Жизнь в четырех актах

image1bbbbbb

Эти четыре библейские истории стали самыми обсуждаемыми сюжетами в истории человечества, а порожденные ими концепции легли в основу современной цивилизации. Это истории об изгнании Адама и Евы из райского сада, убийстве Авеля братом его Каином, Всемирном потопе и Вавилонской башне.

Каждая из них по-своему раскрывает человечество и отображает этапы его развития. Первая из них — о запретном плоде, который вкусила первая супружеская пара, — дала нам прекрасный диалог, и отголоски его во взаимоотношениях людей явственно слышны до сих пор:

«— Не вкусил ли ты плодов того дерева, с которого Я запретил тебе есть? — спросил Б-г.

— Женщина, которую Ты дал мне, подала мне плоды того дерева, и я ел, — ответил Адам.

— Змей обольстил меня, и я ела, — ответила Ева».

Совершив ошибку, мужчина обвиняет женщину, а та — змея. Но по факту — оба отрицают любую личную ответственность за случившееся. В этот момент и родилась модель поведения, которую мы сегодня называем «культурой жертвы».

Вторая история — об убийстве Каином брата своего Авеля — еще более драматична и родила не менее судьбоносный диалог. Когда Б-г, узрев содеянное Каином, спросил: «Где брат твой Авель?», тот ответил: «Разве сторож я брату моему?» И снова мы наблюдаем отказ от ответственности — но другого рода. Каин отказывается не только от личной ответственности за сотворенное им конкретное деяние, как Адам и Ева, но от ответственности как таковой! Поскольку его слова подразумевают, что ему плевать и на своего брата, и на всех вообще.

Третья история повествует о Всемирном потопе и Ное, который, несмотря на всю свою праведность, оказался далеко не героем, спасавшим всё человечество. Ведь узнав о надвигающемся бедствии, он не предпринял никаких попыток его остановить, несмотря на уникальный канал коммуникаций с Творцом, а занялся, если посмотреть по существу, спасением себя лично, своей семьи и конкретных животных.

Гибель человечества в целом его не очень занимала. Это типичный отказ от коллективной ответственности. И для иудаизма лозунг «Спасайся, кто может!» не очень характерен. Мы должны сделать все возможное для спасения не только самих себя, но и других. Подобно тому, как Авраам просил у Творца за все народы, а Моисей — за всё свое поколение.

Четвертая история — о строителях Вавилонской башни, которые стремились «достичь Небес», чтобы уподобиться Творцу. Фактически они пытались доказать, что человек стоит превыше всего, и нет над ним никакого морального и нравственного закона, который мог бы его как-то ограничивать. Они отрицали обязанность человека хоть перед кем-то держать ответ, даже перед абстрактными Небесами. Своими действиями строители Вавилонской башни показали, что намерены создать среду, править в которой они будут, искоренив в принципе понятие ответственности, в том числе и нравственной.

image2bbbbbb

Эта драма в четырёх актах до сих пор разыгрывается в жизни каждого из нас. И каждый из актов отображает один из этапов нашего личностного развития. По мере взросления к нам приходит осознание личной ответственности за свои поступки. Затем — ответственности за братьев, сестер и других ближних. Вслед за ней — осознание коллективной ответственности. А на следующем этапе мы постигаем, что базироваться эта ответственность может только на нравственном законе, который находится выше нас. Таким образом, библейский текст описывает самую раннюю и в то же время абсолютно точную модель психологического становления человека, перехода от реализации инстинктов к осознанному поведению и созданию из «праха земного» высоконравственного индивидуума.

Лорд Джонатан САКС, главный раввин Великобритании

Подготовила Шейндл КРОЛЬ

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Редакция сайта

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Жизнь в четырех актах

  1. Голос из окна:
    — Вася, ты зачем разбил окно?
    —Это не я, а Изя.
    Голос из окна:
    — Как так?
    — Я кинул в Изю камень, а Изя пригнулся.

Обсуждение закрыто.