Как Гольдфарб Златоцветовым стал

«В далекий край товарищ улетает

Родные ветры вслед за ним летят…»

Это слова из песни, прозвучавшей в фильме «Истребители», культового в 30-х годах прошлого века. Пел песню и главную роль исполнял Марк Бернес. Играл он летчика, воевавшего в Испании. В то время сражались в Испании великое множество советских командиров всех родов войск. И летчиков — истребителей и бомбардировщиков. Республиканцы, воевавшие с франкистами, не были военными профессионалами. А франкисты — были. Вот и прислали в Испанию профессионалов всех родов войск по распоряжению Сталина.

Они сформировали республиканскую армию, которая более двух лет продержалась против франкистов, немецких и итальянских подразделений. Естественно, добровольцами они не были. Отбирали лучших. И среди них…

Бернес такого добровольца изображал — русского красавца-блондина. Кто бы знал в те времена, что был он и не Марком даже. При рождении Менахемом назван. И фамилия Нейман. Думается, не специально, но так получилось, что роль Бернеса полностью совпала с реальным истребителем. Да каким! Это о нем написал Хемингуэй: «Какая сила! Какая ярость! Такие, как генерал Дуглас, сражаются, как рыцари в сагах!»

Но был этот рыцарь комбригом Смушкевичем, которого при рождении отец назвал Янкелем. Легендарный летчик-истребитель. Его, как и других, перед отъездом в Испанию, «переименовали». Назвали Дугласом. Вот он-то и создал республиканскую истребительную авиацию. И сам сбил 15 самолетов, германских и итальянских. И стал Яков Владимирович — а не Янкель Вульфович — Героем Советского Союза. Одним из первых!

Испанскими бомбардировщиками командовал другой советский командир. И тоже еврей «переименованный». Имя-фамилию просто перевели на русский, и стал командир бомбардировочной авиаэскадрильи Авраам Гольдфарб — Адамом Златоцветовым.

Осенью 1936 года его эскадрилья, оснащенная новейшими советскими скоростными бомбардировщиками типа СБ, весьма успешно действовала в Испании, и франкистские истребители уступали ее машинам в скорости. Известны случаи, когда благодаря своим летно-тактическим данным, бомбардировщики Златоцветова сами выступали в роли истребителей, перехватывая и группы вражеских бомбардировщиков.

Думается, стоит рассказать подробнее об этом полководце еврее, русская фамилия осталась у него и после Испании. На всю оставшуюся жизнь. Он родился в Украине осенью 1900 года. И четыре года в хедере учился. А в Гражданскую — красноармейцем стал. В 1920 году воевал на Юго-Западном и Западном фронтах, участвовал в советско-польской войне на Киевском и Ковельском направлениях. Как ни странно, был он кавалеристом, с еврейским-то образованием! И — вот уж не странно нисколько — каждую минуту свободную от службы Авраам читал. (Знаете, таким же способом заимел сравнительно неслабое образование и я. Потому и отношусь свято к чтению. Которое сегодня… увы.)

А служил Гольдфарб после Гражданской войны в штабе кавалерийских курсов. И на коне великолепно скакал, и шашкой рубил, и пикой трехметровой действовал. Но мечтал еврей стать летчиком. И когда в сентябре 1922-го пришла разнарядка — костьми лег и был направлен на учёбу в Егорьевскую теоретическую школу Красного Воздушного Флота. Закончив теоретическое обучение, в августе 1923 года прибыл он в 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова. Продолжил обучение в 1924 году в Московской высшей школе красновоенлетов, после окончания которой в мае 1925 г. назначен в отдельный разведывательный авиационный отряд. Пять лет прослужил рядовым летчиком и в 1930 году назначен командиром авиационной бомбардировочной эскадрильи в Белорусский военный округ. Комэск Авраам Гольдфарб уже через пару лет вывел свою эскадрилью в число лучших не только в округе, но и в бомбардировочной авиации вообще. И когда возникла потребность опробовать на практике новый скоростной бомбардировщик СБ, отобрана была та эскадрилья, которой командовал Гольдфарб.

Надо сказать, что в середине 60-х самолет СБ был действительно скоростной машиной, превосходящей по скорости многие истребители. И не только советские. Вместе с тем, машины, сошедшие с конвейера в начале 30-х, были «сырыми», число аварий зашкаливало. И эскадрилья Гольдфарба в числе первых стала летать на СБ штатно. Скорее всего, именно поэтому на нее и выпал жребий, когда стали формировать подразделения «добровольцев» для отправки в Испанию, где во второй половине 1936 года вспыхнул мятеж в регулярных войсках против республиканского правительства. В результате чего и осталось правительство это без армии, авиации и флота. Советские «добровольцы» и помогли с формированием новых вооруженных сил, и заменили их на первом этапе.

Вот и комэск Гольдфарб: он обучал испанцев летать на советских бомбардировщиках и сражаться учил, планировал боевые операции и сам дрался. И не только бомбил, но и самолеты вражеские сбивал. 5 машин сбил. В том числе — германские и итальянские. В Испании Авраам воевал около года. А по возвращении в октябре 1937 года из комэска произведен был в комбрига. Звание это тогда как бы генеральским считалось. Ну, а что не победили республиканцы, так нет его вины. Любопытно однако же, что в указах о награждении орденами и в приказе о присвоении звания высокого стояла чужая фамилия — Златоцветов. А имя отчество родные: Авраам Ефимович. Что бы это значило? Означало — родилось из глобального переименования «добровольческого» контингента, направляемого в Испанию. Тут уж кадровики изощрялись по полной. И становился комдив Штерн «генералом Григоровичем», комбриг Смушкевич — «генералом Дугласом». А комэска Гольдфарба просто перевели с еврейского. Получился Златоцветов. Да так и остался. Обратно переводить не стали. Для следующего случая, как видно. А он спорить и не приучен был, спасибо сказал, что имя отчество сохранили.

Но из комэсков произвели сразу в комбриги и поставили во главе Ворошиловгрвдской военной школы летчиков. Повышение через много рангов! Что неудивительно, учитывая, какой в то время год на дворе свирепствовал — 1938-й, роковой! Чины, должности и головы катились бильярдными шарами. Авраам попробовал было заикнуться о мечте сокровенной — мол, поучиться бы. А ему — не время… Летаешь ты славно, остальному — учись на привалах. Вот Горький так учился и великим писателем стал!

d3bc2a3f3977fecea041b04d2cc61cfeмммммм

Но не писателем встретил комбриг Златоцветов проклятый 1941 год, а заместителем Командующего ВВС Харьковского военного округа. Когда же округ окунулся в пламя сражений — Златоцветов уже командовал его авиацией. Он становится генерал-майором и до конца Великой Отечественной войны входит в число ее полководцев.

Здесь хотел бы остановить повествование свое и, как можно понятней, объяснить значение высокого этого звания полководец. Дабы не путали его с вполне достойными терминами командир и военачальник. Итак…

Подавляющее большинство историков и теоретиков военного искусства определяют понятие «полководец», как военачальник, умело руководящий вооружёнными силами государства или крупными воинскими формированиями во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения сражений. К этому понятию относят лиц, обладающих талантом, творческим мышлением, интуицией, способностью предвидеть развитие военных событий, волей, решительностью и бесстрашием, богатым боевым опытом, высокими организаторскими способностями и другими качествами, которые позволяют с наибольшей эффективностью использовать все имеющиеся силы и средства для достижения победы.

В ХХ веке к умению мудро и мужественно руководить большими массами бойцов прибавляется знание возможностей боевой и транспортной техники, виртуозное мастерство использования ее свойств и возможностей во всех природных стихиях: на земле, в океане и в воздухе.

К изложенным требованиям я добавляю еще одно, для моего повествования — необходимое: речь может идти о полководцах лишь еврейского происхождения. Именно о них, незаслуженно забытых, отринутых военными историками, веду я свои разыскания и счастлив, когда увенчаются они успехом, и новый, неизвестный доселе полководец-еврей появляется из забвения. А к строю таких относятся, в первую очередь, евреи, которые руководили в сражениях тысячами самолетов.

Ну-ка, читатель мой, колыхни память свою, назови хоть одного такого! Расскажи о его военной мудрости, мастерстве в воздушных сражениях! А не знаешь, если — прочти, запомни и расскажи, обязательно расскажи детям и внукам своим. Да, что там! Всем, всем расскажи! С гордостью великой! Потому что, если не ты — кто же сделает это? Кто об этом знает? Да не об одном генерале Златоцветове — как стыдливо замаскировали Аврама Гольдфарба.

Я уж упомянул о великом летчике — полководце, дважды Герое Советского Союза Якове Владимировиче (а правильно — Янкеле Вульфовиче) Смушкевиче. Представить себе не так уж сложно, какие совершал бы он подвиги в воздухе, если бы… Если бы не расстреляли легендарного полководца, непобедимого аса, палачи в фуражках с голубым околышем. Казнь состоялась в конце октября 1941 года, когда немцы были рядом с Москвой. Они оказались там еще и потому, что советской авиацией командовали бесталанные неучи. А тех, кто умел командовать — убивали в подвале куйбышевской тюрьмы.

… Журнал «Люфтваффе» — официальный орган ВВС гитлеровской Германии — писал об этом: «Обстоятельства сложились так благоприятно, что генерал Дуглас не участвует в нынешней войне, его убрал Сталин, и это равносильно, по крайней мере, разгрому пяти советских авиационных дивизий…». Оценка врага, говорят, высшая оценка… Как обидно. Покрошил бы фрицев великий летчик и полководец.

Но не беден и авиационными полководцами был строй еврейский в ту войну. Самых высших назову, чтоб не посчитали голословным. Генерал-майор авиации Борис Рувимович Писаревский, сначала командовал авиационной дивизией, а потом — и всю войну — командующим авиационной армией и ВВС фронта был. А в них действовало три воздушных армии. А что это — воздушная армия в той войне? В состав ее входили истребительные, штурмовые, бомбардировочные и смешанные авиационные корпуса, дивизии и отдельные полки. В зависимости от важности выполняемых задач воздушная армия имела 8-9 авиакорпусов, 10 отдельных авиадивизий, несколько десятков авиаполков и насчитывала до тысячи самолетов. Фронт же имел от 2 до 4 авиационных армий.

Вот и представьте, какой воздушной лавиной командовал этот еврей Борис Писаревский. Вы только представьте себе эту лавину из тысяч самолетов, которую посылал он на врага, на своего личного врага! Да, личного. Мы, евреи, считали гитлеровцев личными врагами. И мстили, мстили — уж поверьте солдату! Нам, еврейским воинам — солдатам и полководцам — больше других было за что мстить. А это совсем другой уровень военного мастерства.

… А еще — Зиновий Померанцев, генерал-майор. Он заместителем командующего авиацией фронта был. … А еще — командующий воздушной армией генерал-лейтенант Давид Слобожан. … А еще — заместитель командующего воздушной армией генерал-лейтенант Зелик Аронович Иоффе. …А еще — Марк Иванович (Израилевич) Шевелев, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, начальник штаба авиации дальнего действия (АДД). Авиация дальнего действия являлась видом ВВС, подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему. АДД имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 отдельных авиационных полка. Полторы тысячи тяжелых бомбардировщиков по планам генерала Марка Шевелева разрушали немецкие города, гавани, заводы и другие стратегические объекты.

… А еще — 40 полководцев евреев: 5 начальников штабов фронтов, 3 начальника штаба флотов, 7 командующих армиями и т. д.

Вернусь, однако, к генерал-лейтенанту Аврааму Златоцветову (Гольдфарбу). Который с июня 1941 года был поочередно заместителем командующих 15-й и 17-й воздушных армий, командиром 1-го Гвардейского авиакорпуса. А с октября 1944-го стал представителем Ставки ВГК в армии Тито. Координировал взаимодействия нашей авиации с югославскими войсками. До самого конца войны. И ушел в запас в 1953 году.

Думаю, однако же, мало кто из жителей Куйбышева, где жил и умер он через 17 лет, знал о том, каким был полководцем в великой войне этот пожилой еврей. Да уж еврей ли он, если Златоцветов?

Марк ШТЕЙНБЕРГ

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора