Начало начал

Первый раздел «Берешит», с которого начинается новый годичный цикл чтения Торы, самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений людей — от Адама до Ноаха.

Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю Вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», посещающую этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с «древа познания добра и зла» и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха с семьей.

***

«Берешит бара Элоким. — Вначале сотворил Б-г небо и землю» (1:1).

Текст Торы можно разбирать на четырех смысловых уровнях: «пшат» («простое», прямое значение стихов), «ремез» («намек», раскрытие смысла с помощью текстового или логического анализа), «драш» (аллегорические умозаключения) и «сод» («тайна», толкование, объясняющее внутренний, каббалистический смысл).

Уже первое слово Пятикнижия — «Берешит» — дает богатую пищу для множества комментариев, в первую очередь, методом «ремез». Приведем некоторые из них.

Самая первая буква «бейт» имеет четыре значения: «ради», «с», «дом» и «два». Многие комментаторы образуют от «берешит» пары слов, состоящих из тех же букв. Одна пара — «бейт решит», два начала. Еще одна пара — «бара штей», Он создал два (две Торы, письменную и устную, два мира: физический и духовный, или два побуждения: доброе и злое: «йецер а-тов» и «йецер а-ра»).

Бааль а-Турим (рабби Яаков сын РОШа, 1275 — 1340 гг.) образовал из букв, составляющих «берешит», еще несколько словосочетаний, наполненных глубоким смыслом: «йерей-шаббат», почитающие субботу: мир был создан в заслугу шаббата; «алеф бе-тишрей» (дата сотворения мира) и «бейт рош» (намек на первый Храм, «бейт а-микдаш»).

Рабейну Бахья (1263 — 1340 гг.) развивает этот комментарий: слово «бейт» означает «бейт а-микдаш», а гематрия букв «тав-йуд» составляет 410: именно столько лет простоял Первый Храм в Иерусалиме. К приведенным примерам можно добавить «йерей-бошет». Это выражение указывает на «тшуву», раскаяние, и напоминает известную мишну из трактата «Пиркей-авот»: «Бошет паним ле-ган эден», «стыдливый идет в рай». Как видим, в приведенных «ремазим» (намеках) содержится ряд фундаментальных принципов иудаизма.

Теперь перейдем к «драшот», объясняющим первое слово Торы «берешит». РАШИ пишет, что «берешит» содержит в себе важную мысль: мир был создан «ради Торы и ради Израиля», поскольку они называются «первыми». Тора была сотворена первой, раньше Вселенной, а евреи первыми среди всех народов признали Б-га. «Ор а-Хаим» (рабби Хаим бен-Атар, 1696 — 1743 гг., Ливорно-Иерусалим) добавляет к ним еще одного «первенца»: страх перед Б-гом, опираясь на стих из Книги Теиллим (Псалмы): «решит хахма ират Ашем» — «Начало мудрости — благоговение перед Б-гом» (111:10). «Берешит», — пишет он, — может означать «бейт-решит», два вида страха. Страх перед Б-гом может быть двух видов: страх наказания и страх «огорчить» Творца. На это деление указывает продолжение первого стиха Торы: «Вначале сотворил Б-г небо и землю». «Небо» — означает страх перед самим Б-гом, а «земля» — более «приземленный» страх наказания. В другом комментарии «Ор а-Хаим» указывал, что, поскольку Тора является чертежом мира, «Берешит бара Элоким» означает, то Б-г создавал мир «по Торе», которая называется «решит», первая.

В мидраше сказано, что «Сефер (книга) и меч спустились в мир, завернутые вместе». Это значит, что мера Суда (меч) вошла в наш физический мир вместе с «сефер-Тора», свитком Торы, которая призвана смягчить «удар меча», изначальную строгость и требовательность к поведению людей. Б-г создал Тору вместе с мерой суда. Похожую мысль мы находим в талмудическом трактате «Кидушин». Сказал Всевышний: «Я создал «йецер а-ра» (побуждение к греху) и Я же сотворил Тору в качестве противоядия».

Кроме того, мудрецы Талмуда учили, что «Ган-Эден» (рай) и «Гееном» (ад) появились еще до Сотворения мира. Намек на это мы также находим в первом слове Торы «берешит». «Бейт-решит» — две первые вещи создал Всевышний: «ган-эден» и «гееном», причем одновременно.

Комментаторы раскрывают значение этих двух «начал», опираясь на продолжение первого стиха: «…эт а-шамаим ве-эт а-арец». Б-г создал небо, олицетворяющее духовность во всех ее проявлениях, и Он же создал землю со всеми ее физическими атрибутами. Он сотворил также человека с небесной душой, как у ангелов, и с физическим телом из земного праха, как у животных. С тех пор каждый человек стоит перед выбором. Если он достигнет небес, следуя велению своей души, его место — в «Ган-Эден». Если же он пойдет на поводу у своих животных инстинктов, пусть не жалуется потом: его ждет «геенна огненная».

«Грабители вы…»

Когда читаешь первый раздел Пятикнижия, возникает вопрос. Тора, как мы знаем, это, прежде всего, наш Закон, конституция, конспективно изложенная в ТАНАХе (Письменной Торе) и развитая и систематизированная в Мишне, Талмуде, писаниях мудрецов, которые мы называем собирательным термином «Устная Тора». Так почему она начинается не с кодекса важнейших юридических положений, а с истории Сотворения мира? Смысл начальной главы «Берешит» в том и состоит, объясняет выдающийся комментатор «Хумаша» РАШИ, что если скажут народы мира евреям: «Грабители вы, потому что вы силой захватили земли семи (ханаанских) народов», — мы должны ответить: «Вся земля принадлежит Всевышнему; Он создал ее и отдает, кому пожелает. По Своему желанию Он дал ее им, и по Своему желанию забрал у них и дал нам».

Этому комментарию почти тысяча лет; он хорошо известен и часто приводится разными авторами, но до сих пор не утратил своей остроты и актуальности. Скорее наоборот. Именно теперь, когда арабы вместе с остальным миром твердят: «Вы — захватчики палестинских земель!», — мы должны внимательнее вчитываться в слова Торы, в которых заключено наше вечное право на Эрец-Исраэль, не зависящее от политической конъюнктуры, данное нам не Бальфурской декларацией и не решением ООН от 1947 года (эти документы уже давно сметены мутным потоком антиизральских резолюций). Наше право — в обещании, полученном нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом от Самого Б-га, Творца Вселенной. Он завещал Эрец-Исраэль им и их потомкам, т.е. нам с вами. Об этом написано в книге «Берешит», в Библии, самой читаемой и почитаемой книге всех времен и народов.

5

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора