СЫНОВЬЯ НОАХА И СЫНЫ ИЗРАИЛЯ («Ноах»)

«Узкий» подход представляющий «ноахидов», как интегральную часть «мировой религии» под названием «иудаизм» («иудаизм для неевреев»), призван дополняться «широким» подходом, рассматривающим народы в их оторванности от собственно иудейского контекста.

Иудаизм для неевреев

В главе «Ноах» повествуется о заключенном после потопа союзе Бога со всем человечеством: «И благословил Бог Ноаха и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все. Только плоти при жизни ее, крови ее, не ешьте. Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: от всякого зверя взыщу Я ее, и от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком» (9:1-7).
Устная традиция уточняет, что помимо указанных в этом отрывке запретов убийства и употребления в пищу неумерщвленных животных, потомкам Ноаха вменены еще четыре запрета: на идолослужение, богохульство, кровосмешение и разбой, а также дано одно предписание: учреждение справедливых судов.
Этот свод Семи законов выглядит комплексно связанным с Торой. Так Рамбам пишет: «Каждый, кто, признавая семь заповедей, старается их выполнять, относится к праведникам народов мира и имеет долю в грядущем мире. Важно, чтобы человек исполнял заповеди потому, что Бог даровал их вместе с Торой, объявив через Моше нашего учителя, что они даны также и потомкам Ноаха. В противном случае, даже если человек будет их выполнять, его нельзя считать… праведником,… потому что он поступает так не по Божественному велению». «Мишне Тора» (Шофтим, Гилхот Малахим)
Согласно этому определению, система Семи Заповедей выглядит сферой полностью подотчетной иудаизму, полностью интегрированной в него, что позволяет называть ее «иудаизмом для неевреев».
Однако при таком определении в глаза бросаются две странности. Во-первых, отсутствие такого рода «правильных» ноахидов: за всю историю, мы вроде бы никогда не встречали общины, живущей согласно требованиям оговоренным Рамбамом. Появившиеся в последние десятилетия ноахиды — все еще «экспериментальное», все еще относительно малочисленное племя. А во-вторых, племя это, находящееся под жестким и полным патронажем Израиля, выглядит органическим элементом единой иерархии: сыны Израиля так же возвышаются над подобными сынами Ноаха, как над самими сынами Израиля возвышаются потомки Аарона. Но столь тесное единение сынов Израиля с сыновьями Ноаха невольно деформирует идею «отделенности» Израиля, выхолащивает идею «избрания».
По-видимому, заповеди сыновей Ноаха должны представлять собой не только интегральную часть сошедшего с небес комплекса Торы, но так же и нечто по отношению к ней внешнее, нечто выработанное на земле самими народами.
Действительно, идея избрания держится на представлении, что Израиль и народы — это «святое» и «будничное», т.е. два разных субъекта ориентированные на разные формы служения. Если «будничному» человечеству в целом поручено творческое, — т.е. исходно никак не предпосланное преобразование мира, то «святой» Израиль отделен от этого человечества системой жестких предписаний, полученных свыше от самого Бога.
Но это значит, что система Семи заповедей сынов Ноаха не должна находиться под полной опекой Израиля, что ей должна быть предоставлена полноценная автономия. Или точнее, что помимо «ортодоксальных» ноахидов, должны иметься также и ноахиды «творческие», образующие собой внешнее, партнерское по отношению к иудаизму движение.
«Узкий» подход представляющий «ноахидов», как интегральную часть «мировой религии» под названием «иудаизм» («иудаизм для неевреев»), призван дополняться «широким» подходом, рассматривающим народы в их оторванности от собственно иудейского контекста. В идеале ноахиды должны быть представлены парой лагерей, должны быть «маханаимом».
В этом отношении знаменательно, что в йеменской версии «Мишне Тора» — версии полноценной во всех отношениях — Рамбам признает, что исполнение Семи заповедей Ноаха засчитывается иноверцу даже в том случае, если он пришел к ним на основании собственной мудрости.
И этот подход просматривается повсеместно. Действительно, иудаизм не требует, чтобы «справедливые суды» народов восходили к Синайскому откровению, и допускает, чтобы они вырабатывались этими народами самостоятельно. Таким образом, когда законы народов Торе не противоречат, она считается с ними как с собственными законами («дина малкута дина»).
Кроме того, не все «противоречия Торе» в отношении народов строго с них спрашиваются.
Так, Радак пишет: «Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Так было в поколении потопа, и в отношении жителей Содома, ибо наполнилась земля насилием. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля».
В «Тосефте Сангедрин» (13:1) сказано: «Есть праведники среди народов мира, имеющие удел в мире грядущем». При этом далее выясняется, что такими праведниками могут быть и идолослужители. Более того, существует версия «Тосефты», в которой говорится: «Есть праведники среди идолослужителей, имеющие удел в мире грядущем». И ряд комментаторов открыто следует именно этой версии. Так, рабби Йехезкель Абрамский («Хазон Йехезкель») (1886-1976) поясняет: «несмотря на то, что они служители звезд, если дела их праведны, то они имеют удел в мире грядущем. Это же следует и из трактовки Рамбама «Гилхот Эдут» (11:10)».
Итак, идолослужение (не сопровождающееся ритуальным промискуитетом или кровопролитием) не отсекает инородца от корня жизни, а значит задним числом сохраняет его в сообществе сыновей Ноаха.

Две формы «ноахизма»

В еще большей мере это снисходительное отношение затрагивает «самочинных» единобожников, т.е. христиан, мусульман, и, конечно же, тех многочисленных внецерковных верующих, которые распространились в просвещенном мире в последние два века.
Соответственно, демократические страны, в которых действуют «справедливые» суды, а религия отделена от государства (которое тем самым лишается любых языческих признаков) в весьма значительной степени отвечают требованиям Завета с сынами Ноаха.
Определенный зазор между Божественным замыслом и действительной демократической государственностью, разумеется, остается, но он открыт коррекции, начало которой было положено Соединенными Штатами. Так 26 марта 1991 года Конгресс США принял закон, провозглашающий, что в основе Американского Законодательства лежит Семь Заповедей сыновей Ноаха: «….Этические принципы и основа общества с самого начала цивилизации известны как Семь Нойевых законов…». («Публичный закон» 102-14).
Кроме того, в иудаизме достаточно давно заложена основа для признания сыновьями Ноаха представителей всех цивилизованных наций. Так, итальянский законоучитель р.Ишмаэль Акоэн (1723-1811) в своей книге респонсов «Зера Эмет» высоко оценил провозглашенные во Франции секулярные идеалы свободы, равенства и братства. Опираясь на учение рава Менахема Амеири (1249-1315), р.Ишмаэль Акоэн приравнял современных ему европейцев (в массе представлявших собой христиан) к «ноахидам».
Этот подход разделил также и родоначальник религиозного сионизма — рав Кук, который писал: «в главном применим подход Амеири, согласно которому, все народы, определяемые как цивилизованные, уважающие права других, уже приравниваются к ноахидам» (Игерет 89).
Между тем связь христианской цивилизации с системой Семи заповедей глубже, чем это может показаться на первый взгляд. В своем комментарии к «Седер олам раба вэ-зута» раввин Яков Эмден (1698-1776) пишет: «Известно, что Аноцри (Назарянин) и его ученики тщательно соблюдали Тору Израиля («hизhиру ал шмират Торат-аИсраэлим»)… Согласно тому, что говорится в евангелии, Назарянин и его ученики вовсе не пришли затем, чтобы отменить Тору, не приведи Боже… Не правы считающие, будто Назарянин пришел полностью упразднить иудаизм, но только к народам пришел он, чтобы установить религию, которая на самом деле не новая, а старая — и это семь заповедей Ноаха…. «.
Это утверждение рава Эмдена не голословно. Ученики Аноцри являлись ортодоксальными иудеями, которые видели путь приобщения язычников в исполнении Семи заповедей сыновей Ноаха. В «Деяниях Апостолов» сказано: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое… Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (15:15-26).
Начав свой путь как община «ноахидов», церковь довольно скоро отмежевалась от Израиля и даже встала в позицию откровенно враждебную еврейской общине. Но помимо политических, тому, по-видимому, имелись также и свои внутренние, «структурные» причины, на которые я указал выше: в «широком» плане сыны Ноаха призваны двигаться к Богу Израиля своим путем. Однако основным критерием истинности этого пути служит отношение к Израилю и иудаизму.
Пока церковь оставалась антисемитской, ее деятельность находилась под большим вопросом. Но в последние десятилетия ситуация меняется, и в тех случаях, когда миссия Израиля христианами чтится, когда они искренне отказываются от задачи «обращения» евреев, и поддерживают сионизм они получают известную легитимность.
Таким образом, можно сказать, что «широко» определенная община сыновей Ноаха в известной мере состоялась в лице христианства, той его части, которая признает первородство Израиля, разделяет его чаяния и стоит на его стороне. Соответственно, иудео-христианский диалог (в рамках которого оговаривается, что евреи обязаны исполнять Тору, а инородцы вправе поклоняться Богу Израиля по своему разумению) имеет перспективу и религиозный смысл.
Это утверждение не противоречит тому, что при вступлении в «узко» определенную общину «ноахидов» от неофита требуется полный отказ от церковной религиозности и использования какой либо христианской символики. Те, кто выбрали собственно иудейский путь, пусть и в самой облегченной его форме, не могут позволить себе никаких отклонений в сторону идолослужения. Принцип «маханаима», принцип двух лагерей должен строго соблюдаться.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора