием еврейства как нации. Эта позиция отличала его от многих коллег по купеческой среде и товарищей по работе, которые полагали, что права евреев можно реализовать путем образования национально-культурной автономии в пределах черты оседлости под руководством еврейской социал-демократической партии. Их оппоненты, в числе которых был и Д.Марголин, выдвинули концепцию самостоятельного государства на специально выделенной для этой цели территории, где бы евреи составляли большинство населения. Чаще всего называлась родина еврейского народа — Эрец-Исраэль. Не исключались и другие места, в том числе на территории Российской империи. Давид Семенович не отказывал в материальной поддержке сионистам.
К числу привязанностей и увлечений Марголина можно отнести и непреходящую любовь к театру, которую он пронес через всю жизнь. Он был театралом, жертвовавшим большие деньги на новые постановки в драматическом театре с приглашением столичных и иностранных знаменитостей. Его связывали теплые отношения с писателем Александром Куприным, с которым он познакомился в 1892 году после ухода молодого поручика царской армии в отставку.
Примечательный факт: по мнению многих ученых-филологов, повесть «Жидовка» была написана Куприным после совместной поездки писателя и Давида Марголина на пароходе по Днепру с посещением ряда еврейских местечек и знакомством с жизнью и бытом тамошнего населения.
Вотчиной Марголина в начале прошлого века был Труханов остров, где размещались пароходные мастерские и рабочий поселок. Поскольку моста на «Большую землю» тогда не существовало, островитянам было непросто выбираться в город. И чтобы избавить детей от лишних переездов через реку, Давид Семенович за собственный счет выстроил в поселке здания школы и ремесленного училища.
Все были признательны меценату. Тем не менее председательница Киевского благотворительного общества супруга генерал-губернатора Елизавета Трепова намекнула Марголину, что жители острова испытывают нужду не только в школе, но и в культовых учреждениях. И намек был принят к исполнению: Марголин профинансировал строительство на острове православной церкви. Случай был неординарный: православная церковь возведена на средства «инородца»…
Несмотря на социально–экономический и культурный прогресс в стране во второй половине ХIХ — начале ХХ веков, положение евреев в России не улучшилось, а даже ухудшилось. В антисемитский шабаш включились многие органы печати. Д.С.Марголин болезненно реагировал на эти явления. В 1896 году некто Леонид Цукерман основал в Варшаве на спонсорские деньги Давида Семеновича издательство «Эмет» («Правда») и стал выпускать серию книг и статей под общим названием «В защиту гонимого народа» на русском языке и идиш. В одной из брошюр была напечатана статья Д.Марголина. Автор напомнил русскому обществу такие забытые в ту пору слова, как совесть, нравственность, свобода, честь. Им упоминается антисемитское правительственное Новое Городовое Положение 1892 года, по которому евреи вообще лишались права избирать и быть избранными в городскую думу и управы, а также занимать ответственные должности, заведовать отраслями городского хозяйства и управления. Автор, естественно, ставит вопрос: «Можно ли после этого оставаться лояльным к такому правительству?» И отвечает: «При сложившихся обстоятельствах действует единственный закон — умножения зла». Такой поступок заслуживает признательности и уважения, ибо автор выступил в защиту еврейства в России в столь тяжелое для соплеменников время.
Антинародная политика правительства вылилась в расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге и положила начало революции 1905-1907 годов. Среди погибших участников демонстрации, направлявшейся к Зимнему дворцу, были и евреи. Царский Манифест от 17 октября 1905 года “О совершенствовании государственного порядка” вызвал в Киеве стихийные демонстрации сторонников левых партий и движений, праздновавших получение свобод. В противовес им полиция организовала патриотические шествия с национальными флагами, церковными хоругвями, портретами царя. Их участниками были чернорабочие, мелкие лавочники, хулиганы, которые направлялись на разгон демонстраций левого толка. Противостояние демонстрантам нередко превращалось затем в еврейские погромы. Поводом к ним служили распускавшиеся ложные слухи. В частности, киевских евреев обвинили в том, что они разорвали портреты царской семьи в здании городской Думы. Когда полицмейстер Киева Цеховский начал кричать с балкона здания киевской Думы: «Бей жидов, грабь, ломай!», случайно оказавшийся в здании Давид Марголин подошел вплотную к зарвавшемуся антисемиту и на глазах изумленных думцев и заместителей градоначальника влепил ему звонкую пощечину. Взбесившийся Цеховский схватился за саблю. В ответ Давид Марголин достал из кармана бельгийский браунинг. Инцидент был исчерпан благодаря вмешательству окружающих.
В ноябре в Киеве был образован Центральный Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погромов. Заместителем председателя ЦК единогласно был избран Давид Марголин. Было собрано более 670 тысяч рублей для пострадавших евреев-киевлян. В условиях начавшейся Первой мировой войны Марголин оказался одним из главных энтузиастов оказания помощи еврейским детям и беженцам из города Пинска.
После свершения Октябрьского переворота в России депутаты-большевики тогдашней украинской столицы Харькова 25 декабря создали свое правительство, которое первым своим указом отменило право частной собственности на землю, фабрики, заводы… В результате Давид Семенович Марголин лишился всего своего состояния.
После революции он эмигрировал в Германию. Скончался 5 февраля 1925 года в Берлине от сердечного приступа. Похоронен на еврейском кладбище Вайсензе, могила Д.С.Марголина не сохранилась.
Ни одна киевская газета не сообщила о смерти что Давид Семенович Марголина.
Могила Д.С.Марголина не сохранилась. Имя его не упоминается ни в одном академическом издании, ни в одной из краеведческих книг или брошюр Киева, Пинска и Бобруйска. Но память о выдающемся общественном деятеле, промышленнике, меценате сохранили его деяния…
«Время евреев» (приложение к израильской газете «Новости недели»)
Семен КИПЕРМАН