Спасти Сокрытого

Рав Йерухам говорил: «Как же человек может постичь Создателя, которого называют «Сокрытый» и «Неведомый», если он не сумеет своим разумом проникнуть в сокровенные глубины Торы?». То есть: «лишь тот, чьё сознание очищено и освобождено от искажающих восприятие завес, может познать Творца».

Рав Йерухам Лейбович родился в 1873-м году в белорусской Любани, недалеко от Слуцка. Его первым учителем был отец, рав Авраам, ребе в хедере. Затем отец отправил способного сына обучаться у величайших «звёзд» поколения — рав Йерухам стал близким учеником Сабы из Слободки, рабби Натана-Цви Финкеля.

Позже он многое почерпнул у рава Блазера («Ицеле Петербургера») — у него он перенял, в частности, методику преподавания Мусара («еврейской этики»). По рекомендации своего наставника, Сабы из Слободки он отправился в Кельм. И в последние 8 месяцев жизни Сабы из Кельма, рабби Симхи Зисселя Зива, Йерухам был частью группы особо продвинутых студентов, с которыми мудрец делился наиболее сокровенными прозрениями и постижениями.

Саба покинул этот мир 26 июля 1898, незадолго до начала 9 Ава, самого трагического дня еврейского календаря (как спустя 106 лет рав Ицхак Зильбер, наставник русскоязычного еврейства). Учёба у него было недолгой, но — эти месяцы изменили жизнь рава Йерухама. Он соприкоснулся глубоко и интимно с истинным величием человека, узнал, что «невозможное — возможно» и что есть у человека путь за полог неведомого. Нужно лишь искренне захотеть и приложить все усилия.

Позже он повторял ученикам: «Лучшим комментатором Торы для каждого человека может быть только сам человек». И так раскрывал смысл парадокса (зачем мне нужен комментатор в самом себе?): «Только через познание собственной духовной природы человек способен постичь самые высокие и сокровенные тайны Торы — ведь он создан по содержащемуся в ней проекту и в ней отражена его сущность. Человек способен обрести всю Тору в своей душе, подобно тому, как, по словам мудрецов, наш праотец Авраам «открыл всю Тору в себе самом»… Познав свою душу, он познал и своего Создателя». «И тогда в жизни человека могут происходить настоящие чудеса».

image3кккк

Когда два ученика рава Йерухама, рош-ешива Мир рав Хаим Шмулевич и сменивший учителя на посту «машгиах рухни», духовного наставника рав Йехезкель Левинштейн чудесами провели учеников ешивы Мир через Катастрофу Второй Мировой — они часто использовали советы наставника. Причём — не только сохранённые в памяти из их учёбы в ешиве. Рав Левинштейн рассказывал, что в Шанхае, где ешива Мир нашла приют, к нему во сне часто приходили три его учителя, уже покинувших этот мир: рав Йерухам, рав Бройде и сын Сабы из Кельма — и подсказывали ему, как действовать в той или иной ситуации. Есть сентенция у наших мудрецов: «Праведник после ухода влияет на мир больше, чем при жизни здесь».

Очень многие из тех, кто восстанавливал Тору после Катастрофы, лидеры следующих поколений — выпускники ешивы Мир: рав Давид Поварский, рав Зелиг Эпштейн, рав Шломо Вольбе, рав Шимон Шваб… Можно сказать, что рав Йерухам — через книги учеников, записавших и издавших его лекции, через самих учеников и учеников их учеников — по сей день остаётся духовным наставником всех евреев Торы.

А теперь предположите, что стало движителем, «духовным мотором», поднявшим сына провинциального меламеда на уровень величайших мудрецов нашего народа? Его ученик рав Нендик говорил об этом вот что: когда Йерухам был очень молод, его отправили в глубь России для выполнения исключительной заповеди: «пидьон швуим», «выкуп пленных». Российские власти по какому-то выдуманному обвинению посадили в тюрьму мудреца Торы — и молодой посланец приложил исключительные усилия, «сотрясал небеса и землю» ради его освобождения. «Вот это и было той заслугой, которая открыла перед ним ворота Торы».

Одной из любимых фраз, частым предупреждением ученикам было у рава Йерухама выражение: «не карабкайтесь в небеса!». Что значит: стремясь к вершинам духа, не забывайте свои земные дела и обязанности, не пренебрегайте возможностью помочь ближнему.

Потому, предполагаю я, что это и есть настоящий духовный взлёт, приближение к Создателю. Кто весь — добро и желание делать добро, отдавать сотворённым.

Для особо же в себе уверенных, позвольте на заметку: величайшее благо, которое сделал и постоянно продолжает делать тебе Б-г — это то, что Он сотворил тебя и постоянно даёт тебе жизнь. И как существу, особо к Себе приближенному — дарует тебе свободу воли. В частности, предоставляет тебе возможность посчитать себя, как это сделал египетский фараон, «самим собой сотворённым» и потому свободным от долга благодарности. Мол, «кто такой Б-г, чтобы я слушал его?». Только умно ли такой «привилегией» пользоваться?

image255555555

Случайно ли наиболее террористические, наиболее кровавые режимы в истории человечества — это режимы атеистические? А самый живодёрный в этой истории век — атеистический 20-й? Даже дикарям ИГИЛа и фанатикам ХАМАСа далековато до прогрессивных младотурков и последовательно-коммунистических «красных кхмеров»… не вспоминая даже «чемпионов». Говорят мудрецы, что неблагодарность — в основе всех человеческих пороков.

Извините, слегка отвлёкся. Педагогический талант рава Йерухама заметил ещё Саба из Слободки, всячески помогавший его развить. С конца 19 века рава Йерухама приглашали на роль духовного наставника в несколько ешив — он отказался от всех предложений и на годы, вернувшись учеником в Кельм, полностью погрузился в постижение Торы и работу над своей личностью. Он, несмотря на склонность к педагогической деятельности и очевидный для всех талант лектора, считал, что ещё недостаточно созрел для того, чтобы его влияние на учеников было облагораживающим и «беспримесным».

Позже он рассказывал ученикам, в чём состояла его духовная работа над собой: «Анализируя свои поступки и духовное состояние, я увидел, что не принадлежу себе, но являюсь просто игрушкой в чужих руках. Этими «чужими руками» оказались мои собственные желания, которые безраздельно властвовали над сердцем. Более того, эти вожделения постоянно подкупали мой разум, подталкивая его к выгодным для них выводам. И тогда я стал учиться тому, как добиться власти сознания над похотями и прихотями. Я решил каждый день совершать, как минимум, пять поступков вопреки своим вожделениям, …и за нарушение этого правила установил себе штраф размером в десять копеек».

Рав чувствовал глубочайшую ответственность за своих будущих учеников и считал, что только воспитатель, сумевший преобразовать и воспитать себя, достигший высоких степеней самосознания и самоконтроля, может научить чему-то важному своих воспитанников. О его добросовестности по отношению к тем, кто воспримет его учение, говорит хотя бы такой факт: в будущем, в ешиве Мир, одну из своих лекций он готовил… полгода. Конечно, все её слова рав мог бы произнести практически сразу — но, чтобы материал получился настоящим, человек должен его глубоко проработать, «прожить на себе»; самому пройти сам все стадии и формы духовного совершенствования, о которых он будет говорить. «Только тогда учитель может дать что-то своему ученику, когда он любит его как собственного сына». Желал бы я себе, своим детям и внукам такого наставника!

Настал день, пришла пора выходить из душевного уединения — в 1903-м сам Хафец Хаим его пригласил к себе в Радин на роль «духовного наставника» ешивы. Отказаться было просто невозможно. Через 5 лет его приглашают в знаменитую ешиву Мир (по имени маленького белорусского городка-посёлка, где она существовала с 1815-го). Как-то сказал мне один рав: «ешивы — они как акции, поднимаются или падают». «Акции» ешивы Мир с приходом рава Йерухама пошли вверх.

Конечно, он был не один — блестящий знаток Торы, великолепный организатор, харизматическая личность, которого за невероятную доброжелательность любили все ученики,- рав Элиягу Борух Камай возглавлял ешиву с начала века. С конца 1906 года к нему присоединился зять, сын Сабы из Слободки рав Элиэзер Йегуда Финкель — тоже выдающийся знаток Торы и уникальный организатор. Когда в 1911 году посёлок Мир вместе с ешивой сгорел дотла, благодаря энергии и авторитету рава Финкеля были собраны необходимые средства — и ешива и посёлок были не только отстроены, но и расширились! (в 1917 году, после смерти отца в результате неудачной операции, ешиву вместе с равом Финкелем возглавил рав Авраам Цви Камай).

Однако приход духовного наставника рава Йерухама придал ешиве особую возвышенную ауру. Он разработал и продолжал углублять всеобъемлющую этическую систему, направленную на то, что он считал главным в воспитании — совершенствование качеств характера. Ведь человек обыкновенно куда более сокрыт сам от себя, чем дальние галактики от него! Найдя, освободив и очистив себя сокрытого, спасая себя от собственного забвения — человек может приблизиться к Сокрытому.

Пересказать его систему в нескольких словах невозможно, вот лишь некоторые отрывки. «Подлинная разница между праведником и нечестивцем заключается вовсе не в том, что один выполняет заповеди, а другой грешит, — ведь и праведник может, оступившись, совершить грех, и нечестивец способен при благоприятных обстоятельствах выполнить столько заповедей, сколько зёрен в плоде граната. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вожделениям, заставляющим его согрешить, в том время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними». «Когда человек самоотверженно служит Творцу, вкладывая в выполнение заповедей все свои силы, до последнего естественного предела, он достигает уровня сверхъестественного и удостаивается чудес» (что и случилось в Холокост со спасшейся сверхъестественным путём его ешивой Мир,- крупнейшей на сегодня нашей ешивой). «Высшей точкой духовного развития человека должен быть добровольный выход за пределы свободы выбора — когда сердце праведника настолько охвачено любовью к Всевышнему и трепету перед Ним, что при принятии решений уже не учитываются варианты, связанные с нарушением Его воли. Цель свободы выбора — достигнуть такого уровня, на котором человек «вынужден» творить только добро».

Первая Мировая война разрушила нормальную жизнь ешив — в частности, ешива Мир была эвакуирована в Полтаву, а сам рав Йерухам остался на территории, оккупированной немецкими войсками. Сразу после войны он отправился в Слободку — восстанавливать великий центр Торы, пока сам Саба из Слободки не мог туда добраться. Затем — рав Йерухам становится духовным наставником знаменитой ешивы Поневеж (Паневежис). И наконец, в 1923-м возвращается в Мир — ешива восстановила свою деятельность ещё в 1921-м, когда в результате войны России с Польшей Мир оказался на польской территории. Следующие 18 лет, до раздела Польши безжалостными хищниками, Мир — пожалуй, самая популярная ешива как минимум в Европе.

image5еее

Сюда стремятся лучшие ученики из самых разных стран и, видимо, Мир — вообще первая «интернациональная» ешива. Их магнитом притягивал машгиах — человек, сумевший соединить для себя небо с землёй, личное с бесконечным.

Необычным было то, что рав Йерухам активно принимал в свою строго «традиционную», «литовскую» ешиву студентов, нередко уже закончивших светские учебные заведения и даже имевшие учёные степени, то есть воспитанных на совершенно иной идеологии. Атмосфера ешивы Мир быстро превращала их в настоящих «бней Тора», «людей Торы».

Его лекции и беседы вдохновляли студентов — учёба в Мире не прекращалась даже ночью, приходилось взывать к благоразумию студентов. Не случайно из Мира вышло столько выдающихся мудрецов.

…Приводя на Землю, до крайнего предела переполнившуюся грехом, беду, Всевышний сперва забирает с неё защитников. Йов умер в Кнаане перед вторжение евреев под водительством Йеошуа бин Нуна. В 1920-м умирает Саба из Новардока, в 1933 — Хафец Хаим… А в 1936 году в Польше разворачивается мощная антисемитская компания. В марте того года Сейм принимают, а через неделю Сенат польского государства утверждает закон, запрещающий шхиту — кошерный убой скота. Соврут те, кто припишет Холокост только стараниям немцев и их подручных в захваченных странах — с середины 30-х по многим и соседним с Германией, и дальним от неё странам катится мощная антисемитская волна. Польша, Румыния, Венгрия, Австрия, Америка, Франция… Готовится почва для будущих чудовищных преступлений или, по крайней мере, для преступного к ним равнодушия.
image4кккккЭто очень тяжело подействовало на рава Йерухама. Смею предположить, что он увидел не только социальные проявления, но и духовные силы обвинителей нашего народа — и, вероятно, предчувствовал нечто, подобное Холокосту. Ещё до 1933-го о возможном Холокосте предупреждал Хафец Хаим, а его близкий ученик рав Эльхонан Буним Вассерман писал об этом в середине 30-х.

И 18 сивана (8 июня) 1936 года — в день по еврейскому календарю, когда на 1816 лет раньше умер Гамлиэль Второй, наш духовный лидер и «царь в изгнании», а семью годами позже изверг Гиммлер издаст приказ «о ликвидации всех оставшихся на территории Остланда гетто» — умирает от инсульта рав Йерухам Лейбович. Ему было только 63 года и он находился в расцвете духовных и физических сил…

Удивительно, но именем «Йерухам» назван небольшой город в 30 километрах от Беер-Шевы — где существует ешива и вообще процент религиозных среди жителей весьма высок. Возможно, связь названия с героем нашей статьи — это только легенда и имя городка имеет другие корни, ведь начинался-то он с палаточных лагерей евреев — беженцев из восточных стран. Скажем, названо в насмешку («Всевышний сжалится над вами», на иврите: йирахем) — мы вас сунули в пески Негева, выживайте, как сможете. Но не исключена и связь с равом Лейбовичем, ведь только его было принято называть так по имени — и все уже знали, о ком речь.

image8еееее

Как бы то ни было, восстановлением и оживлением сгоревших ешив после Второй Мировой занялись уцелевшие ученики рава Йерухама — и это настоящий ему памятник, ведь тем же самым после Первой Мировой с самоотверженной любовью он занимался сам. Самый надёжный ему памятник — продолжение традиции Мусара, еврейской духовной этики, его учениками. Великий учитель Мусара нашего времени, 13 лет назад ушедший от нас рав Шломо Вольбе писал: «День своего первого знакомства с равом Йерухамом я считаю своим «подлинным днём рождения». И когда его спрашивали, почему он не придерживается обычаев евреев-выходцев из Германии, рав Вольбе пояснял: «Я родился в Польше, в городе Мир, — вот место, где я на самом деле родился».

image7ууууууу

 

 

 

 

 

Эстафета продолжается: «день рождения» рава Йерухама — это встреча с Сабой из Кельма, «день рождения» рава Вольбе — встреча с равом Йерухамом. Кто назовёт «рождением» встречу с равом Вольбе?..

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора