Страшно даже думать о том, чего натерпелись эти двое. Из какой чаши страданий нахлебались, несчастные. Сколько отравленных стрел, ежели совсем увлечься метафорами, обрушилось на них, горемык.
С той минуты как они, еще под девичьими фамилиями, засветились на фотографиях, предъявленных Москве британскими правоохранителями, про них никто, буквально никто, не сказал ни одного доброго слова. Политически активные россияне в своих соцсетях именовали путешественников то бандитами, то дебилами. Родной человек Маргарита Симоньян, разглядывая навязанных ей туристов, морщилась и как-то очень по-женски не верила парням. В Кремле от них открещивались. Дипломаты, как бы вступаясь за оклеветанных, несли околесицу. Патриотически настроенные граждане, вчитываясь в свои темники, не знали, что и сказать. Поскольку составители их тоже не ведали, как правильно отлаиваться, защищая страдальцев.
Скажем наконец правду: все эти невзгоды ребята перенесли по вине своего начальства. Как ведомственного, так и высшего. Приодели их перед поездкой в Соединенное Королевство, будем откровенны, скуповато и трафаретно. Выдав на складе обмундирование давно устаревшего фасона «русский шпион в прикиде гопника», что и послужило впоследствии поводом для грубоватых насмешек со стороны пользователей Рунета. Приказали ходить по Англии с идиотскими лицами. Дополнительно унизили, заставив с теми же лицами явиться в эфир «Раши тудэй», да еще таких дураков сыграть, которые знают толк в извращениях. Впрочем, как мы теперь догадываемся, в высших военных заведениях, помимо профильных предметов, преподают еще и актерское мастерство, так что с поставленной задачей разведчики справились великолепно.
Однако, согласитесь, было в этой игре и что-то неприятное, царапающее зрение, слух и душу. Как если бы профессионального музыканта принудили исполнить на сцене «Собачий вальс». Да еще вдохновенно сыграть, игнорируя публику с ее улюлюканьем, свистом и гнилыми помидорами. Не обращайте, дескать, вниманья, маэстро!
К счастью, нашлись на свете добрые люди, которые спасли честь и достоинство униженных россиян. Реабилитировали их, если можно так выразиться, в глазах соотечественников и мирового общественного мнения. Многие из них, включая сотрудников спецслужб Ее Величества, предпочли в силу личной скромности остаться неизвестными. Что же касается расследователей и журналистов, то они, будучи честолюбивыми, особо скрываться не стали. Имею в виду сотрудников The Insider, Bellingcat и некоторых других организаций.
Первым спасли человека под псевдонимом Руслан Боширов — того, что просил бестактную Маргариту не лезть в их с напарником личную жизнь. Как бы намекая на то, что этими милыми подробностями не желает дразнить гомофобов. При ближайшем рассмотрении трепетный собеседник Симоньян оказался вовсе не придурком, а полковником ГРУ, Героем России, выпускником Академии Генштаба. Отважным вообще офицером по имени Анатолий Чепига, который служил в Чечне, вывозил с Украины президента Януковича и присоединял Крым. Ну, вот сами посудите, стал бы какой-нибудь дурачок вывозить с Украины президента Януковича и присоединять Крым? А Чепига и вывез, и присоединил, и наверняка совершил еще немало других подобных подвигов, в связи с чем был признан идеально подходящим товарищем для командировки в Солсбери.
В отличие от Чепиги, которому неравнодушные люди пришли на выручку довольно скоро, его партнеру пришлось подождать. Спасли его только тогда, когда выяснилось, что не Петров он, хотя и Александр, но Мишкин. Тоже, вероятно, полковник или, в крайнем случае, подполковник — и несомненный Герой, бывавший и на Украине, и в Приднестровье. А в Лондон и далее отправившийся в качестве военного врача, но не для того, чтобы кого-нибудь вылечить, а с целью прямо противоположной. Выпускник 4-го факультета питерской Военно-медицинской академии имени Кирова, он бдительно следил за тем, чтобы яд «Новичок» не расплескался в руках Чепиги или еще чьих-нибудь. Места, не слишком отдаленные от Солсберецкого собора, наш лекарь посещал как выдающийся эксперт по тихим убийствам. Столь деликатную миссию, понятное дело, гопнику не поручишь.
Словом, все, кто издевался и даже глумился над российскими диверсантами, ныне посрамлены: над кем смеялись, господа? Чепига с Мишкиным полностью оправданы и могут смело глядеть в глаза людям, пусть и на весьма ограниченной территории своих стометровых квартир и закрытых военных городков. А вслед за ними постепенно раскрепощается и руководство, осторожно восхваляя героев и совершенные ими геройства. Например, Владимир Путин уже обозвал недоубитого изменника Скрипаля «подонком» и погоготал над «бомжами», которых «начали травить» понаехавшие в Англию «мужики». «В очистке, что ли, они работают?» — задался вопросом президент, и это прозвучало очень громко. Это прозвучало как признание несомненных заслуг российских чистильщиков, и мы едва ли ошибемся, если предположим что Чепига с Мишкиным носят уже вторую Звезду — за бомжей и за муки, которые безропотно стерпели.
Но все-таки, поддерживая нашего национального лидера, не станем забывать о тех, кто первым пришел на помощь оболганным киллерам. Кто вывел их на чистую воду, возвращая этим людям настоящие имена. Без них, скромных контрразведчиков, и без нас, честолюбивых журналистов, Лжепетров и Лжебоширов мучились бы до сих пор, тщетно убеждая ядовитых друзей-сослуживцев в том, что они не дебилы, не идиоты, не гопники и не любовники. Теперь отмучились, поздравляем.
Илья Мильштейн